Виктор Евтухов — «РБК Вино»: «Потребитель уже знает, что такое качество»
О временах, когда «шмурдяк» поступал в страну разлитым в бутылки, какие меры поддержки государство оказывает российским виноделам и как это влияет на популяризацию отечественного вина среди населения, в блиц-интервью «РБК Вино» рассказал статс-секретарь — замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов

Виктор Евтухов
— Сейчас доля российского вина на рынке уже оценивается примерно в 50%. Какой, по вашему мнению, потенциал роста у этого показателя?
— Россия сейчас стремится занять свое место среди ведущих винодельческих держав. Сегодня в южных регионах страны идет активное развитие виноградарства и виноделия, строятся и запускаются новые винодельни, создаются этнотуристические кластеры, расширяется «винная» география и сеть дистрибуции. На развитие виноградников государство в настоящее время выделяет субсидии: с 2022 года они составляют 2,4 млрд руб. ежегодно, их выдают на приобретение посадочного материала, мелиорацию, создание инфраструктуры.
Кроме того, в августе 2023 года президент Владимир Путин поручил правительству обеспечить на законодательном уровне налоговый вычет для виноделов до 2026 года с условием, что они будут инвестировать в свою отрасль. Это позволяет российским виноделам платить низкий акцизный налог — примерно 1 руб. с литра. А вот у иностранных производителей такой возможности не будет.
В части производства специализированного оборудования для виноделия необходимо отметить, что более 80% парка винодельческого предприятия — это, конечно, емкостное оборудование. Сегодня в России более десяти профессиональных производителей емкостей различных типов. Да, есть временная зависимость этой сферы от поставок пищевой нержавеющей стали. Сейчас в основном с этим выручает Турция. Но ситуация изменится с запуском крупного инвестиционного проекта по производству нержавейки в Волгоградской области.
Если говорить об обеспеченности комплектующими для производства винодельческой продукции, по стеклянной таре у нас профицит по основным типам винного стекла — зеленая и оливковая бутылка. Что касается укупорочных средств, мощности по винтовой алюминиевой пробке в России составляют около 2 млрд единиц. Отрасль с прошлого года активно внедряет розлив «под винт», что делает российское виноделие менее зависимым от поставок корковой пробки из ЕС. В розничной торговле ее доля приближается к 30% в общем объеме продаж в крупных сетях.
Уверен, что российское виноделие готово к тому, чтобы ежегодно увеличивать долю отечественного вина на рынке. Сейчас практически все торговые точки пытаются расширять представленность отечественных вин. По сравнению с импортными аналогами наш продукт характеризуется более привлекательной ценой и стабильностью поставок. Кроме того, в последнее время стало открываться все больше заведений, специализирующихся исключительно на винах России. Пока что это происходит только в городах федерального значения и в регионах — производителях вина.
— Какие меры поддержки российскому виноделию оказывает Минпромторг?
— Эффективным инструментом продвижения российского вина выступает регулярная федеральная акция «Дни российских вин», которая проводится каждый год весной и осенью. Недавно, в апреле, как раз состоялось открытие 11-й акции. Мероприятие направлено на увеличение продаж и повышение узнаваемости вин российского производства, имеющих лицензию ЗГУ. Торговые сети обозначили, что во время ее проведения продажи российских вин увеличивались на 30–40%.
Кроме того, успешный проект поддержки и продвижения отечественного виноделия, реализованный по поручению Минпромторга, сделало Роскачество — это «Винный гид России». В частности, в «Винном гиде 2023» исследована продукция 105 винодельческих хозяйств — более 75% предприятий на рынке. В исследовании представлены 650 вин из десяти винодельческих регионов. За время работы этого проекта в два раза была расширена география исследования, в полтора раза — количество исследованных вин. Ассортимент предлагаемого российского вина увеличился почти в десять раз — с 800 товарных позиций в 2018 году до более 7 тыс. в 2022-м.
Минпромторг традиционно выступает за многоформатность торговли, в связи с чем российские вина получили новый канал продаж — винные ярмарки. Этот способ продвижения продукции отечественного вина — важнейший канал продаж для субъектов малого предпринимательства. Он закреплен на законодательном уровне, для него подготовлены методические рекомендации с акцентом не только на продажи, но и на развитие винной культуры. В 2023 году винные ярмарки прошли в Красногорске, Воронеже, Калуге, Казани, Ярославле, Сочи, Астрахани, Самаре и Уфе. В этом году они состоятся в девяти городах. Формат востребован не только у производителей, но и у жителей городов. Сейчас каждый четвертый потребитель вина (23%) посещает подобные мероприятия.
— Планируется ли вводить правило, по которому рестораторы будут обязаны включать российское вино в свои винные карты?
— Мы наблюдаем устойчивый рост оборота отечественного вина по отношению к зарубежному. По моему мнению, установление разумной обязательной доли отечественного вина в винных картах или меню предприятий общепита может усилить популяризацию отечественной винодельческой продукции среди потребителей. Однако определить, какую именно долю российское вино должно занимать в картах, можно только на основании экономически обоснованных показателей рынка, кроме того, это не должно привести к ухудшению положения компаний.
— Считаете ли вы, что для того чтобы российское вино пользовалось большим спросом, чем импортное, оно должно быть существенно дешевле? Что для этого делается?
— Вино как категория в российской розничной торговле показывает свой уверенный рост. В 2023 году без учета общепита российский рынок вина составил 786 млн л, что примерно на 20% выше показателей 2022 года. А именно: шампанских и игристых вин — 216 млн л, тихих вин — 558 млн л, крепленых вин 12 млн л. Доля игристых вин в натуральном выражении превышает 68%, тихих — 52%.
Для дальнейшего роста рынка российского вина 1 августа 2023 года была увеличена базовая ставка импортных пошлин до $1,5 за литр. Эта мера уже сказывается на снижении конкурентоспособности дешевого импортного вина. Мы наконец видим, как дешевые, так называемые столовые иностранные вина, вымываются из ассортимента нашего ретейла. Фактически это ведь был тот же балк, то есть вино наливом, ввоз которого в Россию был ограничен ранее законом о виноградарстве и виноделии. Только в данном случае этот дешевый и весьма невзыскательный иностранный виноматериал практически «шмурдяк» поступал в страну не в цистернах, а уже разлитым в бутылки где-нибудь в близлежащих странах — Чехии, Прибалтике и т.д.
Российские вина занимают более 85% всего объема в ценовой категории до 500 руб. Но в более высоких нишах, рентабельных для средних и малых виноделен, пока что российского вина куда меньше. Для сравнения: в 2022 году в ценовой группе от 500 руб. и выше продавалось 28% всего импортного вина и менее 10% российского вина. В то же время стоит напомнить, что еще в 2018 году мы начинали, что называется, с отрицательных позиций. Наш потребитель вообще ничего не знал о российском продукте, более того, было стойкое убеждение, что отечественное вино уступает винам Европы и Нового Света.
Российское вино сегодня, в 2024-м, уже совсем не такой продукт, каким он был до принятия нового федерального закона «О виноградарстве и виноделии». Произошла долгожданная переориентация с производства вина из импортного виноматериала на производство вина из российского винограда. Сейчас потребитель уже знает, что такое качество, и обращает внимание на вина с ЗГУ (защищенное географическое указание) и ЗНМП (защищенное наименование места происхождения).