Онлайн-кинотеатры назвали самые популярные фильмы о вине у россиян

«Кинопоиск» и «Иви» назвали самые популярные у россиян фильмы о вине

Обновлено 26 ноября 2024, 14:55

В России растет популярность онлайн-кинотеатров. Пиковые показатели по просмотрам приходятся на новогодние и майские праздники. Онлайн-кинотеатры «Кинопоиск» и «Иви» назвали самые популярные у россиян фильмы о вине

insta_photos / Shutterstock / FOTODOM
Фото: insta_photos / Shutterstock / FOTODOM

Количество подписок на онлайн-кинотеатры в России в 2023 году выросло на 15 млн по сравнению с предыдущим годом и превысило 45 млн, рассказал «РБК Вино» генеральный директор агентства TelecomDaily Денис Кусков.

«Есть сопутствующие этому факторы. В частности, небольшое количество премьер блокбастеров в кино. Какие-то фильмы идут без лицензирования, но в основном кинотеатры показывают российское кино. Поэтому для большинства населения онлайн-кинотеатр — это аналог выхода в свет», — говорит он.

По словам Кускова, в течение года есть два пиковых периода, когда количество просмотров фильмов в онлайн-кинотеатрах увеличивается в разы: новогодние и майские праздники.

Топ фильмов о вине от «Кинопоиска»

«На обочине» (США/Венгрия, 2004 год) — картина Александра Пэйна о друзьях, которые путешествуют по виноградникам Калифорнии. Фильм получил пять номинаций на «Оскар» и статуэтку за лучший адаптированный сценарий. После выхода фильма в США резко сократились продажи мерло.

«Хороший год» (США/Великобритания, 2006 год) — романтическая история от Ридли Скотта о бизнесмене, который унаследовал поместье в Провансе.

«Тайна Санта-Виттории» (США, 1969 год) — военная драма Стенли Крамера о жителях итальянского городка, которые прятали вино от немецких оккупантов.

«Шоковый эффект» (США, 2008 год) — фильм Рэндолла Миллера, основанный на реальных событиях. В центре сюжета — фурор небольшой американской винодельни на конкурсе слепой дегустации во Франции. Именно после этого события, названного в истории виноделия «Суд Парижа», американские вина получили признание в Европе.

«Удача винодела» (Новая Зеландия/Франция, 2009 год) — фэнтези Ники Каро о том, как молодой винодел встречает сказочное существо.

«Мондовино» (Аргентина/Франция/Италия/США, 2004 год) — документальный фильм Джонатана Носситера о том, как живут и за что борются виноделы по всему миру.

«Путешествие» (Великобритания, 2010 год) — комедия Майкла Уинтерботтома о том, как два друга решают поехать в дегустационный тур по Англии.

Топ фильмов о вине от «Иви»

«Золотое дно» (Россия, 2024 год) — ироничная семейная драма Сергея Минаева.

«Вкус любви» (Франция, 2021 год) — комедия Ивана Кальберака о стареющем владельце винного магазина на грани разорения.

«Чувство вина» (Россия, 2021 год) — роуд-муви Александра Пухова о путешествии по России сомелье из Петербурга Евгения Шамова и итальянского шеф-повара Антонио Фреза. Итальянец уверен в том, что в России не могут делать хорошее вино, и основная задача российского сомелье — изменить его мнение.

«В ожидании Дали» (Испания, 2023 год) — ироничная комедия Давида Пужоля о том, как одаренный повар возрождает ресторан в приморском городке.

По данным агентства TelecomDaily, в 2023 году выручка онлайн-кинотеатров в России достигла 80,9 млрд руб., что на 45% выше, чем годом ранее (55,8 млрд руб. за 2022-й). При этом аналитики подчеркивают, что сравнение может быть некорректным из-за изменения методики расчетов в прошлом году. Однако добавляют, что с 2019 по 2021 год выручка онлайн-кинотеатров в среднем росла на 53% в год, что говорит о безусловном росте популярности платформ у зрителей.

При этом TelecomDaily объясняет отток средств, полученных онлайн-кинотеатрами в 2022 году, уходом ряда крупных сервисов и снижением покупательской активности.

Лидером по выручке среди российских кинотеатров в 2023 году стал «Кинопоиск». На его долю приходится 35,6% от общего объема. На втором месте — «Иви» (17%), на третьем — Wink (15,3%). Четвертую строчку с показателем 9,8% занимает Okko, а сервис Kion, на который приходится 6,9% суммарной выручки, стал пятым. При этом из онлайн-кинотеатров, входящих в первую пятерку, смог нарастить долю выручки только «Кинопоиск».

Почему в России почти не снимают фильмов о вине

Если в мировом кинематографе можно найти фильмы о виноделии и виноградарстве, то в отечественной индустрии кино таких фильмов немного, говорит киновед и кинокритик Александр Шпагин.

«Подобная тематика не приветствовалась еще в советском кинематографе, поскольку считалась красивой пропагандой алкоголя. Пожалуй, впервые эта тема встречается в фильме «Отец солдата», в сцене, где старик защищает виноградник, по которому хотят проехать танком. Здесь важно понимать, что по сюжету главный герой грузин, а у Грузии особое почтение к винограду», — говорит Шпагин.

В целом, по словам кинокритика, тема виноградарства и виноделия в советское время чаще возникала в грузинском кинематографе. Он приводит в пример фильмы «Листопад» Отара Иоселиани (1966), «Городок Анара» (1976) Ираклия Квирикадзе, «Приди в долину винограда» (1976) и «Грузинский виноград» (1999) Георгия Шенгелая.

«Ближе к концу советской эпохи и уже после распада Советского Союза в России так и не стала популярной в кино тема виноградарства и виноделия. Это в первую очередь связано с тем, что все же виноградарство и виноделие никогда не были массово нашей культурой», — говорит Шпагин.

При этом, по словам эксперта, совсем иное, более популярное место в российском кинематографе занимают картины, в которых люди пьют водку.

«Это наш любимый национальный напиток, буквально наша религия, которая притягивает, русский богодьявол, можно и так сказать. Водка — наш хтонический национальный символ. Как бы кто ни относился к этому факту, но у нас пьющая страна, поэтому был настолько популярен в свое время фильм «Особенности национальной охоты». Он в прямом смысле спас провальный прокат, который был в год его выхода, и вернул зрителя в кинотеатры», — считает эксперт.

В России сейчас, по словам ряда экспертов, на подъеме находится виноградарство и виноделие. Киновед Александр Шпагин считает, что эта тенденция может отразиться и в кинематографе.

Поделиться