«Маргарита»: история коктейля и рецепты от барменов

Обновлено 03 июня 2024, 14:35

Коктейль «Маргарита» — один из самых популярных в большинстве барных карт мира. Он регулярно попадает в авторитетный рейтинг Drinks International. Когда и где именно он появился, доподлинно неизвестно, но история напитка насчитывает уже более 70 лет

Shutterstock
Фото: Shutterstock

Как появился коктейль «Маргарита»?

Ингредиенты коктейля «Маргарита» — текила, трипл-сек, сахарный сироп, лаймовый сок, лед, а также ломтик лайма и соль для гарнировки. Соляной бортик — обязательная деталь, по которому бокал «Маргариты» можно моментально опознать на барной стойке. Кстати, бокал для этого напитка — Coupette Glass — сам по себе не перепутаешь ни с каким другим: он напоминает своеобразный гибрид широкого бокала-креманки для шампанского, или coupe de champagne, и бокала для белого вина. Барменские легенды связывают форму бокала с женской грудью, но это всего лишь пикантная байка. На самом деле форму навеял сосуд для мексиканского соуса гуакамоле.

«Дедушкой» популярного коктейля считается ветеран барных карт Brandy Crust, «год рождения» которого как раз четко зафиксирован: 1862-й. В начале XX века появилось нескольких популярных миксов на этот коктейль, среди которых были Sidecar, Kamikadze, White Lady и другие. В их числе Picador, который стал «отцом» «Маргариты»: в его состав уже входили текила, лайм и гарнировка в виде соляной корочки по краю бокала.

Shutterstock
Фото: Shutterstock

Рецепт Picador появился в 1937 году в сборнике Cafe Royal Cocktail Book, составленном первым президентом International Bar Association Вильямом Дж. Тарлингом. Брутальный «Пикадор» преобразился в нежную «Маргариту» между 1937 и 1952 годами: как раз в 1952-м рецепт микса из текилы, трипл-сека, лаймового сока и сахарного сиропа появился в приложении к мужскому журналу Esquire. В те времена его наливали в креманки, Coupette Glass вошел в обиход позже.

Немало легенд было и вокруг названия коктейля. Одна история связывает его с актрисой Марджори Кинг, которая якобы страдала аллергией на все алкогольные напитки, кроме текилы. Легенда гласит, что в каком-то мексиканском баре бармен смешал для нее первую «Маргариту» и назвал коктейль в честь клиентки. По другой, более правдоподобной версии, свое название коктейль получил по имени американской светской львицы Маргарет Сеймс, которая на Рождество 1948 года устроила вечеринку в своем особняке в мексиканском Акапулько и угостила приглашенных коктейлем в мексиканском стиле на основе текилы. Одному из богатых гостей, «отельному королю» Конраду Хилтону, владельцу сети Hilton, якобы так понравился напиток, что он ввел его в меню баров в своих гостиницах и сделал популярным.

Имени автора «Маргариты» в ее классическом виде история не сохранила. Это довольно распространенное явление. «Насколько мне известно, в коктейльной среде практически отсутствует авторское право, — утверждает Роман Табаков, бренд-амбассадор компании Luding, преподаватель Wine State, победитель и судья престижных профессиональных конкурсов. — Скорее наоборот: чем больше баров и барменов готовят твой коктейль, тем больше шансов, что он станет популярным и, возможно, со временем даже классическим».

Shutterstock
Фото: Shutterstock

Почему коктейль «Маргарита» так популярен?

Большинство мировых и российских коктейльных рейтингов ориентируется на ежегодный список Drinks International. В 2023 году «Маргарита» занимала вторую строчку рейтинга. В 2024 классический коктейль в рейтинг не попал — только Mezcal Margarita, версия с мескалем вместо текилы. Также в рейтинге-2024 появились два «родственника» «Маргариты» — Sidecar из коньяка, апельсинового ликера и лимонного сока, и Paloma, который отличает от «Маргариты» присутствие в рецепте грейпфрутового сока.

Тем не менее «Маргарита» остается одним из лидеров барных рейтингов уже долгие годы на фоне быстро сменяющейся моды на более экзотические коктейли. В чем причина нынешней популярности этого напитка?

«Это нестареющая классика, которая до сих пор мелькает в масс-культуре, — утверждает Олег Покровский, создатель проекта brabar и бармен ресторана «Сахалин». — У «Маргариты» кисло-сладкий профиль — больше кислый, смешивается она на текиле. Эти факторы удачно совпадают с нынешними трендами на кислые напитки и текилу». По мнению эксперта, все перечисленные факторы вкупе с культовым статусом «Маргариты» и делают ее лидером рейтингов.

Shutterstock
Фото: Shutterstock

Александр Штифанов, пятикратный действующий чемпион мира по флэйр-бартендингу, тоже связывает устойчивую популярность классической «Маргариты» с трендом на текилу. «На богатейшей индийской свадьбе Ананта Амбани (в марте 2024 года прошли предсвадебные торжества, официальное бракосочетание cына миллиардера Мукеша Амбани состоится в июле. —«РБК Вино») все пили текилу или текилу с водой. Текила набирает очень большую популярность как напиток. Поэтому популярны коктейли с текилой — «Маргарита» классическая или Paloma — текила с грейпфрутовым соком и другими ингредиентами».

Какие бывают твисты на «Маргариту»?

Как все популярные коктейли, «Маргарита» стала основой для множества вариаций, так называемых твистов на оригинальный рецепт.

«Авторский твист на известный коктейль — это собственное прочтение классической или популярной рецептуры, призванное добавить разнообразия или персонализировать рецепт, — объясняет Роман Табаков. — Тут с точки зрения маркетинга может быть даже выгодно взять известную рецептуру — ведь известное название помогает продвигать коктейль, больше вероятности, что гости его выберут. Мне встречались такие версии классических коктейлей, в которых от оригинала осталось только название, и на мое недоумение бармен ответил: «Зато он так лучше продается!».

Не избежала авторских твистов и «Маргарита». В 1990-е годы барным хитом была ее версия в стиле граниты, с добленым льдом, приготовленная в блендере. В 2010-е — Tommy's Margarita, где трипл-сек заменялся безалкогольным нектаром агавы. Этот твист придумал Хулио Бермехо, совладелец модного сан-францисского ресторана Tommy's, по имени которого назван коктейль.

«Моя любимая версия этого коктейля — Breakfast Margarita, который подают в сети Paloma Cantina. В этой версии используется домашний апельсиновый джем с розовым перцем, если не ошибаюсь. Очень освежает», — делится рецептом Роман Табаков.

В свою очередь, шеф-бармен бара Lumberjack Никита Игнатьев-Крысенков предпочитает смешивать «Маргариту» по классическому рецепту: 50 миллилитров белой текилы, 20 миллилитров трипл-сека куантро и 25 миллилитров сока лайма. И конечно, соляной бортик на бокале.

Поделиться
Авторы
Теги