Онлайн-няни и удаленный тренер: как шеринг услуг выживает на карантине

Онлайн-няни и удаленный тренер: как шеринг услуг выживает на карантине
Пандемия коронавируса и связанные с ней вынужденные каникулы вызвали массовый переход в онлайн специалистов, которые даже не предполагали, что можно работать удаленно: ремонтировать технику, лечить питомцев и так далее

Впрочем, предложение таких услуг опережает спрос. Еще одна тенденция — рост числа самозанятых среди специалистов, которые до сих пор вынуждены оказывать офлайн-услуги.

Спрос на дистанционные услуги в марте вырос на 20% по сравнению с февралем, отметили в онлайн-сервисе YouDo.com.

«Многие специалисты стремительно адаптируются к текущим условиям и переходят в онлайн-формат. Так, активнее всего растет спрос на репетиторов и преподавателей, перешедших на дистанционное обучение. Например, за первые две недели апреля спрос в этой категории вырос более чем на 40%».

«Быстрее всего перешли на удаленку репетиторы, психологи, специалисты, оказывающие юридические и бухгалтерские услуги, маркетологи, копирайтеры, переводчики, программисты и другие специалисты it-сферы», — отметили в компании Profi.ru.

Специалисты, которые раньше почти не оказывали услуги дистанционно, тоже приспосабливаются к новым условиям. Во всех опрошенных профильных сервисах отметили рост предложения и спроса на онлайн-нянь. «На прошлой неделе мы запустили услугу их подбора, — рассказали в Profi.ru. — Специалисты разных профилей предлагают занятия для детей: онлайн-уроки вокала и рисования, развивающие игры и спортивные тренировки. Есть педагоги, специализирующиеся на занятиях с дошкольниками и аниматоры, готовые прочесть сказку, научить складывать оригами или разучить новую песню. Для специальностей, в которых, как правило, услуги предоставляются очно, мы добавили возможность работать в режиме онлайн».

Экономика образования Как эффективно работать из дома: семь книг об удаленке и тайм-менеджменте

В YouDo отметили, что в ближайшее время ожидают приток специалистов из традиционных офлайн-сфер.

«Все чаще мы встречаем успешно выполненные удаленные заказы, о которых раньше никто не мог и подумать. Например, исправить ошибку в работе стиральной машины, настроить домашний Wi-Fi или систему отопления».

В Яндексе разработали решение на уровне интерфейса. «В сервисе мы специально маркируем исполнителей, которые могут оказывать услуги онлайн, — рассказали в «Яндекс Услугах». — Причем такая маркировка появилась у многих офлайн-специалистов: юристов, бухгалтеров, сантехников, электриков, ремонтников. В нынешней ситуации они тоже дают онлайн-консультации». С начала самоизоляции прирост количества новых исполнителей составил 50%. «Топ онлайн услуг: фитнес тренеры, экскурсоводы (онлайн-экскурсии), педагоги по вокалу, адвокаты по семейным делам. Тренеры занимают 10% от всех онлайн-услуг, репетиторы — 7%, психологи — 2% и все остальные меньше процента», — добавили в «Яндекс Услугах».

С началом массовой самоизоляции в сервисе появились обучение вязанию, сыроделию, онлайн-консультации по уходу за домашними животными, оказание дистанционной помощи по правовым вопросам, возврату стоимости тура из-за карантина, и даже онлайн-вечеринки с клиентами.

Денис Стребков, доцент департамента социологии НИУ «Высшая школа экономики», эксперт по фрилансу и самозанятости, считает, что для специалистов, представляющих дистанционные услуги, которые не предполагают личного контакта, наступило благодатное время. «Спрос на деятельность фрилансеров, связанных с дизайном, программированием, репетиторством, онлайн-обучением и прочими подобными услугами будет расти. — считает он. — Все, что их клиенты раньше получали при личном общении, теперь ищут удаленно в условиях пандемии. А у профессий, которые требуют личного присутствия заказчика и исполнителя в одном месте — таксистов, ремонтников, специалистов ручного труда, — возникла проблема».

Но предложение обгоняет спрос: в традиционно офлайновых категориях услуг число заказов упало на 30%.

На YouDo это крупный ремонт, клининг, грузовые перевозки, фотосессии, проведение мероприятий и промоакций. Но при этом растет спрос на услуги первой необходимости — курьерскую доставку, мелкий бытовой ремонт и ремонт техники. При этом, по данным Profi.ru, спрос на грузовые и пассажирские перевозки сейчас опять начал расти.

Индустрия 4.0 Как РЖД за месяц перевел 110 тыс. сотрудников на удаленную работу

Но предложение как дистанционных, так и офлайн-услуг все равно опережает спрос. Это приводит к падению заработков исполнителей.

«Средний чек немного увеличился в услугах первой необходимой помощи (доставка, мелкий бытовой ремонт), но в остальных категориях, в которых происходит падение заданий, мы наблюдаем снижение среднего чека на 25%», — подсчитали в YouDo.

Онлайн-няни и удаленный тренер: как шеринг услуг выживает на карантине
Онлайн-няни и удаленный тренер: как шеринг услуг выживает на карантине

Цены на свои услуги профессионалы определяют самостоятельно, и у многих они остались на прежнем уровне. «Но услуги юристов стали дешевле на 50%, репетиторов — на 20%. IT-специалисты и дизайнеры, наоборот, стали дороже из-за возросшего спроса», — рассказали в «Яндекс Услугах».

Профильные сервисы могут помочь самозанятым.

Одна из проблем, с которыми сталкиваются исполнители, — в нынешних условиях им все сложнее свободно передвигаться по городу. Среди них большинство не состоят на бирже труда и не имеют работают официально. Со временем ограничение передвижений могут ввести во всей России, но уже сейчас цифровые пропуска необходимы для перемещения по Москве и Подмосковью, Нижегородской, Астраханской, Липецкой, Саратовской, Ульяновской областях, Пермском и Краснодарском краях, в Татарстане, Коми, Башкирии, Севастополе.

Профильные сервисы предлагают предоставить возможность получать рабочие пропуска тем, кто платит налог на профессиональную деятельность — самозанятым.

По данным Федеральной налоговой службы, в апреле в статусе самозанятых были зарегистрированы более 600 тыс. россиян. «Все чаще исполнители выбирают режим самозанятости, который выгоднее, чем статус индивидуального предпринимателя, — отметили в YouDo. — Заметный рост этой категории побудил нас создать отдельное направление — b2b-платформу, на которой юридические лица смогут заказывать услуги у самозанятых. Мы инвестируем в продуктовую разработку такого направления, поскольку уверены, что этот и следующий год будут прорывными с точки зрения роста числа самозанятых — по итогам первого квартала 2020 года мы наблюдаем увеличение количества заказов на их услуги от юрлиц. В получении пропусков такой статус, безусловно, поможет. Если самозанятый не имеет трудовых отношений с компанией, которая эти пропуска может генерировать, он сможет самостоятельно оформлять его на себя». В ряде регионов, например, в Татарстане, такая возможность уже есть.

«Когда закончится пандемия, многие сервисы, временно перешедшие в онлайн, вернутся к своей привычной работе. Зачем заниматься фитнесом дома, если гораздо комфортнее делать это в фитнес-центре? Это касается и многих других сервисов. Но изменения, конечно, будут. Интенсивность работы в онлайне возрастет», — уверен Сергей Суверов, старший аналитик «БКС Премьер».


Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.

Обновлено 24.04.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть