Куда инновации приведут фармацевтику России
Фото: Bloomberg
Эксперты McKinsey проанализировали сильные и слабые стороны российской фармацевтики, предложив пути внедрения инноваций, которые сделают ее конкурентоспособной в мире
С точки зрения затрат на разработку и развитие мировая фармацевтика является одной из наиболее инновационных отраслей. В НИОКР производители вкладывают до 30% выручки, в одних только США за 35 лет расходы компаний на разработку выросли в 30 раз, пишут аналитики McKinsey в исследовании «Инновации в России — неисчерпаемый источник роста».
Растет продолжительность жизни, население стареет, растет доля хронических заболеваний — все это увеличивает траты на здравоохранение по всему миру. В России в последние годы создаются биофармацевтические кластеры, государство активно финансирует локализацию препаратов, но в целом наша страна пока отстает от Запада.

Например, бюджетные расходы на здравоохранение составляют 3,6% ВВП против 6% в развитых странах, а затраты на лекарственные средства на душу населения составляют около $80 против $500 на Западе. Вместе с тем эксперты McKinsey видят в российской фармацевтике определенный потенциал для развития инноваций.

Фармацевтика будущего в России
Фармацевтика будущего в России
Главное сокровище российской фармацевтики — это кадры. У нас в стране есть немало высококлассных химиков, программистов и прочих специалистов, которым нужно обеспечить соответствующие условия. В перспективе Россия может выйти в лидеры по производству лекарств от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, а также от болезней центральной нервной системы. На горизонте до 2030 года McKinseyвидит развитие отечественной фармацевтики следующим образом.
  • Качество жизни: средняя продолжительность жизни россиян превысила 80 лет; широко применяются генная инженерия и регенерация органов; смертность от онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний снизилась до уровня развитых стран; передовые методы диагностики позволяют предупреждать болезни и подбирать индивидуальное лечение.
  • Состояние отрасли: Россия находится среди лидеров по НИОКР и производству определенных оригинальных препаратов; Россия стала важной площадкой для мировых корпораций и центром обмена опытом; высокая доля компаний отрасли ведет инновационную деятельность; тесная работа фармацевтов со смежными отраслями (технологические компании, производители медицинских приборов).


Тенденции развития инноваций в фармацевтике
Тенденции развития инноваций в фармацевтике
Ключевая тенденция в здравоохранении во всем мире — это старение населения. Отсюда растет число нуждающихся в медицинской помощи в целом, меняется структура заболеваний, увеличивается число хронически больных. Соответственно, растут объемы затрат на здравоохранение: во всех развитых странах в последние десятилетия они стабильно обгоняют рост самой экономики. Второй же тренд — внедрение инноваций, которые делают ранее неизвестные или экспериментальные методики дешевле и проще, а постановку диагнозов — точнее.
A
Продуктовые инновации
Новые методы лечения и диагностики, а также рост конкуренции смещает фокус отрасли в сторону создания более узкоспециализированных, нишевых препаратов, которые, в свою очередь, призваны стать «блокбастерами» в лечении тех или иных заболеваний.

Второй момент, касающийся разработки продукта, связан с изменением способа доставки лекарственного препарата в организм. Например, ингаляции вместо инъекций. Большое значение тут имеет и пролонгация действия активного вещества. Наконец, ускорение общественного и научно-технического развития требует, чтобы продукты выводились на рынок как можно скорее, чтобы иметь конкурентное преимущество. Все эти вопросы требуют от фармацевтов углублять связи со специалистами из смежных отраслей.

B
Процессные инновации
Новейшие технологии позволяют повысить качество фармацевтической продукции, расширять автоматизацию процессов и в конечном итоге сокращать расходы на производство. Но чтобы их внедрять, нужны квалифицированные инженеры, способные наладить производство в соответствии с надлежащими производственными практиками (GMP).

В условиях, когда стоимость разработки новых молекул стабильно растет, а вероятность их успешной коммерциализации стабильно снижается, важно повышать эффективность НИОКР, работать над отдельными целевыми направлениями, применять анализ больших данных и привлекать партнеров. В перспективе использование искусственного интеллекта может на 50–60% сократить время разработки препарата.



Нельзя забывать и о маркетинге. Анализируя потребности клиентов с использованием новейших технологий, можно продвигать продукты более адресно, что приведет к снижению расходов. Помимо ИТ-решений вторым инструментом станет омниканальность — поиск новых каналов поставок, за пределами медицинских представителей. Третий инструмент — гибкое ценообразование, которое зависит как от спроса, так и от анализа больших данных и фактических эффектов препарата на практике.
C
Инновации в бизнес-моделях
В западной фармацевтике есть такое понятие «beyond the pill» — дословно «за пределами таблетки». Проще говоря, это сопутствующие услуги: контроль за приемом препаратов, удаленная консультация врача, коррекция курса лечения. То есть это целая экосистема, охватывающая пациента, врача, фармацевтов, технологов и прочих участников процесса.

По сути, речь идет о создании единого комплексного решения для клиента, куда входит медицинская помощь, консультации и препараты. Конечно же, человеку приятнее обращаться к подобной системе «одного окна», поэтому лояльность к таким экосистемам будет расти в ущерб конкурентам, которые не смогли освоить подобные инновации. Здесь мы снова возвращаемся к теме налаживания партнерства с игроками из смежных отраслей.

Рекомендации участникам рынка
Рекомендации участникам рынка
Чтобы не терять время и не распылять силы, компаниям следует вначале определить сферу целенаправленного внедрения инноваций. Это может быть производство массовых дженериков, совершенствование средства доставки препарата в организм, разработка нишевых продуктов и прочее. Для улучшения массового производства требуются процессные инновации, для создания уникальных дорогостоящих препаратов — поиск ниши, а затем и рынков сбыта.


Определившись со стратегией, предприятие должно модифицировать свою операционную модель. Это целенаправленная работа, в которой следует обратить внимание на следующее:
  • постановка целей в отношении эффективности разработки новых продуктов;
  • создание партнерств с бизнесом, наукой и медицинскими учреждениями, анализ трендов и получение извне свежих идей;
  • развитие умений в областях высоких технологий;
  • использование новых подходов в инвестициях, например использование методов рынка венчурного капитала;
  • повышение эффективности НИОКР;
  • быстрый вывод продуктов на рынок с использованием практической доказательной базы RWE и усовершенствованное ценообразование.
Роль государства
Роль государства
Российское правительство поддерживает развитие инноваций в отрасли, например помогая создавать биокластеры и формируя многолетние стратегии развития. Через федеральные целевые программы государство также создает спрос на инновационные продукты. Но многое еще может быть сделано сверх нынешнего. Например, прямая поддержка инноваций может быть следующей:
  • развитие лабораторий, соответствующих мировым стандартам, поддержка клинических исследований;
  • развитие системы биокластеров;
  • создание единых информационных порталов для всех участников рынка и потенциальных инвесторов в отрасль;
  • повышение престижа научно-исследовательской деятельности (пропаганда достижений, повышение статуса ученого, материальные и нематериальные стимулы);
  • повышение эффективности государственных НИОКР.


Кроме того, власти могут оказывать и косвенную поддержку инновациям в фармацевтике. Речь идет о создании благоприятной деловой среды, чтобы отраслевой бизнес развивался сам. К таким мерам можно отнести:
  • усиление защиты интеллектуальных прав разработчика и производителя;
  • прозрачность и доступность информации о мерах поддержки, упрощение бюрократических процедур и налаживание обратной связи с бизнесом;
  • предсказуемость правовой среды, то есть создание долгосрочных правил работы отрасли, критериев для локализации препаратов, ценообразования, поддержки отечественного производителя и т.д.
Читайте также
Читайте также