Как машиностроению России угнаться за локомотивом инноваций
Фото: Bloomberg
Инновации все глубже проникают в машиностроение, и темпы изменений в отрасли будут только нарастать, пишут аналитики McKinsey. Российские производители пока отстают, и, чтобы сгладить этот разрыв, нужно знать основные тенденции отрасли и то, как их воспринять
Говоря языком учебников истории, машиностроение — это производство средств производства. С таким широким определением в эту отрасль входят десятки направлений: от транспортного и энергетического машиностроения до станкостроения и приборостроения. В новом веке отрасль меняется, и темп изменений будет лишь нарастать. В ближайшие пять лет машиностроение ожидает больше перемен, чем отрасль испытала за последние 20 лет, пишут аналитики McKinsey в исследовании «Инновации в России — неисчерпаемый источник роста».
Авторы доклада приводят оценки, по которым в одном лишь только автомобилестроении доля традиционных технологий и бизнес-моделей в противовес инновационным с 2017 по 2030 год сократится с 98% рынка до 50%. Ежегодно создаваемая стоимость продукции в этом сегменте за тот же срок удвоится с $3,5 трлн до $6,6 трлн.

Тем самым инновации имеют критически важное значение для того, куда пойдет развитие отрасли, как быстро и кто станет ее лидером. Россия в этом плане сейчас отстает от мировых локомотивов машиностроения, и разрыв постоянно увеличивается, признают аналитики McKinsey. Что нужно делать нашим компаниям, чтобы сохранить конкурентоспособность и не остаться среди догоняющих?

Машиностроение будущего в России
Машиностроение будущего в России
В представлении McKinsey, идеальное будущее машиностроительной отрасли России к 2030 году — повсеместное и регулярное внедрение инноваций и цифровых технологий, что будет подстегивать эффективность и конкурентоспособность предприятий. С одной стороны, российские компании сами могут быть мировыми лидерами инноваций в своих сегментах (например, атомная промышленность или более нишевые истории вроде программирования и моделирования). С другой стороны, российский бизнес успешно встроится в транснациональные цепочки создания стоимости.

Другой момент — машиностроительное производство России будет прибыльным и перестанет нуждаться в господдержке. Работа с инновациями станет для бизнеса обычной практикой. Схематически машиностроение будущего в России можно представить следующим образом.

  • Успехи компаний-новаторов. Сильные ныне игроки упрочили свои позиции, параллельно появляются новые компании-новаторы. Заказчик продукции получает комплексное решение, в том числе в смежных отраслях и на последующих этапах обслуживания; компании из России встроены в глобальную цепь машиностроения.
  • Состояние отрасли. Найдены форматы сотрудничества участников отрасли в рамках продуктовых инноваций; компании прибыльны и конкурентоспособны, дотации из бюджета не нужны; российские инжиниринговые центры предоставляют комплексное решение на основе продуктов и технологий российских же производителей.
  • Внутренняя эффективность. Передовые сегодня методы вроде agile стали повседневностью, ведется работа над инновациями с применением подходов следующего поколения; инструменты бережливого производства и Индустрии 4.0 стали стандартом.
Основные тенденции развития инноваций
Основные тенденции развития инноваций
В 2017/18 годах McKinsey провела опрос более 300 руководителей в различных сегментах машиностроения, по итогам которого аналитики выделили пять тенденций, которые бизнес намерен учитывать для роста доходов:
  • разработка бизнес-моделей на основе технологий связи, например, монетизация технологий анализа больших данных;
  • развитие ИИ и автономных систем (например, машинное обучение и роботы);
  • распространение интернета вещей (IoT);
  • рост потребительского спроса и нормативно-правовые изменения приведут к повсеместной электрификации;
  • повышение значимости кибербезопасности.
A
Продуктовые инновации
Усложнение продукта, интеграция в него цифровых инноваций и интернета вещей приводят к росту стоимости его создания. Соответственно, увеличивается и бюджет на НИОКР (сейчас у лидеров отрасли он составляет 2–5% от выручки). Одновременно с этим разработка и выведение продукта на рынок должны занимать как можно меньше времени, поэтому залогом конкурентоспособности становятся как скорость, так и качество внедрения инноваций.

Указанный опрос McKinsey показал: руководители машиностроительных фирм осознают эффект внедрения инноваций, но пока не готовы применить их на практике. По каждой из пяти указанных выше тенденций готовность бизнеса к переменам заметно уступает оценке их значимости.



Темпы внедрения инноваций поможет нарастить двухскоростной подход к НИОКР — параллельное осуществление связанных процессов. В автомобилестроении он сможет сократить цикл разработки ПО с 50–60 до 6–24 месяцев. Качество продукта, его технологический уровень становятся все более важными для клиента, поэтому здесь компании должны как разработать хороший продукт с использованием всего современного инструментария (большие данные, интернет вещей), так и обеспечить послепродажное обслуживание.
B
Процессные инновации
Все эти инструменты будущего — анализ больших данных, машинное обучение, интернет вещей, 3D-печать, виртуальная реальность, беспилотники, роботы и прочее — относятся к так называемой Индустрии 4.0, восприятие которой является залогом повышения конкурентоспособности и внутренней эффективности.

Индустрия 4.0 открывает возможности для повышения производительности благодаря целому комплексу рычагов, которые можно использовать не только в производстве, но и на всех этапах цепочки создания стоимости. Своевременное внедрение инструментов Индустрии 4.0 может помочь российским компаниям машиностроительной отрасли достичь конкурентоспособности по себестоимости и качеству относительно международных игроков, а оптимизация производственных процессов до уровня эффективности мировых лидеров позволит высвободить ресурсы на развитие НИОКР.

  • Например, в 2012 году производитель сельхозтехники John Deere создал платформу MyJohnDeere — интерактивный центр управления фермерским хозяйством с такими инструментами, как «умная ирригация», удаленная диагностика техники и всевозможная статистика. Сервис повысил как продажи компании, так и лояльность клиентов.
  • Производитель строительной техники Komatsu также внедрил ИТ-систему удаленного мониторинга состояния оборудования. Техника стала служить дольше, изнашиваться меньше, что отразилось на цене продукции при продаже с рук. На основе же анализа больших данных, полученных в рамках системы мониторинга, Komatsuначала разработку продуктов с новыми характеристиками.
C
Инновации в бизнес-моделях
Тенденции последних лет говорят о смещении точек роста и рентабельности в сторону сервисного бизнеса, ПО и дополнительных услуг. Производители выходят за рамки традиционного бизнеса, развивая цифровые технологии, возможности углубленной аналитики и дополнительные сервисы. Все это снижает общую стоимость владения для потребителя.

Новые источники доходов будут занимать все больше места в структуре продаж. Например, потребуется развивать собственные цифровые компетенции или вступать в тесное сотрудничество с ИТ-компаниями для создания добавленной стоимости. Платформа MyJohnDeere— хороший тому пример.
Другой фактор — это межотраслевое сотрудничество. Большинство инноваций с повышенной маржинальностью будет рождаться именно на стыке отраслей, причем компаниям желательно развивать свои сильные стороны, отдавая неключевые компетенции на аутсорсинг. Хороший пример подобной экосистемы сотрудничества — проект HEREпо 3D-сканированию дорог для беспилотных автомобилей. Разные функции в проекте выполняли гиганты вроде BMW, Intel, Nvidia, Pioneer и другие.

В целом с усложнением рынка будут переосмыслены понятия конкурентов, партнеров и клиентов. Рост экосистемы хорошо виден на примере той же автомобильной отрасли, где в традиционную схему «производитель-поставщик» уже включаются интересы ИТ-корпораций, сервисов такси и каршеринга и высокотехнологичные конкуренты вроде Tesla.

Рекомендации участникам рынка
Рекомендации участникам рынка
Российским машиностроительным компаниям нужно начать с постановки амбициозных целей и выработки стратегии внедрения инноваций. Нужно наметить целевые рынки сбыта и целевую бизнес-модель. Рыночные условия меняются, и реализация стратегии потребует операционных изменений.
  • Необходим максимально широкий поиск возможностей для инноваций, в том числе и за пределами своей отрасли.
  • Очень важен налаженный процесс разработки и внедрения инноваций, чтобы операции компании были как можно более быстрыми и гибкими.
  • Нужно обеспечить средства и механизмы принятия решений, чтобы этот процесс был гибким и эффективным.
  • Едва ли не самый важный фактор — инновационная культура. С одной стороны, это понимание потребностей заказчика, что должно транслироваться в техзадание для инженеров. С другой — это в целом корпоративная культура, приучение сотрудников рисковать и экспериментировать.
Роль государства
Роль государства
Правительство России играет ключевую роль в поддержке инноваций в машиностроении — например, выдает целевые гранты на НИОКР, проводит политику импортозамещения, помогает создавать инновационные кластеры и разрабатывает стратегию развития отрасли. Но какие-то шаги еще только следует предпринять.


  • Среди таких шагов, например, создание спроса на инновации через госзаказы, через детализацию стратегии развития;
  • более широкая и глубокая поддержка НИОКР, например через создание площадок обмена опытом и информацией между представителями разных сегментов отрасли;
  • поддержка в развитии экспорта, а новые рынки сбыта крайне важны для масштабов производства и внедрения инноваций;
  • развитие умений, масштабная подготовка и переподготовка кадров.
Читайте также
Читайте также