Равные среди первых: как культура равенства помогает внедрять инновации
Равенство всех сотрудников независимо от пола и национальности подстегивает развитие в компании культуры инноваций, выяснили аналитики Accenture. Инновации же способствуют росту прибыли предприятия и экономики в целом
Фото: Snapwire / Pexels

Культура инноваций в компании в первую очередь ассоциируется со свободой экспериментировать, предлагать новые идеи и проекты, с демократизмом и работой на результат. Но фундаментом такой культуры должно становиться равенство сотрудников, уверены аналитики консалтингового агентства Accenture. В своем исследовании Getting To Equal 2019 они выяснили, что именно присутствие культуры равенства внутри компании создает условия для внедрения инноваций.

Для культуры равенства аналитики Accenture вывели 40 критериев, которым компания так или иначе должна соответствовать. Их авторы доклада объединили в три большие группы.

  • Смелое руководство, которое ставит задачу поддерживать культурное, гендерное и прочее разнообразие в компании, не боится говорить об этом открыто и готово нести ответственность за воплощение этой задачи в жизнь.
  • Всеохватывающий план действий, в который входит привлечение специалистов-женщин и помощь в их карьерном продвижении, равные условия оплаты труда, декретный отпуск (как для мужчин, так и для женщин) и прочее.
  • Способствующая профессиональному росту среда. Это самая широкая категория, куда входят 20 из 40 критериев, например: возможность работы вне офиса, нетерпимость к дискриминации, корпоративное обучение, уважение права работника отказаться от сверхурочной работы, возможность заменить утомительные командировки видеоконференцией и многое другое.

Аналитики Accenture опросили 18 тыс. специалистов и 150 топ-менеджеров в разных странах мира на предмет соответствия культуры равенства в их компаниях указанным 40 критериям. Одновременно среди этих сотрудников был проведен опрос по инновационному мировоззрению. Заключается оно в шести элементах:

  • уверенность и согласие с целями и задачами компании;
  • наличие времени, стимулов, инструментов и желания внедрять инновации;
  • активное сотрудничество с коллегами;
  • определенная свобода действий, автономия;
  • подпитка дополнительным вдохновением для работы за пределами компании;
  • готовность безбоязненно и успешно экспериментировать.

По результатам первого опроса среди респондентов выделили три группы: говорящих о наиболее развитой и наименее развитой культуре равенства, а также медианную, «типичную» группу. Сопоставив ответы на вопросы о культуре равенства и об инновационном мировоззрении, исследователи выяснили, что они находятся в прямой зависимости друг от друга. На вопрос «мешает ли мне что-то внедрять инновации» отрицательно ответили 40% сотрудников из группы с наиболее развитой культурой равенства, 21% из «типичной» группы и лишь 7% из группы с наименее развитой культурой равенства. Другими словами, именно равноправие способствует внедрению инноваций.

У этого открытия есть и экономический аспект. Поскольку опрос проводился в 27 странах, исследователи сопоставили уровень инновационного мышления с экономическими показателями. Выяснилось, что чем сильнее инновационная культура, тем выше в этой стране темпы роста ВВП и производительности труда. По подсчетам Accenture, если бы во всех странах мира инновационное мировоззрение восприняли еще 10% сотрудников, мировой ВВП увеличился бы дополнительно на $8 трлн к 2028 году. Сейчас объем мировой экономики, по данным Всемирного банка, составляет $86 трлн.