Либрафобия: осмелятся ли люди платить через Facebook
В 2020 году Facebook запустит собственную криптовалюту Libra. Но скандалы последних лет подорвали доверие к корпорации, и теперь ей приходится убеждать пользователей в том, что их данным и деньгам ничто не угрожает
Фото: Bloomberg

Когда Facebook презентовал свою новую криптовалюту Libra, представители соцсети сделали все, чтобы убедить пользователей в безопасности своего нового цифрового продукта. Бывший президент холдинга PayPal Дэвид Маркус, теперь ответственный за направление блокчейна в крупнейшей соцсети, заявил во время презентации в здании старого монетного двора, что либра была единицей измерения в Древнем Риме, а также астрологическим символом баланса и справедливости. «Свобода, справедливость, деньги, — с гордостью декламировал Маркус, — вот все, чего мы ждем от этого начинания».

Но что бы он ни говорил, как только новая криптовалюта станет доступна в начале 2020 года, в распоряжении Facebook окажется еще больше потребительских данных и компания сможет проникнуть глубже в цифровую жизнь пользователей. ИТ-корпорация все еще извиняется за свои прошлые промахи, но попутно старается убедить пользователей в надежности Libra.

«Будут ли люди чувствовать себя в безопасности, используя Facebook в качестве электронного кошелька? — сомневается аналитик финансовой компании Edward Jones Investments Дейв Хегер. — Когда речь зайдет о деньгах и возможности их потерять, думаю, люди скептически отнесутся к начинаниям компании с такой неоднозначной историей».

«Зеленые» финансы Энергосбережение
Может ли «добыча» биткоинов быть экологичной

Давление регуляторов на Facebook велико как никогда. Федеральная торговая комиссия США завершает расследование обеспечения конфиденциальности пользователей, которое может привести к штрафу $5 млрд для компании. А кандидаты в президенты Берни Сандерс и Элизабет Уоррен уже призывали тщательнейшим образом изучить, как именно ИТ-гиганты влияют на жизнь американцев. Весной сооснователь Facebook Крис Хьюз заявил, что соцсеть должна прекратить существование. Сенатор от штата Огайо Шеррод Браун так высказался о введении новой валюты корпорации: «Мы не можем просто так, без всякой проверки, позволить Facebook запустить крайне риcкованную криптовалюту. Я призываю финансовые регуляторы внимательно изучить ее и убедиться, что пользователям ничего не угрожает».

В Facebook надеются развеять все сомнения, отделив платежную информацию от данных соцсети. Компания создала дочернее подразделение Calibra, которое будет отвечать за продукты электронного кошелька (в том числе и криптовалюту) и хранить финансовые данные пользователей. Calibra будет в курсе того, что пользователь перевел деньги другу или купил пару ботинок, — эти данные компания планирует хранить на собственных серверах, а соцсеть не получит к ним доступа. По словам Маркуса, такое разделение важно, для того чтобы завоевать доверие потребителей и получить одобрение регуляторов. «Разграничение должно быть суперпрозрачным, — говорит специализирующийся на криптовалюте и финансовых технологиях профессор бизнес-школы Колумбийского университета Ар-Эй Фаррохния. — Есть очень четкие правила, касающиеся использования данных о финансовых транзакциях, и я уверен, что с учетом прошлого Facebook за компанией будут пристально следить».

К внедрению Libra подходят глобально. В перспективе пользователи смогут переводить в нее даже государственные ценные бумаги, а электронный кошелек Calibra будет работать в WhatsApp и Facebook Messenger. Впрочем, для тех, кто никогда не пользовался соцсетью и ее производными, создадут и отдельное приложение. Ключевая идея Facebook заключается в том, что токены Libra смогут использовать в том числе и те, у кого нет счета в банке. А однажды, надеются представители ИТ-гиганта, валюту начнут принимать даже в обычных офлайн-магазинах.

Планируется, что Libra смогут пользоваться не только те, кто не пользуется продуктами Facebook, но и у кого нету банковского счета. Цель — добиться принятия криптовалюты даже в обычных магазинах.

Еще одна уступка, с помощью которой корпорация старается очаровать пользователей, заключается в том, что она не будет единолично управлять криптовалютой. Вместе с 25 компаниями, среди которых PayPal, Visa и Uber, Facebook создала для управления отдельный консорциум Libra Association. Как говорит Маркус, ассоциация поможет «уравнять правила игры». Каждый член Libra Association сможет только один раз проголосовать по важным вопросам, касающимся развития криптовалюты, например определяющим, где и когда ее будут выпускать.

Маркус надеется, что к моменту запуска криптовалюты количество участников ассоциации достигнет 100. Как только Libra будет доступна, пользователи смогут распоряжаться ею и через электронные кошельки конкурентов, в том числе Visa и PayPal.

«Если мы создадим что-то такое, на основе чего другие компании начнут строить свои продукты, это будет настоящим успехом», — считает глава маркетингового отдела Calibra Кристина Смедли.

FinTech Цифровая трансформация Инновационный бизнес
Как инновации изменят банковскую отрасль России

Узнать точно, не нарушит ли все это приватность пользователей, можно будет только в 2020 году, когда Libra выйдет на рынок. А пока Libra Association даже не разработала устав, определяющий, как именно валюта будет обеспечиваться, распространяться и регулироваться. Как уверяет Маркус, Calibra активно ведет переговоры с властями и центральными банками ряда стран.

Фаррохния считает, что американские контролирующие органы будут очень пристально следить за тем, чтобы потребители были защищены. «Не стоит недооценивать власть регуляторов, — говорит профессор. — Но Facebook есть Facebook, в его распоряжении масса ресурсов».