Зачем и как можно склонить людей делиться персональными данными
Люди слабо понимают, как власти и бизнес распоряжаются их персональными данными. Незнание порождает недоверие. Бороться с этим можно установлением прозрачных правил использования информации, выяснили аналитики Ipsos
Фото: Bloomberg

Более широкое и глубокое проникновение новых технологий в нашу жизнь ускоряет процессы в экономике, делает доступными ранее не существовавшие товары и услуги, совершенствует уже имеющиеся продукты. Одна из ключевых характеристик нового общества, и одновременно залог конкурентоспособности поставщика, — это персонализированное предложение. Рекламщики, ретейлеры, банки и другие компании формируют для вас уникальный продукт, основанный на ваших предпочтениях и характеристиках. Чтобы их узнать, обработать и выдать предложение нужны персональные данные. И вот тут начинаются проблемы.

По понятным причинам люди неохотно делятся информацией о себе, и масло в огонь подливает тот факт, что они не всегда знают, кто, как и когда эти данные использует. Соответственно, люди требуют большей прозрачности процессов получения их данных. К такому выводу пришли аналитики Ipsos и Всемирного экономического форума (ВЭФ) в исследовании «Граждане мира и конфиденциальность данных».

Исследование основано на интернет-опросе 18,8 тыс. человек работоспособного возраста, которое проходило в октябре—ноябре 2018 года и покрывало 26 стран, включая Россию. Та же выборка использовалась для другого совместного исследования Ipsos и ВЭФа о том, как люди относятся к автоматизации и роботизации на работе и в повседневной жизни.

Робототехника HR в инновациях Цифровая трансформация Регуляторы в инновациях
Что люди на самом деле думают об автоматизации в работе и в быту

Незнание и недоверие

Лишь около трети респондентов по всему миру ответили, что точно знают или по меньшей мере представляют, как компании собирают их данные, что с ними делают, с кем делятся и так далее. И вообще что собой представляет эта информация.

Примечательно, что чем богаче страна и чем сильнее в ней регулируется сбор персональных данных, тем меньшему числу граждан кажется, что они знают, что бизнес делает с информацией о них. В Австралии и Канаде по 17%, в Германии же 19% людей точно или примерно знают, какую информацию собирает о них бизнес и что он с ней делает. В Индии и Китае показатель достигает 47%, в Малайзии 50%, а в Бразилии и Саудовской Аравии — уже 51%. Среднее по миру составило 31%, в России показатель достигает 33%.

Незнание порождает недоверие: подавляющее большинство респондентов (62%) уверены, что у человека должно быть неотъемлемое право отказаться предоставлять компаниям информацию о себе. Показатель варьируется от 79% в Канаде до 49% в Малайзии. Россияне с 52% скорее ближе к лагерю молчаливого согласия.

Еще меньше граждан России (46%) считают, что бизнес надо обязать расплачиваться с клиентами деньгами или услугами за доступ к личным данным. По другим странам процент тех, кто готов продавать информацию о себе, составляет от 41% в Венгрии до 68% в Китае. Среднее по миру — 52%. В целом 44% людей беспокоит тема конфиденциальности данных против 23% тех, кого это не волнует.

Если о сборе данных бизнесом какое-то представление имеют треть респондентов, в случае с национальными или местными властями показатель падает примерно до четверти опрошенных.

По неуказанным причинам вопрос о правительстве в Китае не задавался, но в остальных регионах картина схожая. Меньше всего в действиях властей понимают (или думают, что понимают) граждане развитых стран (10% в Японии, 13% в Канаде), больше всего — в развивающихся экономиках. С заметным отрывом первое место занимает Индия (45%), следом идут Бразилия (35%) и Малайзия (33%). Россия с 22% близка к общемировым 23%.

Регуляторы в инновациях Внедрение Цифровая трансформация Agile
Пять факторов успеха инноваций и роль в них государства

Тема личных данных настолько деликатная, что с недоверием граждане относятся практически к любым общественным институтам, кроме лечебных учреждений. Медикам доверяют свои персональные данные 59% опрошенных по всему миру, второе место с 47% занимают финансовые компании. Своим правительствам доверяют лишь 39% респондентов, а иностранным властям — даже 20%.

Запрос на прозрачность

Немногие из опрошенных видят преимущества, которые они получат от использования бизнесом информации о них: экономия денег (28%), экономия времени (35%), лучше отвечающие нуждам товары и услуги (41%). Главное — иметь возможность отказаться, как уже сказано выше.

Авторы исследования пришли к выводу, что исправить ситуацию может только восстановление доверия между производителем и клиентом. Для этого нужны два условия: прозрачность использования данных и наличие для этого четких рамок. В среднем почти две трети (63%) респондентов сказали, что подобные меры могут их удовлетворить и успокоить. Минимум (48%) зафиксирован в Японии, максимум (74%) — в Перу. По России средний уровень удовлетворенности такими мерами довольно высок — 69%.

Тема личных данных настолько деликатная, что с недоверием граждане относятся практически к любым общественным институтам, кроме лечебных учреждений. Медикам доверяют свои персональные данные 59% опрошенных по всему миру, второе место с 47% занимают финансовые компании. Своим правительствам доверяют лишь 39% респондентов, а иностранным властям — даже 20%.