Как «зеленеют» российские розничные сети
Эксперты «Гринпис» собрали данные о том, какие шаги предприняли российские супермаркеты в поддержку «зеленой» экономики и экологически ответственного потребления за последние полтора года
Фото: Bloomberg

«Зеленая» экономика представляет собой комплекс процессов, идей и решений, связанных с бережным отношением к природе как базовому капиталу человечества, с попыткой согласовать растущие потребности людей с ограниченностью этих ресурсов. Многие из этих процессов так или иначе замыкаются на том, что и как мы потребляем.

Розничная торговля — самый близкий и понятный рядовому гражданину символ потребительской экономики. Именно поэтому для формирования паттерна осознанного потребления критически важно, какой пример подают покупателям магазины. Это своего рода «революция сверху», воспитание ответственного клиента.

Осознанное потребление Загрязнение Устойчивое развитие Экологическое сознание Органические продукты
Как магазины приучают покупателей к ответственному потреблению

Весной 2019 года «Гринпис» совместно с НИУ ВШЭ подготовили доклад о том, какие экологические практики используют иностранные ретейлеры и что из них можно перенять в России. Теперь «Гринпис» сделал подборку новых практик, которые российские сети розничной торговли внедрили за последние полтора года в поддержку окружающей среды.

«Лента»

1. Кофе в свою кружку

В конце марта 2019 года в пяти кофейнях Санкт-Петербурга, которые находятся в гипермаркетах «Лента», запустили эксперимент по отказу от одноразовых стаканчиков. Кофе теперь там наливают лишь покупателям со своими термокружками. Одновременно компания раздала своим сотрудникам кружки с фирменным логотипом, чтобы наполовину сократить использование одноразовых стаканчиков в офисе. За прошедшие несколько месяцев одноразовых стаканов используют на 60% меньше.

2. Перерабатываемая упаковка

Как и у других розничных сетей, у «Ленты» есть линейка товаров под собственной торговой маркой. В ближайшем будущем компания планирует заменить упаковку этих товаров на более экологически чистую, с возможностью переработки. Для этого надо обсудить программу с 4 тыс. поставщиков.

3. День без пластика

«Лента» планирует один день в году вообще не продавать пластиковых пакетов ни в одном из магазинов, подталкивая покупателей к использованию многоразовых сумок. Акция будет проводиться в День земли 22 апреля начиная с 2020 года.

«ВкусВилл»

1. Пластик за деньги

С февраля 2018 года в магазинах сети «ВкусВилл» ввели плату за полиэтиленовые пакеты-майки для продуктов. Лишь за первый месяц после этого их стали покупать на 2,1 млн меньше. Одновременно в десять раз выросли продажи многоразовых продуктовых экосумок.

2. Экомешочки

Вскоре после отказа от бесплатных пакетов «ВкусВилл» расширил ассортимент за счет многоразовых мешочков для взвешивания овощей и фруктов. Альтернатива рулонам пластиковых пакетов в торговом зале оказалась довольно популярной: ежемесячно магазины сети продают около 20 тыс. многоразовых мешочков.

3. Безотходный отдел

В марте 2019 года в московском «ВкусВилле» на Большой Очаковской улице открылся первый отдел продуктов без упаковки. Орехи, сухофрукты, макароны, мармелад продаются на развес либо в принесенный с собой пакет, либо в многоразовую упаковку, которую можно купить тут же в магазине. По стоимости такая продукция на 5–25% дешевле аналогичных товаров в заводской упаковке.

Осознанное потребление Органические продукты Загрязнение Циклическая экономика Экологическое сознание
Сколько россиян готовы целиком перейти на товары в экологичной упаковке

«Азбука вкуса»

1. Пластик за деньги

В октябре 2018 года сеть «Азбука вкуса» отказалась от бесплатных пластиковых пакетов на кассе. Раньше ретейлер раздавал 7 млн таких пакетов в месяц, это примерно 36 т, или 60% потребляемого компанией пластика.

2. Кофе в свою кружку

Незадолго до «Ленты» схожую акцию запустила и «Азбука вкуса»: с января 2019 года при покупке напитка в кофейне при магазине те из клиентов, кто приходит со своей кружкой вместо одноразового стакана, получает 500 бонусов на карту лояльности.

Отказ от бесплатных пакетов и сокращение использования одноразовых стаканчиков только первые два шага экологической стратегии «Азбуки вкуса». До 2022 года ретейлер планирует развивать сеть сбора мусора и сократить использование одноразовой упаковки товаров.