Барбара Окли — РБК: «Не хотите закончить официантом — учите точные науки»

Барбара Окли — профессор инженерных наук Оклендского университета, соавтор одного из самых популярных курсов онлайн-образовательной платформы Coursera «Как учиться учиться». Широкая известность к Окли пришла в начале 2010-х, после того как выяснилось, что ее курс, записанный всего за $5 тыс., оказался так же популярен, как все онлайн-курсы Гарварда, вместе взятые.

До того как заняться образованием, Барбара Окли служила в ФРГ офицером войск связи, работала переводчиком на советском траулере в Беринговом море, была радистом в Антарктиде. Она является автором нескольких бестселлеров: «Разум для чисел: как добиться превосходных результатов в математике и естественных науках», «Карьерное развитие в биоинженерии и биотехнологиях» и других, а также лауреатом престижных премий, в частности премии Американского общества инженерного образования.

В рамках конференции EdCrunch 2019 Окли рассказала в интервью РБК о том, какую революцию в обучении совершат современные знания о мозге.

«Если бы университеты занимались бизнесом, они бы просто разорились»

— В юности, когда вы загорелись желанием выучить русский язык, вам пришлось пойти в армию США, поскольку денег на колледж не было. Теперь для изучения языка достаточно смартфона и желания. А что еще можно выучить благодаря интернету?

— Почти все. Например, кенийский атлет Джулиус Йего хотел научиться метать копье. Но тренеров, которые могли бы этому научить, не было. Он зашел на YouTube, стал смотреть там ролики по технике броска и тренироваться. В итоге на Олимпийских играх 2016 года он получил серебряную медаль. Вы никогда бы не подумали, что это возможно, правда? Считается, что спортсмен должен обучаться с тренером, который будет следить за его движениями, указывать на ошибки. Нет. Единственным тренером Джулиуса Йего был YouTube. Сейчас там можно научиться практически чему угодно.

— Многие считают, что онлайн-образование — это для тех, у кого нет средств на обычный университет.

— Онлайн-образование во многих отношениях лучше того, которое можно получить в университете. Половина преподавателей в обычном университете ниже среднего уровня. А в интернете вы легко найдете курс, который ведет один из лучших в своей сфере специалистов. Чтобы попасть в аудиторию обычного университета, вам нужно ехать через пробки, искать парковку, идти в снег или дождь. В аудитории кто-то разговаривает у вас под ухом, кто-то хлопает дверью. Вы не можете сфокусироваться на том, что изучаете. При обучении онлайн нет этих помех. Вы можете повторно запустить ролик и заново послушать, что говорит преподаватель, или прочитать расшифровку его лекции. Это намного эффективнее. Думаю, критика онлайн-образования — это просто некоторый снобизм со стороны университетов, которые боятся конкуренции.

— Но ведь есть и качественное университетское образование.

— Действительно хорошее образование сегодня дают очень дорогие учебные заведения. Для большинства студентов они просто недоступны. В США совокупный долг выпускников за образовательные услуги превышает все долги по кредитным картам ($1,56 трлн против $1,03 трлн. — РБК). Это просто шокирует. У университетов нет особой потребности экономить. Наоборот, есть стимулы увеличить число сотрудников на факультетах, попросить у государства деньги на новое оборудование. Если бы университеты занимались бизнесом, они бы просто разорились: если попусту тратить деньги, вы будете неконкурентоспособны. Но к высшему образованию это не относится. Оно крайне неэффективно. Онлайн-обучение поможет выровнять игровое поле». Если учебные курсы высокого качества будут доступны онлайн, это повысит уровень подготовки обучающихся. Например, у Технологического института Джорджии есть онлайн-курс, по результатам которого дается степень магистра. Обучение на этом курсе стоит примерно $7 тыс. Курс такого же уровня, если его проходить в обычном университете, обойдется в $40 тыс. Исследования показали, что знания студенты получают одинаковые. Когда традиционные университеты начнут жестко конкурировать с онлайн-курсами, которые экономят кучу денег за счет эффекта масштаба, вы поразитесь, насколько университеты снизят цены.

«То, как вы учитесь, зависит от того, как работает ваш мозг»

— Почему ваш онлайн-курс «Как учиться учиться» настолько популярен? В чем секрет?

— Причины разные. Основная в том, что он не учит учиться обычным скучным способом. Если вы попросите педагогический университет сделать подобный курс, они две недели будут рассказывать вам об истории образования, еще две недели — о различных теориях образования, еще две недели — о том, как учатся маленькие дети, и в конце немного расскажут, как эффективно учиться вам самим. При этом в курсе даже не упомянут о нейронауке, поскольку это вроде как сложно. Мы этот подход перевернули с ног на голову. Начали с основ нейронауки, используя метафоры, чтобы заметно упростить этот материал. То, как вы учитесь, зависит от того, как работает ваш мозг. Такова реальность. Используя нейронауку, можно учиться более эффективно. Думаю, мой курс понравился, потому что он практичен, полезен, к тому же он забавный, захватывает ваше внимание. В его подготовке принимает участие один из ведущих мировых нейропсихологов Терри Сеновски (профессор американского Института биологических исследований Солка. — РБК). Все это, взятое вместе, дает прекрасный опыт обучения.

— Почему никто раньше не учил людей тому, как надо учиться?

— Думаю, причина в том, что заглянуть внутрь мозга и понять, как он работает, мы смогли только в последние лет десять. Многие из прежних представлений о процессе обучения оказались неправильными. Другие были правильными, но было непонятно, почему это работает так, а не иначе. Взять, например, сон. Было известно, что нужно высыпаться, чтобы лучше учиться. Но почему? Когда вы это узнаете, то задумаетесь, не поспать ли вам подольше. Сон помогает создавать и усиливать связи между нейронами, а это физическая основа нашей памяти. Если вы поспали два-три часа перед важным экзаменом, вы просто не помните, что учили накануне, потому что связи между нейронами слишком слабы. И это только небольшая частица информации, которая у нас теперь есть. Раньше исследователи обо всем этом просто не знали. Некоторые подходы к образованию сейчас не имеют надежной научной базы, они популярны только потому, что их предложил харизматичный преподаватель, который сделал какое-то одно исследование. По-настоящему широкой научной базы у этих методов может не быть. Образование нужно поставить на более прочную основу. Нужно преподавать, основываясь на знаниях о том, как наш мозг может наиболее эффективно усваивать знания. Мы уже многое об этом знаем, но проблема в том, что эта информация противоречит нынешней теории образования, ее игнорируют.

— Может быть, успех курса связан еще и с тем, что сегодня важнее не просто обладать эрудицией, а уметь приобретать новые знания.

— Меня шокирует, что люди учатся по 12–16 лет, но их не учат тому, как наиболее эффективно учиться. Вам только говорят: выучи вот это и вон то. Но для тех, кто учится, действительно полезно знать, как делать это лучше всего.

— Что в реакции студентов вашего курса вас радует?

— Помню, когда мы только запускали курс, мы с мужем смотрели друг на друга и спрашивали: кому-нибудь он вообще нужен? Но еще до того, как курс вышел, у него было больше 100 тыс. подписчиков. Мне постоянно говорят, насколько полезны идеи, которые там содержатся. Причем это несложные идеи, просто никто не задумывался, как лучше использовать мозг, чтобы узнавать новое. Когда человек получает возможность использовать эти знания, появляется возможность выучить много такого, на что он раньше и не надеялся.

Как учиться учиться: четыре совета от Барбары Окли

  1. Если вы просто подумаете о чем-то, что вам не очень нравится, это активирует часть мозга, отвечающую за боль. Мозг реагирует на это, переключая внимание на что-то другое. Поэтому учащиеся часто откладывают занятия. Мозг переключает их на то, чтобы открыть Facebook. Чтобы бороться с этим, нужно учить мозг систематически фокусироваться и расслабляться. Можно поставить будильник на 25 минут и все это время учиться, а потом сделать пятиминутный перерыв. После трех или четырех таких сеансов обучения и отдыха можно сделать перерыв подольше — на 15–30 минут.
  2. Нужно чаще использовать метафоры и аналогии. Чтобы что-то запомнить, попробуйте как-то связать это с тем, что вы уже знаете. Благодаря метафорам активируются связи, уже существующие в мозгу. Существует целая теория о том, как можно повторно использовать связи между нейронами.
  3. Надо различать сфокусированное и несфокусированное обучение. Если мозг сфокусирован, можно начать изучение конкретного вопроса. Но чтобы глубоко понять тему, нужно на какое-то время расслабиться — посмотреть на вопрос в более широкой перспективе. В этом состоянии мозг все равно учится, просто для создания необходимых связей между нейронами ему нужно дать определенный простор. Как выяснила нейронаука, для обучения важны оба состояния мозга — и сфокусированное, и несфокусированное.
  4. Чтобы усвоить что-то сложное, нужно попытаться создать и закрепить в уме связи между отдельным элементами. Так мозг лучше запоминает информацию.

«Заучите стихотворение, и вы сможете понять его глубже»

— Какое будущее ждет науки, которые в англоязычных странах принято называть STEM (естественно-научные и технологические дисциплины, инженерное дело, математика. — РБК)?

— Их значение абсолютно точно вырастет. Но это не значит, что роль гуманитарных наук уменьшится. В прошлом гуманитарию было не так важно иметь хорошую подготовку в технических науках. Но сегодня, если у вас есть глубокие знания в области языка и культуры и вместе с тем аналитические способности, открываются намного большие возможности для карьеры.

— Какие дисциплины вы порекомендовали бы изучать студентам, чтобы получить хорошую работу?

— Анализ данных, компьютерные науки, компьютерная техника. Конечно, мне нравится электротехника, поскольку я сама ею занималась. Но, думаю, тут все же надо проявлять какую-то осторожность: слишком многие сейчас идут именно в эти дисциплины. Я лично склоняюсь к тому, что надо посмотреть, куда все идут, и заняться чем-то немного другим. Могу посоветовать следить за этими дисциплинами, получать по ним какую-то подготовку, но стоять в них только одной ногой, а другой — где-то еще. Так вы приобретете преимущество, которое может дать импульс вашей карьере.

— Существует мнение, что из-за развития искусственного интеллекта работу потеряют прежде всего люди с образованием в области естественно-научных и технических дисциплин, поскольку роботы решают математические проблемы лучше, чем люди. Что вы об этом думаете?

— Глупо говорить, будто естественно-научные и технические дисциплины потеряют значение в будущем. Это все равно что сказать, будто не нужно учить иностранный язык, потому что можно пользоваться переводчиком Google. Конечно, им можно пользоваться, но говорить на этом языке вы не сможете. Исследования показывают, что если вы обладаете достаточными математическими знаниями, чтобы понять, как работает ипотека, то шансы, что вы в какой-то момент окажетесь по ней должником, намного ниже. Многое из того, чем вы будете заниматься в своей жизни, потребует каких-то аналитических знаний. Не хотите закончить официантом в ресторане — учите точные науки.

— А как лучше всего преподавать математику и другие дисциплины STEM?

— Нужно активно использовать образность: побольше метафор и идей из гуманитарных наук. Но что-то по-настоящему важное нужно запоминать. Поэты иногда говорят: «Заучите стихотворение, и вы сможете понять его глубже». Это верно и применительно к STEM. Зазубривание, как это ни парадоксально, помогает пониманию. Но в конечном итоге нужно, чтобы эта информация оказалась у вас в долговременной памяти. Лучший способ добиться результата — использовать активное обучение: время от времени стараться применить то, что зазубрил. Лучшие учителя — те, кто помогает наладить этот процесс.

— В будущем онлайн-университеты вытеснят обычные?

— Думаю, в образовании будущего найдется место и для обучения лицом к лицу. Онлайн успешно учатся студенты с высокой мотивацией. Но для других нужно больше структурированности, и личный контакт с преподавателем тут незаменим. Для общества прекрасно было бы сочетать эти два подхода.

— Не раз слышал от знакомых, что им трудно сфокусироваться на учебе, оставаясь дома. Дома есть видеоигры, холодильник с едой. Кто-то живет в трудных условиях, например в комнате общежития.

— Это ерунда. Для преподавателей тоже есть свои страшилки. Я знаю одного преподавателя, который был настолько популярен, что на каждую его лекцию приходили по три тысячи человек. В конечном итоге он задумался о том, чтобы начать преподавать онлайн. Ему говорили: «Не надо! Ты не сможешь воспроизвести свое обаяние по Сети, не сможешь общаться с людьми лицом к лицу». Он все-таки решил поэкспериментировать. Через два года на его живые занятия уже никто не ходил, потому что учиться из дома или любого другого места намного проще.

— Может ли преподавателей со временем заменить искусственный интеллект? Есть те, кто в это верит.

— По-моему, ИИ никогда не заменит преподавателей, но может сильно помочь им, например снизить нагрузку. Представьте процесс выставления оценок за письменные работы. Это тяжелый труд. А что, если оценки будет ставить ИИ, если речь идет, например, о снижении оценок за ошибки в правописании? Любой учитель языка будет рад помощи искусственного интеллекта. Или возьмем математику — утомительно держать в голове все правила и практиковаться в стандартных задачах. Но если геймифицировать процесс с помощью программы, которая постоянно сочиняет новые задания, ученики смогут получать удовольствие.