Ударник капитализма: каким должно быть будущее бизнес-школ
Руководители пяти бизнес-школ Великобритании и США рассказали Times Higher Education о проблемах и перспективах бизнес-образования
Фото: @priscilladupreez / unsplash

Про бизнес-школы с уверенностью можно сказать то, что они — неплохая, прибыльная модель для своих основателей. Но есть ли реальная польза от таких курсов для их слушателей? Журнал Times Higher Education, выпускающий один из наиболее известных рейтингов мировых вузов, собрал мнения пяти экспертов на эту тему в статье «Есть ли еще у бизнес-школ ценность бренда?»

Так, профессор бизнес-школы Университета Сассекса Деннис Туриш признает, что в сфере управленческого образования действительно присутствует чрезмерный упор на теорию и попытки аналитиков «пустить пыль в глаза» — бросаться непонятными терминами и растягивать исследования. По его словам, бизнес-образование должно быть более практикоориентированным.

Бизнес-школы упрекают в непрозрачности, неактуальности и корысти, но это в той или иной степени касается и обучения на других факультетах, уверен декан Уорикской бизнес-школы Энди Локетт. Он напоминает о том, что за последние десятилетия бизнес-школы непрерывно трансформировались, брали на себя задачу обучения менеджмента в целом, открывали междисциплинарные курсы, привлекали лучшие кадры и так далее. Так что «традиционным» дисциплинам следует как раз поучиться у бизнес-школ решению организационных вопросов.

Бизнес-школы при вузах массово закрывать никто не будет, потому что они приносят университетскому бюджету солидный доход, говорит профессор Бристольского университета Эндрю Стради. Но это не отменяет того факта, что над бизнес-школами сгущаются тучи, добавляет он. С одной стороны, их курсы становятся более стандартными, менее оригинальными, что отрицательно сказывается и на интересе к ним, и на их стоимости. С другой стороны, наступление ведут онлайн-курсы, энциклопедии и соцсети.

Сами по себе «навыки делового управления» ничего собой не представляют, но как прикладной инструмент могут быть очень полезны, уверена вице-президент школы управления Университета Бата Вероника Хоуп Хейли. По ее словам, обучение менеджменту в широком смысле, а не только бизнес-образование, — необходимая база для любого рода управленцев: от НКО до международных концернов.

В конечном итоге, жизнь и карьера всегда сложнее и одновременно разнообразнее учебников, отмечает профессор американского Университета Финдли Квентин Скрабек. Хорошими управленцами могут стать и гуманитарии, но руководить сталелитейной фабрикой им будет все же непросто. Выпускник бизнес-школы может хорошо разбираться в теме слияний, поглощений и банкротства, но как объявить предпенсионеру о сокращении? Поэтому для бизнес-школ важно внедрять междисциплинарный подход и развивать в слушателях эмоциональный интеллект.

Полную версию экспертных колонок вы можете найти в материале Times Higher Education.

Есть ли еще у бизнес-школ ценность бренда?