Партнер проекта
Сколько нужно университетов для экономического роста
Экономисты из Британии и США подсчитали вклад вузов в экономический рост: каждый вновь открытый университет повышает ВВП на душу населения страны в среднем на 0,05%
Фото: Михаил Терещенко / ТАСС

Ученые Анна Валеро из Лондонской школы экономики и Джон ван Реенен из Массачусетского технологического института (MIT) решили проверить, правда ли увеличение числа университетов транслируется в экономический рост. Для этого они сопоставили социально-экономический прогресс с развитием высшего образования за период с 1950 по 2010 год в 1,5 тыс. регионах 78 стран мира. На их долю приходится 90% мирового ВВП.

В статье «Экономическое значение университетов: доказательства со всего мира» ученые пишут о том, что в каждой стране имеется порядка 20 регионов, где работают по 10 университетов (около 200 вузов на государство). По подсчетам авторов статьи, открытие каждого нового университета в перспективе на 0,4% увеличивает объем экономики региона, где располагается этот вуз. При этом ВВП на душу населения всей страны от каждого вновь открытого университета повышается в среднем на 0,05%. 

Как именно вузы способствуют развитию экономики:

  1. Университеты производят высококвалифицированных работников, которые впоследствии повышают производительность труда. Это важно не столько для страны и мира, сколько для конкретного региона, так как выпускники зачастую выходят на работу именно в том городе, где закончили вуз.
  2. Как центры научного знания, университеты общаются с локальным бизнесом, обмениваются знаниями и опытом, что способствует внедрению инноваций.
  3. Университетская традиция отличается демократизмом и свободой высказывания. Всевозможные конференции, публикации, круглые столы, платформы обмена мнениями и так далее — все это создает предпосылки для появления новых институтов-носителей прогрессивного начала, которые сами начинают двигать экономику вперед.
  4. Наконец, некоторые университеты — это целый «город в городе», который обеспечивает дополнительный спрос на товары и услуги высокого качества в конкретном регионе.