45-й Всемирный экономический форум в Давосе: онлайн-трансляция
В швейцарском Давосе проходит 45-й Всемирный экономический форум (ВЭФ). Юбилейное мероприятие продлится до 24 января. Тема форума в этом году – «Новый глобальный контекст».
Основатель и председатель форума Клаус Шваб в преддверии его открытия заявил, что 45-й ВЭФ является «чрезвычайно важным». «На мой взгляд, в 2015 году мы стоим на распутье, – пояснил он. – Есть дорога разрушения интеграции, путь ненависти, фундаментализма, и с другой стороны – путь солидарности и сотрудничества». Шваб добавил, что с учетом присутствия в Давосе «практически всех конфликтных сторон в мире» на форуме могут быть достигнуты важные результаты с точки зрения «мер укрепления доверия и, возможно, даже примирения». Он не пояснил, какие конфликты имеет в виду.
Центральными темами первого дня форума в швейцарском Давосе стали конфликт на Украине, падение цен на нефть и «новая норма» китайского экономического роста. Президент Украины Петр Порошенко вновь обвинил Россию в «агрессии» и насчитал на Украине 9 тыс. российских солдат, западные нефтяные мейджоры вступили в полемику с ОПЕК, а премьер Китая пообещал, что вторая по величине экономика мира избежит «жесткой посадки».
Игорь Шувалов не согласен с мнением, что конфликт на Украине – главная геополитическая угроза в мире сегодня. Об этом он сказал на сессии Growing in Harder Times в Давосе, отвечая на соответствующий вопрос модератора сессии. «Геополитический риск номер один в мире сегодня – это угроза терроризма», – подчеркнул Шувалов.
«Украина – наши соседи, наши родственники, и мы заинтересованы в территориальной целостности этой страны», – сказал первый вице-премьер. Дело не только в инвестиционном климате, добавил он. «На 2015 год и на ближайшие годы геополитическая угроза – терроризм», – завершил он.
Дорогая нефть на уровне $100 за баррель избаловала жителей России, исказив социальную мотивацию, считает первый вице-премьер Игорь Шувалов.
«Эти цифра испортила нас, – цитирует ТАСС Шувалова. – Люди рассчитывали на увеличение государственных расходов, а не работали над эффективностью труда. Теперь мы будем это делать, потому что вынуждены».
«Цена нефти в $50 за баррель не болезненна для нефтяных компаний, производителей нефти, таких, как ЛУКОЙЛ – она болезненна для бюджета России, для правительства страны», – заявил первый вице-премьер России Игорь Шувалов на сессии Growing in Harder Times Давосского форума.
2015 год будет тяжелым для России, признал он. Однако, по мнению первого вице-премьера, после сильного падения рубль значительно укрепится и в конечном итоге стабилизируется.
Тем временем на форуме проходит другая сессия – Growing in Harder Times, посвященная проблемам роста в сложное время.
«Мы рассматриваем сценарий, где [в этом году] мы [рост российской экономики] можем быть около нуля. Это значит, что экономика заморожена, половина наших нефтяных доходов исчезнет, но в то же время мы понимаем необходимость искать новые рынки для наших экспортных товаров», – сказал первый вице-премьер России Игорь Шувалов, участвующий в сессии. Раньше перед Россией не стояла задача поиска новых рынков для экспорта, отметил он.
Президент Франции Франсуа Олланд выступает на форуме со специальным обращением. Он вспомнил теракты, потрясшие Францию с 7 по 9 января.
«Нападение было совершено не на Францию – оно совершено на свободу, – сказал он. – Все страны мира, где бы они ни были расположены, находятся под угрозой терроризма. Многие из них уже пережили теракты».
По словам Олланда, терроризм берет начало в радикальных течениях ислама, и следует обратить внимание на очаги возникновения терроризма, среди которых Ирак, Сирия, Йемен.
«Терроризм имеет серьезные средства для достижения своих целей – торговлю людьми, оружием, наркотиками, международные преступления… Они используют интернет», – продолжил он.
Франция будет на передовой в борьбе с терроризмом, но мы не можем действовать в одиночку – необходимы действия всего мирового сообщества, продолжил глава республики.
В частности, он предложил такие меры, как усиление пограничного контроля в Европе, чтобы сделать проще идентификацию террористов, а также усиление кибербезопасности в Европе и в мире.
«Нельзя допустить, чтобы интернет использовался как средство устрашения», – объяснил Олланд. Он также призвал представителей международного бизнес-сообщества внести свой вклад в борьбу с терроризмом. Затем Олланд перешел к проблеме глобального потепления.
BP не планирует продавать акции компании «Роснефть», приводит Интерфакс заявление главы BP Роберта Дадли в кулуарах Всемирного экономического форума в Давосе.
«Мы по-прежнему твердо привержены нашим российским инвестициям и работе с нефтяной компанией «Роснефть», – сказал Дадли (цитата по Интерфаксу). Он добавил, что компания работает в России в течение очень долгого времени.
«Мы должны быть очень осторожны, мы никогда не нарушаем санкционный режим. Но это не мешает нам работать с «Роснефтью» по определенным проектам и оставаться мне в совете директоров НК [нефтяной компании]», – уточнил он. В другие российские компании BP не планирует инвестировать.
Цена на нефть может составлять $50-60 за баррель в течение ближайших двух-трех лет, считает глава BP Роберт Дадли. «Я в четвертый раз в своей жизни становлюсь свидетелем громадной коррекции цен на нефть. Мы знаем, что делать, индустрия тоже», – сказал Дадли журналистам в Давосе (цитата по ТАСС). По его мнению, стоит планировать более низкую цену на нефть на два-три года.
Сейчас в Давосе идет сессия, посвященная проблемам рынка труда. По данным организаторов, ежегодно к работоспособному населению планеты присоединяются 42 млн человек. При этом существующие условия таковы, что из-за механизации заработная плата среднего класса неуклонно сокращается, тогда как зарплаты людей, занимающих высокие посты, продолжают расти. Участники разговора обсуждают реорганизацию рынка труда, безработицу среди молодежи, а также пытаются выяснить, ведет ли глобализация к социальному неравенству.
На Всемирном экономическом форуме в Давосе началось сразу несколько интересных сессий. На одной самый богатый человек Китая Джек Ма рассказывает про Alibaba Group. Другая посвящена развитию Индии и инвестициям в эту страну. Параллельно идет разговор о современном состоянии автомобильной индустрии с Мэри Барра, главой General Motors.
Сессия с участием российской делегации закончилась. Если кто-то хочет изучить ее более подробно, такая возможность есть:
Основатель Hermitage Capital Уильям Браудер спросил у Шувалова о «деле Магнитского», юриста фонда, который скончался в изоляторе «Магнитская тишина» в 2009 году.
Шувалов шутит, что рад видеть Браудера, потому что тому запрещен въезд в Россию.
«Если виновных людей не наказали – это безобразие, это плохо, – говорит вице-премьер. – Потому что есть виновные люди, не просто так умер человек. Ему не оказали медицинскую помощь или еще что-то случилось. За это надо людей сажать в тюрьму или как-то еще наказывать».
При этом почему виновные не понесли наказание, Шувалов не знает. По его словам, он «не допущен» к соответствующей информации и не занимается «этим кейсом».
Кудрин и Шувалов поспорили по поводу реформ Горбачева. «Им ведь с Яковлевым тоже казалось, что они принесут свободу, которая принесет свободу и процветание. Но вместе с этой свободой пришел развал страны и нищета», – говорит Шувалов.
Кудрин Горбачева защищает: «С конца 60-х до середины 80-х элита была абсолютно неадекватна в развитии страны». Говорит, что уничтоженная экономика рухнула из-за низких цен на нефть, и это совпало с периодом прихода Горбачева.
Алексей Кудрин говорит о санкциях: «Их роль высока, мы не должны приуменьшать». Говорит, что санкции разрушают мировую инфраструктуру, не только российскую. Если выбрать постоянный инструмент давления через санкции, это приведет к образованию более дорого типа глобализации, когда «попытка подчинить другую страну своим правилам» делается способами, которые нарушают существующие соглашения.
«Россия, к сожалению, ощущает серьезное давление санкций. Такое глубокое падение рубля связано и с санкциями, так как мы не получаем внешнее финансирование», – говорит Кудрин. Обещает в 2015 году отток около $90–100 млрд.
У него спрашивают, осознает ли цену своих решений Владимир Путин. Он отвечает, что осознает. «Цели, которые связаны с позиционированием России на мировой арене в качестве сильного государства, по-видимому, Путин ставит выше цены, которая будет заплачена», – говорит Кудрин.
«Если русский ощущает любое давление извне, он никогда не отдаст своего лидера», – заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов.
На посвященной России сессии форума в Давосе Шувалов заявил, что чем дольше продлятся санкции, тем большей будет поддержка населением президента страны Владимира Путина. И этому не помешают никакие вызванные санкциями проблемы в жизни страны.
У Шувалова спрашивают, поедет ли Путин в Китай. Он отвечает, что президенты двух стран встречаются «регулярно, несколько раз в год». «Первый зарубежный визит, который совершил новый лидер Китая, это был визит в Российскую Федерацию», – напоминает Шувалов.
Шувалов говорит, что Си Цзиньпин во время визита в Москву предложил несколько форматов, который русские не исследовали, «может быть, в силу того, что мы не умеем читать между строк сигналы, которые нам посылают китайцы».
Первый вице-премьер Игорь Шувалов предупреждает, что нынешний кризис только кажется мягче того, что был в 2008-2009 годах.
«Это только кажущаяся легкость. На самом деле, мне представляется, что мы уже год находимся в состоянии, когда мы входим в более затяжной и сложный кризис», – заявил Шувалов, выступая на форуме в Давосе на сессии, посвященной ситуации в России.
«Сумасшедших в российском правительстве нет. Даже если кому-то это очень хочется изобразить, это не так», – заявил на сессии The Russia Outlook в на Всемирном экономическом форуме в Давосе первый вице-премьер Игорь Шувалов.
Выступали китайские партнеры – обещают помочь России, говорят, что «друг познается в беде».
Слово берет Шувалов. Еще один миф, который породили после введения санкций, что Россия «вынуждена сотрудничать с Китаем» из-за проблем с Западом, говорит вице-премьер и добавляет: «Это неправда».
«Еще задолго до всех этих событий господин Путин поручил мне заниматься восточным направлением, когда мы начинали исследовать повестку в рамках АТЭС», – отметил он и сказал, что они начали заниматься восточным направлением в 2010 году, «никаких осложнений с западом тогда не было».
Шувалов напоминает, что торговые отношения были даже с Северной Кореей. «России нужно иметь баланс структуры своего экспорта», – говорит Шувалов, уточняя, что нужно иметь возможность торговать с Западом и Востоком в равных долях.
«Чтобы быть сильной экономикой, Россия должна научиться торговать с Востоком так же, как мы торгуем с Западом», – подытоживает Шувалов. И еще добавляет, что «нас никакими санкциями не заставишь ничего делать».