Прямая линия с Владимиром Путиным. Онлайн-трансляция
Путин вышел на пресс-брифинг. Корреспондент РБК Наталья Галимова спросила у президента, слышал ли он о скандале вокруг домогательств депутата Леонида Слуцкого к журналисткам. Путин сказал, что не слышал, а разбираться с этим должны специализированные организации.
В домогательствах депутата Леонида Слуцкого обвинили журналистка Би-би-си Фарида Рустамова, опубликовавшая запись разговора с парламентарием в его кабинете, продюсер телеканала «Дождь» Дарья Жук и заместитель главного редактора телеканала RTVi Екатерина Котрикадзе. Они потребовали рассмотрения действий Слуцкого комиссией по этике Госдумы, которая не нашла у депутата «поведенческих нарушений». После решения комиссии ряд российских СМИ, в том числе РБК, объявили бойкот Слуцкому или всей Госдуме.
Все. 4 часа 23 минуты длилась эта прямая линия — на 23 минуты дольше, чем в прошлом году. 2 580 929 обращений, 79 вопросов.
И это действительно был последний вопрос. Путин прощается со зрителями и обещает, что все поступившие вопросы будут проанализированы.
Заключительный вопрос:
— Какие бы слова вы могли сегодня сказать людям, чтобы никого не оставить равнодушным и мотивировать к прорыву?
— Обращаю ваше внимание на то, что часто в истории нашей страны, когда речь шла о прорыве, это было связано с тем, что стране необходимо было выжить. Для реализации этой задачи были сконцентрированы все ресурсы страны. Сегодня такой угрозы вроде бы и нет. У нас огромные территории, запасы сырья, образованные люди. Но если мы отстанем в своем технологическом развитии, не сможем обеспечить темпы роста, развивать инфраструктуру, здравоохранение и образование, мы можем безвозвратно отстать и это может поставить под удар наш суверенитет. Мы можем запрыгнуть в вагон уходящего технологического поезда только вместе. Это могут сделать только свободные люди, поэтому нам нужно развивать политическую систему. Каждому нужно сконцентрироваться на своем участке, но мы в состоянии это сделать и обязательно сделаем.
— Готовите ли вы себе преемника?
— Я думаю о том, чтобы у нас подросло новое поколение управленцев, которые будут в состоянии взять на себя ответственность за Россию. Но президента будет выбирать народ, а не я.
— На прошедших выборах вы получили рекордный результат. Как вы ощущаете себя в отсутствие политической конкуренции?
— Не одиноко. Потому что этот тот случай, когда один в поле не воин. Добиваться положительных результатов в работе можно, только опираясь на команду профессионалов и единомышленников. У меня такая команда есть.
Вопрос из Санкт-Петербурга, из Военно-медицинской академии имени Кирова. Там лечат тех, кто получил ранения в ходе боевых действий. Корреспондент телеканала находится в палате у Ирины, которая попала под обстрел в Алеппо. Ее лечение длится уже два года, несмотря на то что женщина не является гражданкой России (ее муж сириец, сама она — гражданка Украины).
Ирина просит Путина о помощи в приобретении протезов и о российском гражданстве для ее семьи. Президент обещает оказать всю возможную поддержку.
Алена Легерь из села Старая Суртайка (Алтайский край) жалуется, что единственную в их селе школу грозятся закрыть. По словам местных жителей, чиновникам проще ее закрыть, чем ремонтировать.
«Мы должны обеспечить, чтобы люди не покидали регионы, чтобы село было живым, имело перспективы развития. Школу надо сохранить», — говорит Путин и передает слово врио губернатора Алтайского края Виктору Томенко. По словам врио главы региона, он внимательно следит за ситуацией и считает, что у школы есть будущее и ее не надо закрывать.
Далее вопрос от школьника из Лобни Леонида Позднякова. Он интересуется, будут ли в дальнейшем отменяться экзамены по выбору и если нет, то как, по мнению президента, можно одинаково хорошо подготовиться к шести экзаменам.
Путин предлагает ответить на этот вопрос министру просвещения Ольге Васильевой. Та говорит, что сейчас только два обязательных экзамена — русский язык и математика, «а Леониду Сергеевичу не стоит беспокоиться». Вопрос о введении обязательного иностранного языка пока остается пилотным проектом.
Дальше вопрос от участника конкурса в Китае «Задай вопрос Путину». 15-летний победитель спрашивает, ездил ли Путин на высокоскоростных поездах в Китае и не планируется ли подобная разработка в России.
Президент отвечает, что пока не ездил, но планирует, а договор о строительстве высокоскоростной железной дороги в Казани уже есть.
На этом вопросы из Крыма не заканчиваются. Вопросы на этот раз с горы Митридат. Дмитрий Ступников, предприниматель, спрашивает, когда снизят цены на продукты питания в Крыму до уровня цен в Краснодарском крае. Путин рассчитывает, что это произойдет после полноценного запуска грузовых машин по Крымскому мосту.
Вопрос с Крымского моста: сотрудник ГАИ рассказывает корреспонденту «России 24», что машин только больше. Затем слово передают водителю, который приехал из Керчи в Тамань. Он спрашивает Путина, планируются ли увеличение финансирования на строительство дорог, их улучшение и новые масштабные стройки, — очень четко сформулированный вопрос от случайно остановленного на дороге жителя Керчи.
Следующий вопрос задает преподаватель из Якутии Михаил Ваганов, который пожаловался на то, что его зарплату сначала повысили в соответствии с майскими указами, а потом понизили обратно.
Путин пообещал, что этот вопрос обсудят на заседании правительства, и подчеркнул, что падать заработная плата не должна.
Президент зачитывает вопросы с экрана: они касаются очередей в МФЦ (Путин обещает, что их не будет), чиновников, которые лечатся за границей (говорит, что не лечатся), мелеющей Волги (проблема решается), возращения ГОСТа на молочные продукты («дело не в ГОСТе, а в контроле за его исполнением»), строительства моста на Сахалин («будем иметь в виду геополитические обстоятельства и необходимость развития инфраструктуры») и другие.
Вопрос о мусорных полигонах и свалках. По словам волонтеров, поступило множество жалоб, что мусор сваливают на уже закрытые свалки, а где-то и просто в лесу. Жители Московской области опасаются, что после закрытия свалки в Балашихе их «завалит мусором». Кроме того, многие обратившиеся не хотят строительства мусоросжигательных заводов.
Путин говорит, что до 2024 года в России должно быть построено 200 заводов по утилизации мусора. При этом, по его словам, речь не идет «о керосинках», но о современных, технологичных заводах. «Разумеется, нужно идти по этому пути, делать это совместно с различными организациями и региональными органами власти», — считает президент. Он также говорит, что персональная ответственность за эти вопросы лежит на Минприроды и вице-премьере Алексей Гордееве, которому и передает слово. Тот говорит, что правительство работает, в частности скоро будет закончено создание портала, благодаря которому можно будет следить за переработкой отходов на всех уровнях.
Следующий вопрос: есть ли у армии на вооружении оружие, которое Путин показывал во время послания Федеральному собранию?
Гиперзвуковая ракета, лазерный боевой комплекс, по его словам, уже стоят на вооружении, система «Авангард» — на серийном производстве. «В запланированные сроки они будут поставлены на вооружение российской армии», — говорит Путин.