Ретейлеры оценили долю «российских» смартфонов на рынке
Всего, по данным «Связного», за первые девять месяцев в России было продано 20,4 млн смартфонов на 257,5 млрд руб. Таким образом, на российские бренды приходилось 8,3% рынка в штучном выражении и 2,6% — в денежном. По итогам девяти месяцев 2016 года доля этих устройств составляла 6,4 и 2,9% рынка соответственно. Снижение доли в объеме рынка смартфонов произошло не из-за падения выручки российских разработчиков, а из-за более низких темпов роста показателя в сравнении со всем рынком.
В пятерку самых популярных российских брендов смартфонов за девять месяцев 2017 года вошли Digma, DEXP, Vertex, Highscreen и Oysters, рассказал представитель «Связного». Также к российским относятся Texet, Irbis, 4GOOD, Stark, Ginzzu и ряд других, чьи продажи могут исчисляться тысячами устройств в год.
Продажи российских смартфонов начали восстанавливаться после падения несколько лет назад, связанного с всплеском популярности устройств китайских производителей, которые активно развиваются в бюджетных ценовых сегментах. В частности, в 2014 году на российские бренды в штуках приходилось 9,7% рынка, в 2015 году — 8,2%, а в 2016 году — 7%. При этом доля китайских брендов в штучном выражении выросла с 19,4% в 2014 году до 34% по итогам девяти месяцев 2017 года, а в деньгах — с 14,3 до 25%.
По прогнозу представителя «Связного» Сергея Тихонова, доля российских брендов в сегменте смартфонов в ближайшие два года будет постепенно увеличиваться за счет роста востребованности устройств отдельных брендов, которые представлены в крупных розничных сетях, а также сохранении популярности бюджетных смартфонов в целом. «Гаджет отечественной компании часто выбирают в качестве первого смартфона или на замену кнопочному телефону. Российский смартфон стоит недорого, он функционален и надежен для своей цены», — отметил Тихонов.
Статистика «Связного» не учитывает смартфоны, разработанные в России и продаваемые под брендами мобильных операторов. Хотя устройства под брендом Tele2 (под ним работает мобильный оператор «Т2 РТК Холдинг») по итогам второго квартала занимали пятое место в продажах в России с долей 4%, по оценке компании Counterpoint Research. «Т2 РТК Холдинг» не сам разрабатывает устройства, для него так же, как и для других операторов, это делают специальные компании, среди которых есть российские игроки (производство устройств осуществляется на фабриках в Юго-Восточной Азии). Например, ИТ-компания «Техносерв». Как рассказал РБК вице-президент «Техносерва» Андрей Бородин, с 2014 года, когда компания начала заниматься производством брендированных устройств по заказу сотовых операторов, она продала около 650–700 тыс. смартфонов. На пике (период не уточняется. — РБК) этот сегмент бизнеса приносил компании около 1 млрд руб. выручки в год.
Представитель МТС, крупнейшей сети по продаже мобильных устройств, Дмитрий Солодовников среди лидирующих на рынке российских брендов смартфонов назвал Digma, DEXP и Highscreen. На них в сумме приходится 4,7% в общем количестве смартфонов, проданных в России за девять месяцев этого года. Сколько занимают другие российские бренды, в МТС не оценивали, сославшись на то, что доля каждого слишком маленькая, ниже 0,7%.
Гендиректор информационно-аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков отмечает, что китайские бренды бывают разными, среди них есть достаточно сильные: Huawei, Xiaomi, ZTE, OPPO. «У них более правильный подход к использованию комплектующих, формированию ассортимента устройств и их продвижению. Это добротные модели с продуманными технологиями. Наши же разработчики часто снижают планку, считая, что кто-нибудь все равно купит устройство», — рассуждает Кусков.
По словам ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, китайские бренды выигрывают количеством — их несколько десятков. «Это компании несопоставимого с отечественными игроками размера. С ними сложно соревноваться по размеру вложений, по себестоимости устройств, а в этом сегменте выигрывает тот, кто предложит меньшую цену. Кроме того, наши компании часто в погоне за качеством тратят на разработку устройства слишком много времени, к моменту выпуска оно уже устаревает», — рассуждает Муртазин.