Цифровой клан: как устроен IT-бизнес детей куратора интернета в ФСБ
В пятницу, 28 июля, стало известно о назначении нового руководителя Центра информационной безопасности ФСБ, специализирующегося на расследовании киберпреступлений: на место Андрея Герасимова, возглавлявшего центр с 2009 года, пришел Сергей Скороходов.
Герасимов, по сведениям источников РБК, вышел на пенсию. Они связывают это со скандалом, в котором оказался замешан ЦИБ, — сотрудников центра обвинили в госизмене. «Если бы не аресты, может, проработал бы еще несколько лет; ему было чуть больше 60 лет, что для спецслужб еще не возраст», — рассказывал РБК источник на IT-рынке.
При Герасимове ЦИБ стал активным игроком российской IT-отрасли, а сотрудников центра называли кураторами российских интернет-компаний. В IT-сфере работают и члены семьи Андрея Герасимова. РБК выяснил, какими IT-активами владеет семья Герасимова и как его отставка может повлиять на семейный бизнес.
Семейное IT
В июле, когда сменился глава ЦИБ ФСБ, перестал работать сайт небольшой компании «Линтехно» (lintechno.ru), или «Лаборатории инновационных технологий при МГТУ им. Н.Э. Баумана». Среди ее учредителей, по данным источников РБК, — сын Андрея Герасимова, а одним из нынешних совладельцев «Линтехно» является его дочь. Домен linshop.ru, на котором расположен интернет-магазин компании, не работал весь июль, но сейчас включен снова. Номер телефона, который ранее указывался на обоих сайтах, с недавнего времени перешел к ювелирной компании «Аметист». Официальная группа «Линтехно» в социальной сети «ВКонтакте» удалена.
«Линтехно» — разработчик средств защиты информации. По данным «СПАРК-Интерфакс», ООО «Линтехно при МГТУ им. Н.Э. Баумана» было создано в июле 2013 года. Учредителями компании выступили университет (34%), доценты его кафедры «Защита информации» Антон Андреевич Герасимов (26%) и Алексей Викторович Астрахов (25%), а также Кирилл Константинович Здирук (15%).
Топ-менеджеры двух крупных компаний в сфере информбезопасности утверждают, что Антон Герасимов — сын Андрея Герасимова. В одной из открытых баз данных ГИБДД, выложенных в интернете, значится, что человек с именем, фамилией и датой рождения, совпадающими с теми, что указаны у Антона Герасимова на сайте МГТУ им. Баумана, зарегистрирован по тому же адресу, что и Андрей Герасимов.
У «Линтехно» есть выданная Федеральной службой по техническому и экспортному контролю лицензия на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, следует из данных «СПАРК-Интерфакс». Согласно презентациям компании на теперь уже не работающем сайте (есть в распоряжении РБК), среди ее заказчиков — Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств, ОАО «РТИ» (оборонный концерн, входящий в АФК «Система») и др. По данным «СПАРК-Интерфакс», выручка «Линтехно» в 2014 году составила 58,5 млн руб., более поздние данные не раскрывались.
В октябре 2014 года Антон Герасимов в качестве гендиректора «Линтехно» дал интервью телеканалу «Про Бизнес ТВ». В нем он, в частности, рассказывал, что «Линтехно» было образовано согласно федеральному закону о создании малых инновационных предприятий при университетах; оно занимается коммерциализацией разработок, сделанных студентами и аспирантами МГТУ им. Н.Э. Баумана. «Мы имеем возможность работать с талантливыми ребятами, которые что-то создали в свободное от учебы время. Мы их поддерживаем в этом, заключаем с ними лицензионное соглашение, по которому они получают прибыль, выгоду с реализации данного продукта. Мы этот продукт доводим до рыночной кондиции и реализуем», — рассказывал Герасимов.
Гендиректор Angara Technologies Group Сергей Шерстобитов, который тогда брал интервью у Антона Герасимова, рассказал РБК, что тот был выбран в качестве героя, так как занимал должность заместителя заведующего кафедрой информационной безопасности в МГТУ им. Баумана. «Наш диалог строился на его работе в этом направлении, так как на рынке ощущается острый дефицит кадров в сфере информационной безопасности. Это было тогда, и сейчас дефицит только усиливается. О занимаемой им должности в «Линтехно» стало известно уже на съемках», — рассказал Шерстобитов. По его словам, «Линтехно» на рынке не слишком заметный игрок. «Есть масса компаний, известных или не очень, с которыми мы регулярно сталкиваемся в тендерах, «Линтехно» в этом списке нет. Возможно, у них есть какие-то специальные лицензии на работу в области государственной тайны. Это отдельный, довольно большой сегмент рынка. Но он не такой публичный, подавляющее большинство участников рынка о нем может и не знать. Не все компании готовы развиваться в этом сегменте, поскольку работа с гостайной накладывает определенные ограничения, например, на выезд за рубеж», — говорит Шерстобитов.
В феврале 2015 года Антон Герасимов вышел из состава соучредителей «Линтехно» — его доля в 26% перешла Ольге Андреевне Герасимовой, которая и владеет ею до сих пор. Ольга Герасимова — сестра Антона Герасимова и дочь Андрея Герасимова, утверждают два топ-менеджера на рынке информбезопасности. О том, сколько стоит доля и была ли эта сделка денежной, опрошенные РБК игроки рынка говорить отказались. Помимо «Линтехно» Ольга Герасимова владеет 34% туристического агентства RestLab.
Ольга Герасимова не ответила на запрос РБК. В компании RestLab лишь подтвердили, что Ольга Герасимова является одним из ее соучредителей, и отказались от более подробных комментариев. Согласно профилю Ольги Герасимовой в социальной сети «Профессионалы.ru», она специализируется на проведении корпоративных мероприятий и путешествий, несколько лет работала руководителем направления обучения и развития персонала в «Ростелекоме». До получения доли в «Линтехно» к сфере информационной безопасности отношения не имела.
Подмосковный чиновник
В апреле 2015 года распоряжением губернатора Московской области Антон Герасимов был назначен заместителем министра государственного управления, информационных технологий и связи Московской области, где курирует направление специальных систем и информбезопасности. Эту должность он занимает и сейчас, говорится на сайте министерства. При сравнении фотографии замминистра Антона Герасимова и изображения из интервью гендиректора «Линтехно» очевидно, что это один и тот же человек.
В декабре 2016 года Антон Герасимов был награжден почетной грамотой губернатора Московской области Андрея Воробьева «за высокий профессионализм и большой вклад в социально-экономическое развитие Московской области». В июле 2016 года он также вошел в состав Совета по импортозамещению Московской области, председателем совета является министр инвестиций и инноваций Московской области Денис Буцаев. Совет призван способствовать росту процента производства импортозамещающей продукции на территории области и разрабатывать меры поддержки организаций, участвующих в реализации планов импортозамещения. Согласно официальным сайтам нескольких областных администраций Московской области, 2 декабря 2016 года это Министерство инвестиций и инноваций совместно с МГТУ имени Баумана проводило мероприятие, на котором руководителям промышленных компаний должны были представить разработки семь предприятий, среди которых значится и «Линтехно». В сообщении министерства говорилось, что «Линтехно» сделало «уникальное, полностью «доверенное» программное обеспечение, созданное разработчиками университета под контролем 8-го центра ФСБ и успешно внедренное в ряде структур Министерства обороны».
Первый заместитель министра государственного управления, информационных технологий и связи Московской области Андрей Бородин в ответ на запрос РБК сообщил, что на службе Антон Герасимов «соблюдает требования антикоррупционного законодательства» и ежегодно представляет сведения о доходах и имуществе. РБК не удалось найти декларацию о доходах Антона Герасимова в открытом доступе. «Нарушений запретов, связанных с государственной гражданской службой, Антоном Андреевичем не допускалось, наличия у него какого-либо конфликта интересов комиссией Мингосуправления Московской области по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов не выявлено», — заявил Андрей Бородин. Он также указал, что госконтракты или договоры на поставку товаров и оказания услуг между министерством и «Линтехно» в 2015–2017 годах не заключались.
Антон Герасимов не ответил на запросы РБК.
Закрытый рынок
Участники рынка отказались официально комментировать, как выход на пенсию главы ЦИБ отразится на бизнесе его детей. Собеседник РБК, близкий к силовым структурам, отметил, что передел рынка после ухода крупной фигуры из силовых структур — обычное дело. «Например, когда Александр Старовойтов возглавлял Федеральное агентство правительственной связи и информации (ныне ликвидировано, частично вошло в ФСБ. — РБК), одним из основных поставщиков систем криптографической защиты информации была московская «дочка» Пензенского научно-исследовательского электротехнического института, главой которого до этого был Старовойтов. После его отставки компания моментально потеряла свои рыночные позиции, и, когда мы собирались закупать ее продукцию, куратор сказал, что теперь это «неправильная» компания», — заключил источник РБК.
Представитель МГТУ им. Баумана сообщил РБК, что «Линтехно» продолжит работу, а информация, содержавшаяся на сайте компании, «частично утратила актуальность, в том числе и номер телефона, и в настоящее время уточняется в рамках доработки разделов сайта, сайт заработает после окончания периода отпусков». В университете подчеркнули, что предприятие создано для внедрения результатов интеллектуальной деятельности авторских коллективов университета в сфере информационных технологий, и отказались раскрыть его финансовые показатели.
Поставка средств защиты информации в силовые структуры — специфический сегмент рынка информбезопасности. «Работы, связанные с гостайной, требуют наличия у исполнителей соответствующих лицензий, что ограничивает количество потенциальных участников. Количество игроков, работающих на этом рынке, заметно не меняется. При этом сейчас регуляторы усиливают контроль за соблюдением требований для компаний, которые работают в области защиты гостайны. Наиболее известные игроки на этом рынке — ФГУП НПП «Гамма», ФГУП НТЦ «Атлас», «Маском», ЦБИ, «Евраас», — говорит Сергей Шерстобитов.
«Объем рынка средств информационной безопасности для госсектора, то есть различных госорганов, а также спецслужб, занимает до 15 млрд руб. В этой сфере очень много регуляторов, и, только получив ряд сертификатов и лицензий, компания сможет поставлять свою продукцию, например, в оборонно-промышленный комплекс, — рассказал РБК руководитель аналитического центра Zecurion Владимир Ульянов. — Так, собственная система сертификации есть у Минобороны, ряд лицензий выдает ФСБ, есть сертификация ФСТЭК, кроме того, разрешительные документы выдают Минкомсвязь, Роскомнадзор и Центробанк». По его словам, заказчики на этом рынке «в первую очередь смотрят не на функциональность программного продукта, а на то, есть ли на него необходимые документы». «На рынке много денег, и механизмы конкуренции там не совсем рыночные. Многое зависит от личных связей — даже получение всех нужных сертификатов не гарантирует, что компания сможет продать свой продукт. Как правило, у спецслужб есть ряд закрепившихся игроков, которые поставляют им свою продукцию годами и разрабатывают под них специфические решения, которые в коммерческом секторе не востребованы», — отмечает Ульянов.