«М.Видео» и «Связной» зафиксировали снижение цен на смартфоны в России
По предварительным данным аналитического подразделения «М.Видео», в первом квартале этого года средняя цена смартфона в России снизилась на 2,4% и составила 12 тыс. руб. Зафиксировал снижение средней цены на 4%, до 11,7 тыс. руб., и сотовый ретейлер «Связной». По словам представителя «Связного» Сергея Тихонова, средняя цена на смартфоны снизилась впервые с третьего квартала 2014 года.
Представитель «М.Видео» Валерия Андреева объяснила снижение средней цены сокращением стоимости на смартфоны у таких производителей, как Apple и Samsung, а также на некоторые китайские модели. В январе компания Apple снизила цены на свои флагманские смартфоны на 7–8%. Вслед за конкурентом снизил цены и Samsung, сообщал «Интерфакс» со ссылкой на главу Samsung Mobile в России. Корректировка цен составила 5–10%.
Снижение средней цены повлияло на то, что рынок смартфонов впервые с 2014 года в количественном выражении рос быстрее, чем в денежном, отметила Андреева. Так, в штучном выражении продажи смартфонов выросли на 5% по сравнению с первым кварталом 2016 года, до 6 млн устройств, а в денежном — на 3%, до 72 млрд руб.
При этом, по словам представителя «М.Видео», доля смартфонов в высоком ценовом сегменте (от 40 тыс. руб. и более) по итогам первого квартала показала небольшой рост относительно первых трех месяцев 2016 года, в то время как доля дешевых смартфонов (до 10 тыс. руб.) упала. В среднем ценовом сегменте (10–20 тыс. руб.) продажи росли, в итоге его доля в общих продажах увеличилась до 27,3% по сравнению с 21% годом ранее. «Это связано с существенным ростом продаж смартфонов брендов Xiaomi, Meizu, ZTE, Huawei и Honor, которые набирают популярность за счет привлекательных технических параметров при демократичных ценах», — пояснила Валерия Андреева. Совокупная доля этих брендов, по предварительным данным, по итогам квартала может составить до 20% в штуках и 16% в деньгах.
По предварительной оценке «Связного», в первом квартале в России было продано свыше 6,5 млн смартфонов, что на 15% больше, чем за тот же период в 2016 году. Объем этого рынка вырос на 9% и составил более 76 млрд руб. Представитель «Связного» отметил, что главным драйвером роста рынка смартфонов стали кредитные предложения, спрос на которые стабильно высок. С этим согласился представитель «М.Видео»: в этой сети каждый третий смартфон продается в кредит, что связано «со своевременным запуском беспроцентных кредитных предложений на востребованные устройства». Вклад в рост рынка внесла и популярность отдельных категорий смартфонов — например, устройств с поддержкой LTE и фаблетов, аппаратов с диагональю экрана от 5 дюймов.
Как оценивала ранее аналитическая компания J’son & Partners Consulting, в 2016 году средняя цена смартфона выросла на 22% по сравнению с 2015 годом и составила 12,1 тыс. руб. Этот показатель оказался самым высоким с 2009 года. Основным драйвером роста аналитики называли растущий спрос на устройства ценовой категории выше 15 тыс. руб., которые чаще всего приобретались в кредит.
Впрочем, представители МТС и «Евросети» не согласны с выводами конкурентов о снижении средней цены на смартфоны в первом квартале. По словам представителя МТС Дмитрия Солодовникова, средняя цена смартфона за первый квартал выросла на 0,7%, до 12,3 тыс. руб. Он уточнил, что основной прирост показателя наблюдался с пятой недели квартала (с 30 января. — РБК) в связи с активизацией продаж смартфонов среднего и высокого ценовых сегментов. Представитель «Евросети» сообщил, что средняя стоимость смартфона в России составит 12,4 тыс. руб., что на 1,6% выше, чем в первом квартале 2016 года. При этом исполнительный вице-президент «Евросети» Виктор Луканин оценил, что в количественном выражении рынок смартфонов вырос порядка на 5%, а в денежном — «незначительно», но абсолютные показатели не назвал. Из-за стабилизации курса рубля клиенты свободнее тратят деньги, «на это влияют и выгодные программы рассрочек и кредитов», отметил Луканин.