Перейти к основному контенту
Технологии и медиа ,  
0 

Государство выделит «Первому каналу» 3 млрд руб.

«Первому каналу» будет выделена дополнительная помощь из федерального бюджета. На производство, закупки и распространение контента вещатель получит 3 млрд руб.
Фото: Михаил Метцель / ТАСС
Фото: Михаил Метцель / ТАСС

Помощь придет

Госдума в пятницу, 27 октября, приняла в третьем чтении законопроект «О внесении изменений в ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов». Поправки, как выяснил РБК, предусматривают, в частности, дополнительную субсидию  на 3 млрд руб. АО «Первый канал» (помощь другим федеральным телеканалам не предполагается). Эти средства пойдут «на возмещение затрат, связанных с производством и приобретением программного продукта, наполнением им телеэфира и с обеспечением мероприятий по доведению его до телезрителей», указано в документе.

В пояснительной записке к законопроекту уточняется, что субсидия также предусматривает возмещение «недополученных доходов в связи с осуществлением текущей и международной деятельности АО «Первый канал».
Сразу после принятия поправок в бюджет Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) заявило о разработке правил предоставления субсидий «Первому каналу». Соответствующее уведомление появилось в пятницу, 27 октября, на федеральном портале нормативных правовых актов. В проекте правил уточняется, что господдержка поможет «Первому каналу» рассчитаться с ФГУП «Телевизионный технический центр» за предоставленные услуги по организации вещания, с ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» за распространение сигнала в городах с населением свыше 100 тыс. человек, с ФГУП «Космическая связь» за предоставленные каналы связи. Кроме того, благодаря субсидии «Первый канал» сможет оплатить лицензии и договоры на право показа кино- и телеконтента и его производство, следует из подготовленного Роспечатью документа.

Представитель ведомства не ответил на запрос РБК.

Государство контролирует 51% АО «Первый канал»: у Росимущества — 38,9%, у ФГУП «ИТАР-ТАСС» — 9,1%, у ФГУП «Телевизионный технический центр» — 3%. У Национальной медиа группы, чьи основные бенефициары сейчас — Алексей Мордашов, «Сургутнефтегаз» и СОГАЗ, — 25% АО «Первый канал», оставшиеся 24% — у структуры Романа Абрамовича.

«Первый канал» получает субсидии из федерального бюджета на распространение аналогового сигнала в городах с населением менее 100 тыс. человек. Аудитория небольших городов не монетизируется — телеизмерения ограничены крупными городами, и рекламодатели платят только за показ их рекламы в городах с населением свыше 100 тыс. человек.

Из последней доступной отчетности ОАО «Первый канал» (с 2017 года — просто АО) следует, что в 2015 году «Первый канал» получил из федерального бюджета на распространение сигнала в небольших городах более 4,2 млрд руб. Кроме того, тогда вещатель также получил на производство и закупки контента еще 3,5 млрд руб. — в рамках разовой помощи всем СМИ с государственным участием в кризисный год после резкой девальвации рубля в декабре 2014-го.

В 2016-м господдержка «Первому каналу» отдельно не раскрывалась, но, как следует из отчета о прибылях и убытках АО по РСБУ в базе «СПАРК-Интерфакс», субсидии из бюджета тогда не превысили 5,2 млрд руб. Столько составили «Прочие доходы», по которым в отчетности отражается господдержка.

В нынешней редакции федерального бюджета на 2017 год указана общая субсидия «Первому каналу», НТВ, «Пятому каналу», «Матч ТВ», «ТВ Центру», «Карусели» на распространение сигнала в небольших городах — всего 9,3 млрд руб. (отдельно по каналам цифры не приводятся). В 2018-м на эти цели планируется выделить чуть меньше — 8,9 млрд руб.

Отдельная помощь «Первому каналу» на производство, закупки и распространение контента в проекте бюджета на 2018 год не предусмотрена. Для сравнения: подобные субсидии ВГТРК в 2018 году запланированы в размере 19,9 млрд руб. (без учета отдельных субсидий на перевод вещания в цифровой формат и тестовое вещание региональных версий входящих в ВГТРК телеканалов).

Производство программ «Первого канала»
Производство программ «Первого канала»
Почему «Первому» нужна помощь

Рекламные доходы всех телеканалов за первые шесть месяцев этого года увеличились, по версии Ассоциации коммуникационных агентств России, на 12%, до 77,5–78 млрд руб. Примерно такой же прирост по итогам всего года ожидает «Национальный рекламный альянс», продавец рекламы практически на всем ТВ.

В 2016-м среднесуточная доля «Первого канала» в целевой аудитории (зрители 14–59 лет) снизилась, по данным Mediascope, на 1,1 п.п., до 11,6% (т. е. «Первый» в среднем в течение дня смотрели 11,6% попавших в выборку Mediascope телезрителей указанного возраста). За девять месяцев 2017 года этот показатель «Первого» сократился, по оценке Mediascope, еще на 0,8 п.п., до 10,7%.

В течение многих лет «Первый канал» критиковал методику Mediascope (в прошлом TNS Russia) и выражал несогласие с результатами измерений, однако в марте этого года сотрудничество телекомпании и телеизмерителя после 12-летнего перерыва было возобновлено.

При этом реклама на ТВ продается по так называемым пунктам рейтинга, отражающим количество зрителей, увидевших стандартный 30-секундный ролик, и зависящим от аудитории канала. В 2016 году, по подсчетам Publicis Media Russia, предложение «Первого канала» рекламодателям снизилось на 3%, до 169,3 тыс. пунктов рейтинга в целевой аудитории вещателя, в январе—сентябре 2017-го — уже на 12%, до 108,1 тыс. пунктов рейтинга.

Сокращение предложения рекламы в натуральном выражении может компенсироваться повышением расценок на нее. Так, в 2017 года заявленный средний росте расценок на телерекламу составил 15%; при этом в действительности он не превысил 10%, сообщил РБК источник в одном из игроков рынка.

В 2015-м расходы «Первого канала» составили 36,4 млрд руб. при выручке 26,5 млрд руб., в 2016-м — 35,7 млрд и 27,7 млрд руб. соответственно. В 2015-м убыток от основной деятельности достиг 9,9 млрд руб., чистый убыток — 92 млн руб., в 2016-м аналогичные показатели равнялись 8 млрд и 3,3 млрд руб.

Кредиторская задолженность АО «Первый канал» на 31 декабря 2016 года превышала 12,8 млрд руб., следует из данных «СПАРК-Интерфакса».
Представитель «Первого канала» не ответил на запрос РБК.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 10 октября
EUR ЦБ: 106,42 (+0,73)
Инвестиции, 09 окт, 17:45
Курс доллара на 10 октября
USD ЦБ: 96,95 (+0,84)
Инвестиции, 09 окт, 17:45
Жертвами урагана «Милтон» в США стали два человекаОбщество, 07:25
До Израиля за сутки долетело 220 ракет «Хезболлы»Политика, 07:01
Вслед за ABBYY. Почему компании начали сокращать релокантов из РоссииPro, 07:00
Выручка российских авиакомпаний обновит исторический максимумБизнес, 07:00
В деле Тимура Иванова появился экс-председатель правления «Интеркоммерца»Политика, 06:57
Из горящего «дома-корабля» в Москве спасли 14 человекОбщество, 06:35
Верховный суд счел незаконной страховку в кредите без согласия заемщикаФинансы, 06:29
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
В Ростовской области ночью сбили десять беспилотниковПолитика, 06:02
Столтенберг рассказал о своих самых сложных переговорах как генсека НАТОПолитика, 06:02
В «Авито» рассказали, как выросли зарплаты в ретейлеБизнес, 06:00
Самолет Air France оказался в небе во время атаки Ирана на ИзраильБизнес, 05:26
В Москве загорелся «дом-корабль»Общество, 05:09
Россияне назвали сумму, которую считают порогом бедностиОбщество, 05:00
Политика, бизнес, семья: что нужно знать о богатейшей женщине ИндииОтрасли, 04:58