Китайские смартфоны впервые стали лидерами на российском рынке

Китай наступил
В начале августа количество абонентов оператора «ВымпелКом» (бренд «Билайн»), пользующихся смартфонами китайских брендов, превысило 30% от общего числа абонентов оператора, использующих смартфоны. Это следует из дата-анализа, проведенного «ВымпелКомом», рассказал РБК представитель оператора. Данные о долях остальных категорий брендов в компании не раскрыли, уточнив лишь, что их доли меньше. Отрыв китайских брендов от производителей из других стран особенно ярко выражен в регионах, говорят в «ВымпелКоме». В Москве по-прежнему большинство (23%) абонентов-владельцев смартфонов пользуется продукцией Apple, но и в столице доля китайских брендов уже составляет 20%.
По данным IDC, в первом полугодии 2015 года самым популярным китайским брендом телефонов на российском рынке стал Lenovo с долей 7,7% в объеме поставок в физическом выражении. Второе место занял ZTE (3,1%), третье — Keneksi (0,5%).
Популярность китайских смартфонов представитель «ВымпелКома» Анна Айбашева связывает с ростом доверия потребителей к китайским производителям: их продукцию уже не воспринимают как телефон, который сломается через пару дней, но восприятие их как дешевых осталось, говорит Айбашева. На практике некоторые китайские смартфоны попадают в категорию премиальных и на российском рынке могут стоить до 40 тыс. руб. Но на статистику, полученную «ВымпелКомом», это не сильно влияет: «значительная часть» китайских смартфонов на руках у клиентов относится к недорогим моделям (до 5 тыс. руб.).
Китайский премиум
Этим летом на российский рынок вышел один из самых ожидаемых китайских производителей мобильных устройств — Xiaomi, который западная пресса любит называть «китайским Apple». Компанию основал весной 2010 года интернет-предприниматель Лэй Цзюнь, который в 2015 году занял 23-е место в списке богатейших бизнесменов Китая журнала Forbes с состоянием $8,8 млрд. Производитель начинал с разработки Android-прошивки MIUI, а потом переключился на создание электроники.
В третьем квартале 2014 года Xiaomi стал третьим в мире по продажам производителем смартфонов после Samsung и Apple, по данным исследования Strategy Analytics. В 2014 году Xiaomi увеличила продажи смартфонов более чем вдвое, до 74,3 млрд юаней ($11,6 млрд). В 2015 году производитель рассчитывает увеличить продажи смартфонов на 30%, до 80–100 млн штук. Ожидается, что выручка компании превысит 100 млрд юаней ($16 млрд).
В России бренд официально появился летом 2015 года, когда компания «Марвел-Дистрибуция» стала первым официальным продавцом планшетов Xiaomi в России (модель Mi Pad). В августе китайская торговая площадка JD.com, которая в начале лета официально пришла в Россию, начала продажи смартфонов Xiaomi в России, пока через JD.com можно заказать только одну модель производителя — Mi4.