Перейти к основному контенту
Технологии и медиа ,  
0 

Быстрее, бюджетнее, практичнее

Не успев до конца оправиться от пандемии, российский EdTech‑рынок столкнулся с новыми вызовами, но смог адаптироваться и даже перестроиться. Как EdTech‑компании оценили 2022 год и чего ожидают от 2023‑го — в материале РБК.
Иллюстрация: сгенерирована Kandinsky 2.1
Иллюстрация: сгенерирована Kandinsky 2.1

Что происходило с индустрией в 2022 году

Эксперты фонда «Сколково» прогнозируют падение объема EdTech‑рынка в пределах 20% по итогам 2022 года относительно показателей 2021‑го.

По сравнению с четвертым кварталом 2021 года суммарная выручка действующих в этой сфере ста ведущих компаний в первом квартале 2022 года упала более чем на 13%. А темпы роста снизились относительно среднего за 2021 год (70%) примерно до 50%.

На это повлияли:

• снижение покупательной способности;

• усиление зарегулированности отрасли;

• снижение инвестиционных и кредитных возможностей;

• неопределенность и тревожность аудитории.

Итоги года

Александр Ларьяновский, управляющий партнер компании Skyeng

«Взрослые пользователи намного сильнее реагировали на внешние события. В сентябре, после объявления частичной мобилизации, мы столкнулись с довольно большим количеством отмен и переносов занятий среди текущих учеников — людям временно стало не до учебы.

Обучение школьным предметам осталось востребованным, несмотря на изменения в стране, и даже заметен рост спроса на английский, математику, обществознание и курсы по ОГЭ и ЕГЭ. Во взрослом английском падение составило около 10%, а вот в детском сегменте мы увидели рост примерно на те же 10%.

При этом просели компании, которые работали по модели образования в кредит или в рассрочку, а также обучающие внешкольным предметам (которые кажутся необязательными) — рисованию, пению, ораторскому искусству.

Но нестабильность года не сказалась на планах в направлении ДПО (дополнительное профессиональное образование). В условиях неопределенности пик заявок на обучение IT‑профессиям в Skypro пришелся на май—апрель 2022 года.

Самые популярные профессии по приросту заявок на обучение — java‑разработчик (+150%), QA‑тестировщик (+50%) и python‑разработчик (+48%). Резкий рост интереса к обучению связан с тем, что абитуриенты видят перспективы профессии: рынок ориентирован на соискателя, стабильная высокая заработная плата, возможности карьерного роста и удаленная работа.

Предварительно по итогам года мы видим рост спроса на занятия для детей в Skysmart почти в два раза по сравнению с 2021 годом, в основном по программированию (28%) и курсам подготовки к ОГЭ (43%) и ЕГЭ (15%) по разным школьным предметам».

Мария Смолянова, СЕО онлайн‑платформы развития речи у детей Novator

«Год выдался сложным. Мы забыли о долгосрочном планировании: весной 2022‑го загадывали максимум на неделю вперед, а иногда вносили корректировки каждые один-два часа. Соответственно, выросла потребность в умении быстро и дешево проверять гипотезы.

Настоящим вызовом стало привлечение инвестиций. Инвесторы стали намного аккуратнее вкладываться в российские компании и остро реагировали на любые изменения рынка. В итоге даже первичные переговоры могли длиться месяцами, обрываться, а затем заканчиваться ничем.

Пользователи же переключили внимание на обеспечение безопасности. В этом плане нам повезло с нишей: даже в кризисные моменты родители в последнюю очередь экономят на обучении детей. Спрос дважды падал на короткий срок, но восстановился.

А еще в 2022 году мы научились быстро сокращать неоправданные расходы. Это хороший способ получить опыт ведения бизнеса без излишков — ничего страшного в этом нет, ведь в будущем их можно будет легко вернуть».

Виталий Алтухов, сооснователь, директор по разработке и исследованиям в «Профилум»

«В прошлом году мы увидели, что в ситуации общественных и экономических колебаний сохраняется стабильный спрос на hard skills. Это логично, ведь так появляется возможность быстро монетизировать профессиональные навыки. При этом заметно снижение спроса в сегменте бизнес‑образования. Клиенты рассматривают образовательные проекты скорее как краткосрочную модель развития для быстрого применения навыков на практике, а не как часть долгосрочной стратегии.

Обострился спрос на кастомизацию образовательных треков. Эта особенность прослеживается еще с 2021 года, но сейчас стала одной из ключевых. Людям хочется развиваться с опорой на свои таланты и возможности. Главным трендом 2022 года в профдиагностике можно назвать именно талантоцентричность».

Марианна Снигирева, генеральный директор «Нетологии»

«В 2022 году запрос на дополнительное образование сильно изменился. В первую очередь в «Нетологии» вырос спрос на курсы направлений программирования, аналитики и дизайна. Это программы, которые помогают кардинально сменить профессию и прийти в востребованную сферу IT.

У студентов появилась потребность в переобучении за более короткий срок и развитие определенных навыков. Если раньше большим спросом пользовались комплексные программы переобучения длительностью больше одного года, то теперь люди приходят получить навыки быстро, чтобы их можно было сразу же применять на практике.

Поменялась и общая цель студентов в переобучении. До 2022 года студенты в основном приходили учиться, чтобы развиваться в текущей профессии. В 2022 году цель переобучения и трудоустройства по новой профессии вышла на первое место».

Александр Киселев, CEO и основатель школы IT‑профессий Rebotica

«В 2022 году уделяли большое внимание IT на всех уровнях. Государство запустило проект «Цифровые профессии», айтишникам обещают привилегии — все это формирует повышенный интерес и рост спроса. Для всех EdTech‑проектов это хорошо.

При этом рост сконцентрирован по большей мере в детском сегменте. Только в рамках нашей компании за последние полтора года здесь мы смогли вырасти в 40 раз по выручке. Я объясняю это многими факторами, среди которых неготовность родителей отказываться от развития своих детей.

Вырос и интерес к работе. В период потрясений мы увидели шквал заявок на работу педагогом — многих IT‑специалистов привлекает удаленный формат. То есть в найме проблем нет».

Прогнозы на 2023 год

Александр Ларьяновский, управляющий партнер компании Skyeng

«В 2023 году не ждем инвестиций, а рассчитываем развиваться только на собственные деньги. Мы не прогнозируем крупных запусков, а сконцентрируемся на максимизации рентабельности, улучшении процессов внутри, укреплении и развитии эффективной структуры компании».


Илья Паршин, генеральный директор образовательной онлайн‑платформы «Учи.ру»

«Сервисы «Учи.ру» относятся к дополнительному школьному образованию, мы работаем в невысоком ценовом сегменте. По нашим данным, этот сегмент EdTech‑рынка будет показывать стабильный рост и в 2023 году, несмотря на сложное и непредсказуемое время».

Мария Смолянова, СЕО онлайн‑платформы развития речи у детей Novator

«В прогнозах лучше быть аккуратными. Вероятно, рынок EdTech продолжит свой рост, особенно в сфере детского образования, — определенная доля русскоязычных людей покинула страну, а потребность в обучении детей осталась. А тем, кто по‑прежнему в стране, хочется дать детям лучшие возможности.

При этом рост продолжат именно проекты в узкоспециализированных нишах — чтобы давать хороший результат, нужно отлично разбираться в методологии продукта и вкладывать как можно больше усилий в улучшение и развитие, а не распыляться на расширение продуктовой линейки в погоне за клиентом. К тому же клиенты становятся все более разборчивыми в качестве продукта и ориентируется на результат. Если обещанный результат не достигается, они не стесняются высказываться.

Главный инсайт 2022 года: мы не знаем, с какими экономическими обстоятельствами столкнемся в этом году, поэтому лучше надеяться на себя. Инвестиции, эфемерные возможности новых рынков — это потенциальное будущее, которое может реализоваться, а может и нет. А стабильность достигается четко выстроенными бизнес‑процессами, постоянными улучшениями и сохранением helicopter view».


Виталий Алтухов, сооснователь, директор по разработке и исследованиям в «Профилум»

«Мы ожидаем смену курса игроков EdTech‑рынка на более доступные, бюджетные образовательные инициативы, направленные на быструю монетизацию полученных знаний. Особенно в сфере ДПО и цифровых специальностей, включая IT. Вероятно, появятся интересные решения в b2g‑сегменте».


Наталья Журавлева, директор центра индустрии образования Сбербанка

«В прошлом году объем рынка дополнительного образования вырос на 27,3% по сравнению с 2021 годом и составил около 130 млрд рублей. В сегменте бизнес-образования активно развивались механики, включающие персональных траекторий обучения, — эффективный инструмент для компаний, которые хотят повысить квалификацию сотрудников и развивать и знания и мягкие навыки.

Как уже показывает аналитика, по итогам 2023 года рынок дополнительного профессионального образование может вырасти на 10–30%. Одна из ключевых тенденций — высокий запрос пользователей на короткие образовательные курсы, помогающие освоить новую профессию. Формат онлайн-наставничества будет набирать популярность и в этом году, так как прямая коммуникация с менторами дает возможность разобрать конкретный рабочий кейс и моментально применить новые навыки. Сейчас увеличивается спрос на специалистов с опытом, в том числе в гуманитарных сферах — они могут научить нейросети работать с источниками и верифицировать данные. Совсем недавно «Сбер» запустил собственную мультимодальную нейросеть GigaChat, которая будет интегрирована во все образовательные продукты «Сбера», в том числе в образовательную платформу Edutoria.

Детский сегмент также показывает положительную динамику, программы дополнительного образования являются эффективными инструментами раскрытия потенциала ребенка. У онлайн-университета творческих профессий «Муза» запускаются детские образовательные программы, где школьники смогут попробовать себя в разных направлениях творчества: освоить графический дизайн, сделать первые шаги в живописи, научиться играть на гитаре, создавать NFT и мультимедийные произведения искусства с помощью AR- и VR-технологий».

С чего начинался сегмент

Пионерами отрасли EdTech являются такие компании, как Coursera, Udemy, edX, Khan Academy, и другие. Они создали платформы для обучения студентов и преподавателей, а также предоставили доступ к большому количеству курсов по различным темам.

Лидерами EdTech сегодня являются такие компании, как Google, Amazon, Microsoft, Apple, «Сбер» и другие крупные технологические гиганты. Они инвестируют значительные средства в развитие этой сферы и предоставляют своим клиентам широкий спектр цифровых образовательных ресурсов.

Текст сгенерирован GigaChat

Что такое EDTECH

Edtech — это термин, который относится к использованию технологий для улучшения образования и обучения. Процесс включает применение компьютеров, мобильных устройств и других цифровых инструментов для предоставления учащимся доступа к образовательным ресурсам и инструментам. Edtech может включать в себя различные технологии, такие как электронные учебники и учебные пособия, используемые для обучения и преподавания; мобильные приложения, которые можно загрузить на мобильные устройства и использовать для обучения и развлечения; онлайн-курсы и вебинары, которые можно пройти удаленно и получить сертификат после окончания курса; игры, которые используются для обучения и тренировки навыков решения проблем и критического мышления. Edtech может использоваться как в школах, так и в университетах и может помочь учащимся и педагогам получить доступ к широкому спектру образовательных ресурсов и инструментов, необходимых для достижения успеха в учебе и обучении.

Текст сгенерирован GigaChat

О чем эта статья

Согласно прогнозам экспертов фонда «Сколково», объем рынка EdTech в России в 2022 году может упасть на 20% по сравнению с показателями 2021 года. Одной из основных причин такого прогноза является ухудшение экономической ситуации в стране. Также эксперты отмечают, что снижение инвестиционных и кредитных возможностей негативно влияет на отрасль EdTech в целом.

В тексте описываются изменения в спросе на переобучение и его цели. Потребитель стремится сократить сроки обучения и развить конкретные навыки. Александр Киселев, CEO и основатель Rebotica, объясняет эти изменения желанием быстрее применять полученные знания на практике. Илья Паршин, генеральный директор образовательной онлайн-платформы «Учи.ру», говорит о росте спроса на онлайн-курсы в области технологий и цифровой экономики. Управляющий партнер компании Skyeng отмечает увеличение числа заявок на работу в сфере образования. Наталья Журавлева, директор центра индустрии образования Сбербанка, говорит о том, что одной из ключевых тенденций является высокий запрос пользователей на короткие образовательные курсы, помогающие освоить новую профессию.

Текст сгенерирован GigaChat

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 8 октября
EUR ЦБ: 105,31 (+0,56)
Инвестиции, 17:16
Курс доллара на 8 октября
USD ЦБ: 96,06 (+1,19)
Инвестиции, 17:16
Умерла мать Уитни Хьюстон певица СиссиОбщество, 23:30
Сумма замороженных в Нидерландах российских активов сократилась в 7 разПолитика, 23:21
От Индии до Бразилии: в чем причина провала «индийского Twitter»Отрасли, 23:08
Армения на Совете глав МИД стран СНГ не подписала два документаПолитика, 22:58
Росавиация отозвала сертификат на техобслуживание у «Витязь-Аэро»Бизнес, 22:55
Посол Израиля призвала «освободить Ливан из заложников «Хезболлы»Политика, 22:41
Грузия назвала приоритетами мир с Россией и партнерство с НАТОПолитика, 22:23
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Израиль вновь расширил зону проведения наземной операции в ЛиванеПолитика, 22:16
Вандалы повредили в Рубцовске памятник детям — жертвам войны и терактовОбщество, 22:16
Белгородцам начнут платить рекордные 3 млн руб. за подписание контрактаПолитика, 22:04
СКА победил лидера КХЛ в 200-м матче с Романом РотенбергомСпорт, 22:03
Фицо увидел в ракетном ударе по Бельгии способ изменить политику ЕвропыПолитика, 21:58
«Какое превосходительство?» — Лукашенко удивило обращение к немуПолитика, 21:57
Литва передаст Украине пять штанов из российского поездаПолитика, 21:54