Хорошие по сравнению с Apple показатели Samsung аналитики связывают с удачным выходом на рынок новинки концерна — смартфона Galaxy S7 и его версии Galaxy S7 Edge, которая вышла в феврале. По данным SamMobile China, с 11 марта на эти модели в КНР было сделано более 10 млн предзаказов. Как уточняют аналитики Counterpoint Research, в Китае показатели продаж по Galaxy S7 в первый месяц после релиза превзошли результаты Galaxy S6 на 10%. По данным IDC, в марте Galaxy S7 и S7 Edge активно продавались благодаря поддержке операторов беспроводной связи.
Apple зафиксировала падение продаж почти по всем рынкам (за исключением Японии, где выручка за квартал выросла на четверть, до $4,3 млрд) и по всем основным продуктам: iPhone, iPad и Mac. Наибольшее падение показал китайский рынок, причем по всем показателям.
В своей отчетности Apple выделяет регион Большой Китай, куда входят КНР, Гонконг и Тайвань. На этом рынке квартальные продажи упали на 26%, до $12,5 млрд, а за два последних квартала они сократились на 6%, до $30,9 млрд. Соответственно, доля китайского рынка в выручке Apple снизилась с 29% до 25%, едва не уступив второе место Европе.
Apple объясняет, что основной причиной падения азиатских продаж стала ситуация в Гонконге. Местный доллар привязан там к доллару США, и укрепление американской валюты негативно отразилось на развитии туризма и розничной торговли в Гонконге. Если падение выручки в Большом Китае составило 26%, то в самой КНР (без Гонконга и Тайваня) — лишь 11%.
За день до публикации отчетности Apple свое первое интервью западным СМИ дал китайский миллиардер Цзя Юэтин, основатель концерна LeEco. Как специалист по высоким технологиям (его компания занимается производством электромобилей, смартфонов и развитием онлайн-сервисов) бизнесмен назвал Apple «устаревшей» фирмой.
«Только сверхбогатые люди, высокооплачиваемые профессионалы могут позволить себе iPhone в Китае. Это сравнительно небольшой процент, — подчеркивает профессор Penn Wharton China Center Джон Чжан. — Это означает, что в какой-то момент вам не получится сохранить темпы роста без внедрения серьезных инноваций, чтобы удержать заинтересованных клиентов».
Аналитики сомневаются в перспективах новых продуктов Apple на азиатских рынках, в том числе новой модели iPhone SE, которая вышла в конце марта. «При базовой стоимости в $399 iPhone SE вынужден конкурировать со схожими по мощности, но более дешевыми устройствами, в первую очередь в Индии и Китае», — уверен эксперт IDC Антонио Скарселла.
Расширение присутствия Apple в Китае имеет еще одно препятствие — юридическое. На прошлой неделе Пекин заблокировал на территории КНР iBooks Store и iTunes Movie для покупки и скачивания книг и фильмов. «Учитывая экономическое замедление Китая и юридические проблемы у Apple на этом рынке, компании будет трудно достичь здесь приемлемого роста», — заявил в четверг аналитический центр Juniper.
Китай тормозит мир
Для рынка смартфонов замедляющаяся экономика Китая выступает таким же сдерживающим фактором, как и в сырьевых отраслях. IDC выделяет несколько тенденций на китайском рынке мобильных телефонов. Во-первых, он замедляет свой рост. Если в 2013 году рост объема поставок к предыдущему году составил 62,5%, то в 2014 году этот показатель снизился до 20%, а в 2015-м составил всего 2,5%. Во-вторых, китайский потребитель становится все более притязательным. «Так как китайский рынок взрослеет, аппетит к смартфонам драматически снижается, взрывной интерес к ним прошел свой пик», — отмечает консалтинговое агентство.
Средняя стоимость смартфона выросла с $207 в 2013 году до $257 в 2015 году, при этом китайский потребитель все активнее присматривается к национальному производителю — к тому же Huawei и двум малоизвестным на мировом рынке брендам, OPPO и Vivo. Они уже вошли в пятерку лидеров продаж, вытеснив из нее две другие китайские компании, Xiaomi и Lenovo. Обе марки принадлежат концерну BBK Electronics из провинции Гуандун, его основатель Дуань Юнпин известен как «китайский Баффет».
В январе—марте 2015 года во всем мире (в первую очередь это Китай и Индия) было продано 7,3 млн смартфонов OPPO, в этом году — уже 18,5 млн (2,2 и 5,5% мировой доли соответственно). Следом идет Vivo с 6,4 млн устройств в прошлом году и 14,3 млн в первом квартале текущего года.
Свежие данные по китайскому бизнесу Samsung пока не известны. Но год назад на китайском рынке компании тоже пришлось несладко: в первом квартале 2015 года, продажи корейского концерна в Китае сократились в годовом исчислении на 53%. По данным IDC, если в январе—марте 2014 года компания продала 20,5 млн смартфонов в КНР, то спустя год — всего 9,6 млн.
Тогда Samsung пропустил вперед не только Apple, но и местные бренды — Xiaomi и Huawei, упав с первого на четвертое место. Соответственно, рыночная доля Samsung в Китае упала с 19,9 до 9,7%, а у Apple выросла с 8,7 до 14,7%. В компании надеются, что новый флагманский телефон переборет эту тенденцию.
Авторы
Георгий Макаренко, Мархулия Екатерина, Александр Артемьев