Покупатели обвинили участников «черной пятницы» в фиктивных скидках
Массовая распродажа «черная пятница» началась в Рунете в четверг вечером и должна продлиться до конца воскресенья. Организатором акции третий год подряд выступает компания «Блэк Фрайдэй» (Blackfridaysale.ru), на площадке которой представлены все продавцы, пожелавшие участвовать в этом мероприятии.
Уже вечером в четверг от покупателей и самих ретейлеров начали поступать жалобы на различные технические сбои. По их данным, после запуска на сайте Blackfridaysale.ru начали появлялись ошибки, «поползли» баннеры, предоставленные магазинами-партнерами, часть заявленных участников акции вообще пропали с сайта. Покупатели в социальных сетях (преимущественно в Facebook и «ВКонтакте») в ночь с четверга на пятницу стали обсуждать фейковые скидки и отсутствие заявленных цен и товаров в наличии, а представители ретейлеров, согласившиеся принять участие в «черной пятнице», — на некачественную организацию мероприятия.
«Смазан» оказался и сам старт: акция должна была стартовать в 19:00 мск, но незадолго до этого часа на официальной странице «черной пятницы» в Facebook появилось объявление о ее переносе на 20:00. В назначенный срок организаторы снова перенесли открытие еще на час. Опрошенные в четверг вечером участники «черной пятницы» сообщали РБК, что задержка была связана с «техническими проблемами».
Акция в Рунете проходит в третий раз. В этом году свое участие в ней подтверждали больше 300 магазинов, на сайте организатора были анонсированы скидки до 90% на более чем 150 тыс. наименований товаров и услуг.
За участие в «черной пятнице» ретейлеры платят организаторам процент от продаж (модель revenue sharing), величина которого составляет от 10 до 30% и зависит от категории товара, рассказывали РБК представители компаний-участниц.
То ли есть, то ли нет
Специализированные издания Hi-Tech@Mail.ru и Oborot.ru частично уже проанализировали заявленные участниками акции цены со скидками и обнаружили целый ряд примеров, когда стоимость того или иного товара, участвующего в распродаже, заведомо завышалась, а к «черной пятнице» — снижалась. Также есть примеры, когда товар со скидкой у одного продавца стоит столько же или дороже, чем у другого в обычное время.
Например, Oborot.ru привел скриншоты с ценами на эксклюзивное издание Might & Magic Heroes VII. Стоимость товара на Media Markt, заявленного на участие в «черной пятнице», — 1999 руб., при этом нераспродажная цена на сайте 1c-interes.ru составляет 1499 руб., следует из приведенных скриншотов страниц. Схожая ситуация с флешкой Kingston на 32Gb: китайский ретейлер JD.com, вышедший в июне этого года в Россию, выставил аукционную цену в $15,7, что эквивалентно примерно 1 тыс. руб., а Wikimart такие флешки продает менее чем за 700 руб. в любое время, пишет Oborot.ru.
Официальный магазин Microsoft анонсировал продажу смартфона Lumia 640 LTE за 10 990 руб. со скидкой в 15%. При этом в обычное время эту модель смартфона можно приобрести за 11 990 руб. То есть реальная скидка составляет 7,5%, пишет Hi-Tech@Mail.ru. Издание также прилагает скриншоты про ноутбук Asus X552WA-BING-SX137B: в рамках «черной пятницы» ретейлер «М.Видео» предлагает устройство за 17 990 руб. (скидка с 20 990 руб.), но рыночная цена модели составляет примерно 18 900 руб.
Где товар?
Вторая наиболее распространенная проблема «черной пятницы», с которой столкнулись пользователи, — отсутствие заявленных в каталоге организатора товаров. Например, журналист Сергей Вильянов написал в своем блоге историю о том, как он пытался купить в Media Markt смартфон Oysters Arctic 450. Ретейлер анонсировал, в том числе в ТВ-рекламе, что стоимость устройства составит в «черную пятницу» 99 руб., однако смартфоны, видимо, раскупили в первые минуты, поскольку уже через несколько часов распродажи в call-центре Media Markt корреспонденту РБК сообщили, что смартфона нет в наличии. Вильянов почитал блоги и смог найти только три успешные покупки смартфона кем-либо, остальное — жалобы на отсутствующий товар.
Media Markt уже извинился перед покупателями, которые не смогли приобрести смартфоны Oysters в рамках «черной пятницы», признав, что выставили «привлекательную стоимость» и почувствовали «довольно высокий спрос». «Цена <...> оказалась беспрецедентно низкой, что привело к такому росту ажиотажа, к которому мы оказались не совсем готовы, и весь тираж был распродан уже в первые часы после старта акции», — признали в Media Markt, уточнив, что в настоящий момент товар недоступен для заказа на сайте, но есть «другие интересные предложения».
Корреспондент РБК попытался в пятницу днем приобрести несколько десятков заявленных на Blackfridaysale.ru товаров, примерно в 30% случаев при переходе на сайт продавца оказывалось, что нужной продукции нет в наличии, и предлагалось купить похожую модель, но за большие деньги. Уже сейчас на форумах и в социальных сетях можно найти сотни сообщений о неудачных покупках. Наиболее популярный сценарий, как следует из жалоб клиентов, выглядит так: компания-продавец приняла заказ, а чуть позже представители магазина перезвонили покупателю и сообщили об отсутствии товара в наличии.
Организационный вопрос
В пятницу днем РБК опросил 10 продавцов, участвующих в «черной пятнице». Некоторые из них сообщили, что распродажа стартовала с ограниченным числом партнеров, остальных «добавляли по мере возможности». Например, в 21:00 мск вчера на Blackfridaysale.ru отсутствовали ранее заявленные магазины Lamoda.ru, Wildberries.ru, Audiomania.ru и 220volt.ru. Опрошенные участники «черной пятницы» сообщили РБК, что телефоны организаторов «с момента старта акции выключены, а на почту никто не отвечает».
«Они [организаторы] так и не сообщили нам о причинах задержки. Более того, наши товары и акции некоторых других крупных участников просто не выложили вчера на официальный сайт», — говорит представитель ретейлера «220 Вольт» Мария Комендантова.
«Можно было понять лежащий сайт, когда акция проводилась в первый раз и не смогли рассчитать нагрузку. И можно допустить, что во второй раз тоже имели место какие-то неожиданные ситуации. Но третий... И ладно бы проблемы были связаны только с нагрузкой на сервер: наши товарные предложения и баннеры появились на сайте не в момент запуска акции, как должно было быть, а лишь под утро, что значительно снизило количество переходов оттуда, это, в свою очередь, уменьшило количество покупателей», — рассказывает директор по маркетингу и развитию бизнеса «Аудиомании» Тимофей Шиколенков. Он также уточняет, что оплаченное организаторам участие в рассылке по базе подписчиков «до сих пор под вопросом, ведь никакой рассылки еще не было».
«Кроме того, несмотря на то что число участников акции растет, многие вместо настоящих скидок просто приписывают якобы доскидочную цену и перечеркивают ее, чем наносят себе серьезный репутационный удар. Ведь сейчас невозможно спрятаться от публикаций в социальных сетях — все может стать достоянием общественности», — сетует Шиколенков.
Владимир Ким, генеральный директор компании «Блэк Фрайдэй» и сооснователь проекта Blackfridaysale.ru, в разговоре с РБК объяснил отложенный старт акции тем, что компания старалась подключить «как можно большее количество желающих». Технические сбои на сайте, по его словам, связаны с наплывом покупателей. «Действительно, для большого пула продавцов мы не успевали выложить предложения на сайт, и это, к сожалению, коснулось в основном добросовестных рекламодателей, которые давали честные скидки», — говорит Ким. Он признает, что многие предложения заливались на сайт уже ночью.
Проблема с «липовыми» скидками также есть, говорит организатор акции: компания пытается бороться с этим и занимает в этом вопросе сторону покупателей. По словам Кима, «Блэк Фрайдэй» проводит выборочную проверку предложений. Он уверяет, что в этом году «были примеры, когда пришлось отказать продавцам в выкладке предложений именно по этой причине». Более того, некоторые добросовестные продавцы сами отказывались от участия в акции, понимая, что не могут предоставить нужный уровень скидок, говорит Ким.