Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Система распознавания лиц — забота о безопасности или тотальный контроль Индустрия 4.0, 15:27  Готовы ли вы к ипотеке. Тест РБК и ВТБ, 15:25 Руководство для дирижеров экосистем: как расширить свою платформу Pro, 15:17 «Трагедии не произошло». Как сильно может подешеветь биткоин Крипто, 15:16 В Киргизии предложили лишить русский язык официального статуса Политика, 15:08 Как перейти от стандартного строительства к «зеленому» Партнерский материал, 15:04 Легенда о Марадоне от советской песни до фильма Кустурицы Общество, 14:58 Предприниматели и изобретатели — о цифровых китах будущего РБК и Intel NUC, 14:56 Падение трафика и убытки: как ТЦ готовятся встретить Новый год Недвижимость, 14:50 Автомобиль-трансформер для бизнеса: где купить, как оборудовать РБК и VW коммерческие автомобили, 14:47 В РКК «Энергия» предупредили о лавинообразном выходе систем МКС из строя Общество, 14:46 Дэвид Линч позвал Стинга и Хью Джекмана на благотворительный концерт Стиль, 14:44 Лавров раскрыл принцип подпадания представителей ЕС под санкции России Политика, 14:36 «Росгидромет» ответил на исследование о самых загрязненных районах России Общество, 14:29
Год c COVID-19. Как изменился мир. Данные по России.
Технологии и медиа ,  
0 

Закон о big data позволит россиянам запретить сбор данных о себе

Пользователи могут получить возможность запрещать компаниям собирать о себе «большие данные». Такая возможность может появиться в законодательстве по регулированию больших пользовательских данных, рассказал в интервью РБК помощник президента Игорь Щеголев
Игорь Щеголев
Игорь Щеголев (Фото: Олег Яковлев / РБК)

Как рассказал помощник президента Игорь Щеголев в интервью РБК, в разрабатываемом сейчас законе о «больших пользовательских данных» может появиться возможность для пользователей запретить использование данных о себе операторам связи и другим компаниям.

«Пользователи, когда подписывались под пользовательскими соглашениями, понимали, что их данные нужны для того-то и того-то. Но с течением времени их стали использовать по-другому. У людей должно быть понимание, что о них собирается и для каких целей это используется. Должна быть возможность сказать: «Для этого я готов такие-то данные предоставлять и готов, чтобы они таким образом использовались, а для этого не готов. Поэтому, будьте любезны, эти данные обо мне больше не используйте», — рассказал Щеголев. По его словам, они выступают не за введение запрета на подобную практику, а за то, «чтобы у пользователя появилось больше возможностей влиять на судьбу тех данных, которые о нем получены».

Помощник президента отметил, что с развитием промышленного интернета и интернета вещей объем данных, по которым можно будет однозначно вычислить человека, с которым эти данные связаны, будет увеличиваться. Эти данные не всегда могут быть квалифицированы напрямую как персональные, но часть из них «находится на грани, в серой зоне», которая пока не отрегулирована.

В ноябре 2016 года руководитель Роскомнадзора Александр Жаров заявил, что рабочая группа по вопросам развития интернета при администрации президента, которую возглавляет Игорь Щеголев, начала разработку законопроекта, регулирующего работу с «большими пользовательскими данными». Четкого определения этого понятия пока не существует. Как объяснял представитель рабочей группы, это все данные о пользователе, которые собирают информационные системы и устройства, в том числе профили пользователей на интернет-ресурсах. По мнению главы Роскомнадзора, к этой категории данных можно отнести практически всю информацию о геолокации, биометрии, а также о пользовательском поведении на различных сайтах. «Все это является предметом анализа транснациональных интернет-компаний и, очевидно, требует регулирования, как сейчас работает закон «О персональных данных», — говорил Жаров.

Под персональными данными понимают любую информацию, которую можно соотнести с конкретным физическим лицом. Оборот таких данных регулируется в России с 2007 года. В частности, с 1 сентября 2015 года закон требует хранить обработанные персональные данные россиян на территории России.

Операторы связи и интернет-компании, в свою очередь, оперируют понятием «большие данные», или big data, под которыми понимается анализ больших объемов обезличенной информации о пользователях. Представители «Ростелекома», мобильных операторов «большой тройки», интернет-компаний «Яндекс» и Mail.Ru Group ранее называли big data одним из направлений своего роста.

В частности, в феврале этого года «МегаФон» купил 15,2% Mail.Ru Group (соответствуют 63,8-процентной голосующей доле компании) за $740 млн, из которых $100 млн предстоит выплатить через год. Среди аргументов для сделки в том числе называлась возможность одной компании использовать «большие данные» другой.

Магазин исследований Аналитика по теме "Связь"