Перейти к основному контенту
Технологии и медиа⁠,
0
Эксклюзив

«Без политики и порнографии»: как геополитика изменила арт-бизнес

«Без политики и порнографии»: галеристы — о новых реалиях и инвестициях в искусство
Владелицы собственных галерей Марианна Сардарова и Полина Аскери рассказали РБК, как арт-рынок адаптируется к геополитической ситуации, сколько стоят российские художники и кто сейчас инвестирует в современное искусство
Фото: предоставлено пресс-службой
Фото: предоставлено пресс-службой

После начала спецоперации на Украине российский арт-рынок оказался отрезанным от международных выставок и ярмарок. Ведущие галереи лишились возможности представлять отечественных художников за рубежом из-за логистических проблем и санкций против банков. Больше половины коллекционеров и около 20% признанных авторов, по оценкам галеристов, покинули страну. Но интерес к продаваемым в художественных галереях работам начали проявлять те, кто раньше не инвестировал в искусство. Для одних это стало способом сохранить имеющиеся средства, для других — попыткой освоить новую сферу бизнеса.

Владелица фонда и галереи Ruarts Марианна Сардарова и основательница галерей Art Online 24 и Askeri Gallery Полина Аскери рассказали РБК, кто и как сейчас инвестирует в искусство, какие направления творчества наиболее востребованы у коллекционеров и с чем связан рост популярности российских художников.

Чем известны Сардарова и Аскери

Марианна Сардарова родилась в Дагестане. Окончила Московский государственный институт нефтехимии и газовой промышленности. Сардарова — основатель фонда и галереи Ruarts, коллекционер, меценат. В ее личной коллекции работы классического русского искусства — от Архипа Куинджи до Зинаиды Серебряковой — и современные западные художники, включая работы Кита Харинга, Бэнкси, Тони Крэгга, Сантьяго Калатравы, Жауме Пленсы, Яёи Кусамы и других.

Марианна Сардарова
Марианна Сардарова

Галерея Ruarts основана Сардаровой в 2004 году. Среди художников, работающих с Ruarts, — Спенсер Туник, Кимико Йошида, Дмитрий Аске, Сергей Борисов, Алексей Лука и Михаил Розанов. В разные годы Ruarts реализовывала совместные проекты с галереями Великобритании, Италии, Франции, Испании и других стран, а также принимала участие в программах Московской международной биеннале современного искусства, в ярмарках Cosmoscow (Россия), ARCO Madrid (Испания), Vienna Fair (Австрия), Art Beijing (Китай) и т.д.

Полина Аскери — коллекционер, галерист, основательница московской галереи современного искусства Askeri Gallery. Родилась в 1985 году в Москве. Окончила Московский государственный университет печати по специальности «реклама и маркетинг» и Театральный институт им. Щукина. В 18 лет заняла должность PR-директора кинокомпании «РОСПОФильм», где занималась продвижением российских фильмов «Мужской сезон: Бархатная революция» и «Сматывай удочки». На протяжении трех лет жила в Париже и работала моделью в агентстве Karin, сотрудничала с Roberto Cavalli, Dior, Levi’s, Jitrois, с косметическими компаниями Feraud и L’Oreal и многими другими мировыми брендами.

Полина Аскери
Полина Аскери

Askeri Gallery была основана Аскери в 2016 году. Галерея занимается как реализацией предметов искусства, так и продвижением художников. Галерея активно занимается развитием арт-рынка. В числе проектов, в которые вовлечена Askeri Gallery, — участие в крупнейших международных ярмарках и выставках современного искусства, а также продвижение художников как в России, так и за рубежом. В число художников, с которыми сотрудничает Askeri Gallery, входят Кван Йонг Чан, Джей Йонг Ким, Питер Опхайм, Ромен Фроке, Глеб Скубачевский, Даниэль Закх, Мария Руденко и Дарья Котлярова.

«Искусство — это последняя ступень в пирамиде Маслоу»

— Как изменились ваши продажи после начала спецоперации? Продолжают ли люди считать искусство инвестицией?

«Без политики и порнографии»: как геополитика изменила арт-бизнес

Марианна Сардарова: Те люди, которые и прежде считали искусство инвестицией, продолжают придерживаться этого мнения. Важно понимать, что современные художники — это тоже инвестиции, хотя и высокорисковые. Отмечу, что у нас появилась целая плеяда новых коллекционеров: молодые люди, которые только начинают собирать коллекции и не боятся рисковать. Если речь идет о старых мастерах, чьи работы хранятся в Третьяковской галерее или Пушкинском музее, то они по-прежнему котируются. Это понятный для людей статус.

«Без политики и порнографии»: как геополитика изменила арт-бизнес

Полина Аскери: Для начала важно понимать, что не каждый человек готов инвестировать в искусство. Это последняя ступень в пирамиде Маслоу, то есть не одна из базовых человеческих потребностей. Поэтому люди, которые приходят к нам в Askeri Gallery с внутренним пониманием, что им нужно искусство, как правило, уже добились в жизни определенных высот. Для них это следующий закономерный этап развития.

Что касается непосредственно продаж, они сильно подскочили в феврале, когда с началом спецоперации люди искали варианты выгодного инвестирования. Многие стали вкладываться в искусство, чтобы сохранить имеющиеся активы. Летом случился небольшой спад, но уже к сентябрю мы обнаружили феноменальную покупательскую активность. Круг коллекционеров существенно расширился. Причем даже были истории, когда произведение искусства покупали в складчину.

— Кто сейчас ваша целевая аудитория? Какой процент россиян проявляет интерес к произведениям искусства? Что пользуется наибольшим спросом?

«Без политики и порнографии»: как геополитика изменила арт-бизнес

Марианна Сардарова: Наша целевая аудитория — люди молодые и успешные, у которых есть как возможность, так и желание приобретать предметы искусства. Если говорить о посетителях галереи, то 80% — это молодые люди от 16 до 35 лет, как правило, с хорошим образованием. Даже если они не могут позволить себе купить, они все равно стремятся развивать насмотренность. Большая часть наших посетителей — девушки. Это отчасти связано с Instagram (принадлежит Meta, деятельность которой признана в России экстремистской и запрещена. — РБК): пространство галереи, спроектированное архитектурным бюро «Атриум» в далеком 2003-м, до сих пор одно из самых фотогеничных в Москве.

Средний возраст коллекционеров выше — это 40–45 лет. Хотя и они молодеют: появляются покупатели, которым нет и тридцати. Если раскладывать по гендерам, то в последние годы коллекционеров мужчин и женщин 50 на 50. Это опять-таки связано с новыми экономическими возможностями и появлением за последние 15 лет большого количества бизнесов, управляемых женщинами, которые проявляют неподдельный интерес к искусству.

Что касается спроса, наибольшим вниманием пользуются живописные работы и скульптура. Разумеется, фотография, это наиболее близкое зрителю искусство. Меньше — видеоарт.

«Без политики и порнографии»: как геополитика изменила арт-бизнес

Полина Аскери: Все больше россиян начинают увлекаться искусством и коллекционированием. В прошлом году у арт-рынка появилась новая молодая аудитория, которая выбирает искусство по доступным ценам, в основном интерьерное. Эти люди хотят окружить себя красивым, гармонизировать окружающее пространство. Для них искусство — в первую очередь эмоциональная покупка. Однако помимо них появился и еще один интересный пласт покупателей: это коллекционеры, которые относятся к искусству исключительно как к объекту инвестирования. То есть они покупают то, чего в глаза не видели, просто зная, что это хорошее вложение денег.

 — Как изменились цены на произведения искусства? Какие факторы сейчас оказывают ключевое влияние на ценообразование?

«Без политики и порнографии»: как геополитика изменила арт-бизнес

Марианна Сардарова: У нас цены не изменились. Когда было колебание рубля к иностранной валюте, мы зафиксировали цены в рублях. Тем не менее у отдельно взятого художника вполне может быть повышение цен в течение года. Но связано это не с геополитикой, а с личной активностью художника — это главный ценообразующий фактор. Если у него, предположим, за год две музейные выставки, зарубежная экспозиция и попадание в пять значимых коллекций, очевидно, что его творчество подорожает. А у кого-то за этот же год ничего не произошло и повода повышать стоимость работ нет.

«Без политики и порнографии»: как геополитика изменила арт-бизнес

Полина Аскери: Происходящие события серьезно повлияли на стоимость зарубежного искусства на нашем рынке. Ведь привезти сейчас в Россию зарубежных художников практически невозможно. Логистика усложнилась в разы, вследствие чего многие участники рынка подняли цены минимум на треть. Что касается российских художников — существенно вырос спрос на тех, кто отвечает текущим запросам общества. В их числе Дарья Котлярова: ее работы брали на открытие кластера «Ломоносов», куда приезжали президент Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин. Конечно же, на ее работы цены выросли сразу на 10%.

«Проекты поставили на паузу»

 — Назовите главные аспекты влияния санкций на ваш бизнес.

«Без политики и порнографии»: как геополитика изменила арт-бизнес

Марианна Сардарова: Наверное, как и у всех наших коллег: документооборот и логистика.

«Без политики и порнографии»: как геополитика изменила арт-бизнес

Полина Аскери: Главная проблема, которая возникла не только у Askeri Gallery, но и у всех представителей арт-среды в целом, это закрытые границы. Вследствие этого возникают и все остальные — трудности с логистикой, невозможность участвовать в международных арт-ярмарках и выставках, невозможность работать с зарубежными художниками в полном объеме. Как галерея, нацеленная на международное сотрудничество и поддержание диалога, мы, безусловно, сейчас чувствуем себя скованно. Но я стараюсь рассматривать это как новый вызов, который в конечном счете должен привести к позитивному результату.

 — Сохраняется ли постулат «искусство вне политики» или все-таки геополитическая ситуация сказалась на востребованности российских художников и готовности взаимодействовать с нашим рынком?

«Без политики и порнографии»: как геополитика изменила арт-бизнес

Марианна Сардарова: Все хотят работать с Россией. Но никто не понимает как. Проекты поставили на паузу. У нас физически нет возможности коммуницировать, кроме как посылать друг другу письма поддержки. У нас в основном были связи с Европой. Нам не сказали: «России в нашей парадигме больше не существует». Нет. Просто, условно, сложнее стало получить визу, уже много месяцев мы не можем переводить деньги за границу. С логистикой случилось страшное: даже если есть возможность перевезти работы за границу, сейчас это стоит настолько дорого, что галерее это невыгодно. Плюс у нас есть договоры, по которым мы отчитываемся, платим налоги и так далее. Каким образом это сейчас делать за рубежом? У нас нет прозрачных и нерискованных путей получать оплату за продажи.

«Без политики и порнографии»: как геополитика изменила арт-бизнес

Полина Аскери: В прошлом году мне отказали в визе в США без объяснения причин. Теперь я не могу попасть в Америку. И хотя многие американские коллекционеры просят приехать, привезти работы и совместно организовать какие-то выставки, это физически невозможно. Спрос на русское искусство остался и в США, и в Европе. Но добираться туда все сложнее. Выросли затраты на участие в международных ярмарках, сильно подорожали билеты и проживание. Финансово организовывать выездные выставки сейчас невыгодно. У нас есть определенная поддержка со стороны правительства, за что им отдельное спасибо. Сейчас мы обсуждаем с московским департаментом предпринимательства возможность участия в международных выставках нашей Ассоциации галерей, например, под названием Created in Moscow в Дубае или в Шанхае. Самостоятельно вывезти команду, взять стенд, привезти и растаможить искусство практически невозможно.

 — Как сейчас ведется работа с иностранными художниками? Есть ли проблемы с расчетами? С провозом произведений искусства через границу?

«Без политики и порнографии»: как геополитика изменила арт-бизнес

Марианна Сардарова: У нас по-прежнему есть работы на комиссии. Это Кимико Йошида, Спенсер Туник, Корнели Толленс и Нобуеси Араки. Лично мы с ними спокойно общаемся, со всеми продлили контракт. Но каким образом мы будем расплачиваться в случае покупки их работ, пока не понимаем. Что касается вывоза работ за границу, юридически проблем не возникает, если речь идет о молодых авторах. Получаете разрешение у Минкультуры, чек, договор, сертификат — и все. Что касается более серьезных работ, не уверена, что сейчас на вывоз выдадут разрешение.

«Без политики и порнографии»: как геополитика изменила арт-бизнес

Полина Аскери: Я знаю, что у коллег многие художники отказались работать с Россией и организовывать совместные выставки. Но наши авторы — а это люди и из Америки, и из Испании, и из Франции — продолжают работать. Ни один художник не отказался от сотрудничества. Единственное, над чем мы сейчас думаем, — как решить проблему логистики, чтобы привезти новые произведения и организовать их выставки.

«Вряд ли 50 коллекционеров будут собирать индийское искусство»

 — В разных сферах на протяжении последнего года так или иначе стоит вопрос открытия новых рынков, поиска новых партнеров в Азии, Африке, на Ближнем Востоке. Перспективны ли эти рынки для искусства? Видите ли вы потенциал переориентации на них?

«Без политики и порнографии»: как геополитика изменила арт-бизнес

Марианна Сардарова: В Индии и Китае, например, совершенно незнакомый нам, но уже давно сложившийся арт-рынок. Там есть очень дорогие художники, о которых мы ничего не знаем. Я не думаю, что наши коллекционеры повально готовы к таким инвестициям. То же самое можно сказать о Латинской Америке. Все-таки мы больше европейцы. Несмотря на интерес к художникам из разных стран, российские коллекционеры больше вкладываются в локальных художников. Вряд ли сейчас в России появятся 50 коллекционеров, которые будут собирать исключительно индийское искусство. Если говорить о культурном обмене, то, безусловно, большие международные выставки нам необходимы и привлекли бы широкую аудиторию.

Что касается выхода российских галерей на эти рынки, то перспективы также неоднозначны, но пробовать стоит. Мы задумываемся о том, чтобы привезти в галерею ряд китайских художников в рамках обмена. У нас большой опыт работы с японскими и корейскими авторами, почему бы не расширить географию. Уверена, что и публике в Китае, например, будет интересно познакомиться с нашими авторами.

«Без политики и порнографии»: как геополитика изменила арт-бизнес

Полина Аскери: Если мы посмотрим на структуру международного арт-рынка в процентном соотношении, по отчетам UBS и Art Basel, то 43% — это США, 20% — Китай, 17% — Англия. Дальше незначительные 7% — Франция, 2% — Германия, 2% — Швейцария, 1% — Испания, 8% — [приходятся] на весь оставшийся мир. То есть основные продавцы и покупатели искусства — это американцы и азиаты. Китайцам, безусловно, интересно российское искусство. Но в работе с ними есть свои особенности. Им нужно доказать, что ты не компания-однодневка, что твое искусство как минимум вечно. Когда мы в первый раз приехали в Китай, огромное количество людей заинтересовались нашими работами. Но продаж было катастрофически мало, мы не отбили даже затраты на организацию стенда. А вот во второй раз коммуникация была более продуктивной, нас начали узнавать. Азиаты любят бренды. Кроме того, у них странное восприятие современного искусства. Например, для них современное искусство — это Александр Дейнека, прошлый век. Что касается Индии, я там была всего дважды. И, честно говоря, не знаю, насколько эта страна вообще готова и открыта к подобного рода историям. Я не знаю ни одну сильную международную ярмарку искусства, которая проходит в Индии. Хотя первым коллекционером, который купил NTF за несколько миллионов долларов, был именно индиец.

«У нас два правила: без политики и порнографии»

 — Ощущаете ли вы на себе на протяжении последнего года проявления каких-либо видов цензуры? Существуют ли гласные или негласные списки разрешенных или нежелательных художников, направлений искусства, тем и сюжетов?

«Без политики и порнографии»: как геополитика изменила арт-бизнес

Марианна Сардарова: Мы на себе цензуры не ощущаем. У нас с самого начала было два основных правила: без политики и порнографии. Да, многие считают, что без политики искусство неактуально, что это дыхание современности. Вот именно дыхание. Вы выдохнули, и через какое-то время эта тема становится эпизодом истории. Мы же стараемся показывать то, что актуально во все времена: жизнь, смерть, телесность и внутренний мир художника, скажем так — вечные темы.

«Без политики и порнографии»: как геополитика изменила арт-бизнес

Полина Аскери: Это не совсем про цензуру, но все же неприятный момент был. После начала спецоперации у нас уехал один из ведущих художников галереи, Глеб Скубачевский. После этого очень многие коллекционеры отказались покупать его работы по политическим мотивам. Аудитория, оставшаяся в России, очень внимательно подходит к выбору всего, что их окружает, в том числе произведений искусства. Им важно не только, как они выглядят, но и кто их написал, какое мировоззрение и какая позиция у художника. На самом деле такое отношение — очень в стиле современного искусства, где личность автора, его взгляд на жизнь и концепция его произведений представляют собой одно целое.

 — Какие новые имена, направления, форматы были открыты в прошлом году? Какие крупные сделки вы реализовали?

«Без политики и порнографии»: как геополитика изменила арт-бизнес

Марианна Сардарова: Я бы назвала Диану Капизову. Мы организовывали ее выставку в рамках нашего гранта. Сейчас она довольно востребована.

На ярмарке Cosmoscow у нас снова были отличные продажи как уже заслуженных авторов — Сергея Борисова и Михаила Розанова, так и совсем молодых — Тоси Млинарич и Саши Раева из 01001011 Studio. На Blazar мы продали более 50 работ Кира Эсадова, что, безусловно, рекорд для галереи.

«Без политики и порнографии»: как геополитика изменила арт-бизнес

Полина Аскери: В последний год появилось много художников, которые стали очень популярными в ресторанной среде. Когда мы три года назад начинали взаимодействие с сетью «Кофемания» (галерея поставляет картины для оформления заведений ресторанов сети. — РБК), многие мои коллеги задавались вопросом, зачем мне это нужно. Однако во всем мире это исторически принятый формат развития, существующий, без преувеличения, столетиями. В России именно в прошлом году ресторанный бизнес активно стал поддерживать современных молодых художников. Они тоже сейчас борются с падением посещаемости, придумывают какие-то новые концепты. Поэтому подобный «культурный обмен» на руку и нам, и ресторанам. Получается красивая имиджевая история.

«Мы живем здесь и сейчас, как буддисты»

 — В какую сторону будет развиваться ситуация в 2023 году? Какие основные векторы вы для себя определяете?

«Без политики и порнографии»: как геополитика изменила арт-бизнес

Марианна Сардарова: Сейчас на арт-рынке сложная ситуация в плане коммуникации. Нам сложно понять, кто и где находится. Многие художники уехали. Только у нас в галерее уехали три автора. Что касается коллекционеров, уехала, я бы сказала, большая часть. И мы не знаем, как надолго. Поэтому пока мы приняли для себя решение избегать долгосрочного планирования, сосредоточиться на внутреннем рынке и поиске новых клиентов. Никаких ожиданий. Мы живем здесь и сейчас, как буддисты.

«Без политики и порнографии»: как геополитика изменила арт-бизнес

Полина Аскери: Если говорить обо мне лично, я сейчас готовлю собственный курс лекций. Ведутся переговоры с несколькими вузами. Кроме того, в этом году мы откроем новую галерейную площадку на Патриарших прудах. В марте мы открываем выставку Павла Полянского в ММОМА (Московский музей современного искусства. — РБК). Сразу после этого я еду на выставку в Гонконге, где планируются переговоры с зарубежными галереями. А ближе к концу года у нас появятся новые художники: российские, американские и итальянские.

— В кого или во что вы бы посоветовали сейчас инвестировать?

«Без политики и порнографии»: как геополитика изменила арт-бизнес

Марианна Сардарова: Российскому коллекционеру я бы посоветовала инвестировать в российских художников. В частности, в художников уличной волны. Это целая группа молодых авторов, которая нашими стараниями уже нашла своих любителей и коллекционеров, попала в музейные собрания и становится только популярнее.

«Без политики и порнографии»: как геополитика изменила арт-бизнес

Полина Аскери: Нужно инвестировать в тех художников, которые только начинают набирать обороты, а не только скупать голубые фишки. Лучше выбирать художников, чьи персональные выставки проходят в музеях, чьи работы уже есть у зарубежных коллекционеров. Лично я нашим клиентам всегда советую инвестировать в работы всемирно известного южнокорейского художника Кван Йонг Чана, чьи работы были показаны на Венецианской биеннале в 2022-м и только за прошлый год выросли в цене на 40%.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 декабря
EUR ЦБ: 89,9 (-0,69)
Инвестиции, 08:31
Курс доллара на 5 декабря
USD ЦБ: 76,97 (-0,99)
Инвестиции, 08:31
Что такое новый идеальный портфель инвестора и как его собратьПодписка на РБК, 09:23
Почему не все компании зарабатывают на больших массивах данных РБК и PostgresPro, 09:21
Путин возложил венок на мемориал Махатмы Ганди Политика, 09:20
В Кремле рассказали об ожидании реакции США на встречу Путина и Уиткоффа Политика, 09:14
Путин приехал на переговоры к Моди. Трансляция Политика, 09:03
4 отрасли, где применяются большие языковые модели РБК и GigaChat, 09:00
Как убедить клиента купить IT-решение — 6 приемов и готовые фразыПодписка на РБК, 08:56
Как заводить полезные знакомства?
Интенсив о нетворкинге
Подробнее
В США компанию оштрафовали на $7 млн из-за санкций против Дерипаски Политика, 08:53
Умер актер из Mortal Combat и сериала «Человек в высоком замке» Общество, 08:52
Чешский миллиардер отказался от главного актива ради поста премьера Политика, 08:43
Что такое IPO и зачем компании выходить на Московскую биржу #всенабиржу!, 08:30
Над регионами России за ночь перехватили 41 дрон Политика, 08:26
Два тренда в спорах по корпоративным опционам. КейсыПодписка на РБК, 08:25
Аэропорт Махачкалы приостановил полеты после объявления опасности БПЛА Политика, 08:04