Перейти к основному контенту
Технологии и медиа ,  
0 

Профессия — стример: как зарабатывать сотни тысяч на трансляциях игр

Играть днями напролет и зарабатывать в разы больше, чем офисный клерк: этот сценарий стал реальным благодаря развитию стриминга — прямых трансляций онлайн-игр
Стример Olyashaa
Стример Olyashaa (Фото: Виктор Юльев для РБК)

Доход 27-летнего американца Ninja достигает $500 тыс. в месяц, топовые российские стримеры в месяц пока зарабатывают 1–2 млн руб., но уже собирают тысячи зрителей в прямом эфире. Мир стримеров очень закрытый — они неохотно отвечают на предложения о сотрудничестве, да и рекламодатели часто побаиваются работать с 20-летними игроманами. Журнал РБК поговорил с тремя популярными стримерами и узнал, почему они не успевают тратить заработанное, как подняться на стримах, если ты девушка, и почему Twitch победит YouTube.

Стриминг как новая нефть

MakataO

Стримит — PUBG

Заработок — 180-230 тыс. руб. в месяц (здесь и далее — оценка журнала РБК)
MakataO Стримит — PUBG Заработок — 180-230 тыс. руб. в месяц (здесь и далее — оценка журнала РБК)

Для встречи с самым известным в России игроком в PUBG (PlayerUnknown’s Battlegrounds) корреспондент журнала РБК прилетел в город Ухту в республике Коми. В два часа дня здесь темно — полярная ночь. Сервис TripAdvisor здешним развлечением № 1 называет вечный огонь, а ухтинцы гордятся тем, что в местном институте учился Роман Абрамович. «Я живу один, ходить особенно некуда, так что онлайн-игры для меня — лучший досуг», — признается Дмитрий Пустоваров, больше известный под ником MakataO.

26-летний Пустоваров получил образование инженера оборудования нефтяного и газового промыслов, отслужил в ракетных войсках и устроился работать в котельную на шахте в соседнем с Ухтой поселке Ярега. По выходным подрабатывал диджеем на свадьбах. Компьютерными играми Дмитрий увлекся еще в школе, а в институте стал проводить за компьютером все свободное время. Играл в тактический шутер Battlefield и даже вошел в состав полупрофессиональной команды.

Первые накопленные с зарплаты 100 тыс. руб. Пустоваров потратил на компьютер, который тянул онлайн-игры в высоком качестве. В 2016-м взял ник MakataO и решился постримить сам на платформе Twitch. Качество видео и звука было ужасным, веб-камеры не было, и за первые несколько дней на трансляцию не зашел ни один человек. Он не сдавался и каждый день выходил в эфир, разработав особую тактику: «Вечерние часы, когда зрители приходят с работы и учебы, заняты крупными стримерами, конкурировать с ними бесполезно. Поэтому я выбирал непопулярное время: утро, когда подключался Дальний Восток». После ночной смены в котельной ехал домой, завтракал и около девяти утра садился за компьютер на 8–10 часов.

«Я знаю, что такое мешки таскать и цемент мешать, так что посидеть в кресле перед монитором не казалось мне трудом», — говорит он. Аудитория росла, вскоре стали приходить первые донаты (пожертвования) от зрителей. «Я не воспринимал стримы как способ заработать, просто мне нравилось играть, и я хотел обрести зрителя — делится Пустоваров. — В основном приходили двадцаточки, полтинники, а когда прилетели первые 500 руб., я подумал: вау, я с этой поддержки смогу коммуналку оплатить!»

Резкий рост популярности и доходов Пустоварова случился в 2017‑м, когда вышла игра PUBG в жанре «королевская битва»: геймеры десантируются на остров, ищут там снаряжение и оружие, чтобы убить других участников и остаться в живых. Через знакомого Дмитрий достал ключ к бета-версии и начал стримить. Количество зрителей в пик трансляции выросло с 30–40 человек в несколько раз, а с ними и объемы донатов. Через полгода количество подписчиков MakataO перевалило за тысячу, и он стал задумываться о смене работы. «Я понял, что хожу на работу только потому, что все нормальные люди так делают», — признается Пустоваров. Взяв месяц отпуска, он стримил по 10–12 часов в день: оказалось, что донаты могут приносить больше, чем основная работа. Дмитрий уволился, и сейчас, по его словам, зарабатывает в несколько раз больше прежней, неплохой по меркам Ухты зарплаты.

«Щедрые донаты могут разбаловать стримеров. Зачем мне вообще что-то делать, договариваться с рекламодателями, если я и так благодаря зрителям зарабатываю $8–10 тыс.? — рассуждает Артур Авакян, совладелец агентства Stream Pub (занимается продвижением стримеров на Twitch и YouTube). — А стример может жить где угодно — например, в маленьком российском городке, где средняя зарплата 8–10 тыс. руб. Разница почти в 70 раз».

Фото: MakataO

Со временем к нему пришли несколько рекламодателей (пиццерия Papa Johns, производитель игровых аксессуаров HyperX и др.), а на странице со стримами начал размещать рекламу сам Twitch, хотя 95% доходов по-прежнему приносят пожертвования пользователей. По словам Пустоварова, благосостояние в стриминге напрямую зависит от воли зрителя, и к отбору рекламодателей он подходит очень тщательно. «На Twitch ты общаешься со зрителем напрямую. Если пойдешь на сделку с совестью, как потом чату в глаза смотреть?» — рассуждает он.

За год стримерства PUBG MakataO успел представить Россию в чемпионате мира по этой игре, стать самым просматриваемым стримером PUBG в СНГ и восьмым — в мире. В Ухте Пустоварова узнают на улицах. «Мне кажется, я по-прежнему работаю на заводе, только он перерабатывает не нефть и газ, а время в человеческие эмоции», — рассуждает Дмитрий.

По оценкам участников рынка, доход MakataO в хорошие месяцы достигает 230 тыс. руб. (сам Дмитрий отказывается обсуждать свой заработок). Пустоваров копит на переезд в Москву, куда планирует перебраться к своей девушке. «Я по жизни — Коробочка, заниматься любимым делом и не транжирить заработанное на всякие кино и кафе мне в радость», — говорит он. Четких профессиональных планов у него пока нет. «Я понимаю, что это занятие не на всю жизнь, но пока везение прет, нужно это использовать. Рынок далек от своего пика, поэтому что-то мне подсказывает, что я здесь подзадержусь».

«Как первый секс»

Gnumme

Стримит — Hearthstone

Заработок — 250-500 тыс. руб. в месяц
Gnumme Стримит — Hearthstone Заработок — 250-500 тыс. руб. в месяц

Интервью 33-летний Роман Олейник, он же стример Gnumme, просит назначать не раньше пяти вечера — в это время он как раз просыпается. По образу жизни стримеры чем-то похожи на завсегдатаев клубов: встают ближе к вечеру, 8–12 часов стримят и ложатся спать под утро. «Ночью особенно никуда не поедешь, гулять как-то стремно, разве что в круглосуточный магазин за продуктами, — признает Роман. — Но у офисного москвича ведь тоже жизни нет: 10–12 часов на работу с дорогой, после — сериальчик. Рутина...»

Олейник учился в инженерно-экономическом университете в Санкт-Петербурге по специальности «государственное и муниципальное управление» — шутит, что получил образование чиновника-взяточника. Во время учебы «подсел» на коллекционные карточные игры. В 2013 году вышел анонс Hearthstone — новой коллекционной карточной игры, но в онлайне. «Приятель где-то достал два ключа от бета-версии, я решил попробовать. Скачал — и понеслась — несколько недель играл запоем», — вспоминает Олейник.

К тому времени он уже смотрел на набирающем обороты Twitch трансляции World of Warcraft (WoW) и решил постримить свою игру в Hearthstone. «Первый стрим не помню, но подозреваю, что это было, как первый секс, — быстро, сумбурно и неловко», — улыбается Роман. Стримил без камеры, фоном ставил записи «Ленинграда». Чтобы набрать зрителей, Олейник прошелся с объявлением по тематическим форумам и принял участие в турнире по Hearthstone среди стран СНГ, заняв первое место. Через пару месяцев эфиры Gnumme (ник Роман выбрал от названия расы гномов в WoW) смотрели уже несколько десятков человек.

Роман окончил университет, но решил, что не хочет быть чиновником, и пошел работать в банк на стартовую позицию клиент-менеджера: за пять лет сменил три места — «Ренессанс Капитал», Citibank и Альфа-банк. Совмещать стримерство с работой в офисе было все сложнее, и в 2016 году он уволился. Стримы Олейника смотрели уже несколько тысяч человек, пришли первые рекламодатели (QIWI и AMD), и заработок на стримах серьезно превышал зарплату в банке. «Большинство стримеров — совсем молодые люди, живут с родителями за их счет и поэтому испытывают мощное психологическое давление, — говорит Олейник. — Я был уже взрослым мальчиком, мне в этом смысле было проще».

Первые два с половиной года стримерства Роман вел себя очень эксцентрично: кричал, матерился, бил клавиатурой по столу: «Кто обычно смотрит стримы? Школьники мужского пола. Что им интересно? Пошлые шуточки и орущие дебилы в кадре, брызжущие слюной на вебку». Так Gnumme набрал примерно по 10 тыс. зрителей на каждой трансляции и попал в топ-3 игровых стримеров России.

Фото: Gnumme

Но в том же 2016 году решил, что пора меняться: «Я понял, что еду куда-то не туда — пересмотрел стримы, и даже как-то стыдно стало». Он объявил в эфире, что теперь на канале существует определенная планка общения — без бородатых анекдотов и генитальных тем — а все, кто не согласен, могут смело отправляться в бан. С 10 тыс. человек его аудитория сократилась до 3–4 тыс. «Я потерял людей, зато начал спокойно спать», — признается Олейник. При этом доход почти не упал: крупные рекламодатели чаще смотрят не на число зрителей, а на репутацию стримера. О размере дохода говорит уклончиво — от 100 тыс. до 1 млн руб. в месяц. По оценкам участников рынка, сейчас Gnumme получает от 250 тыс. до 500 тыс. руб. в месяц.

«Многих пугает отсутствие стабильности: задонатят — есть деньги, не задонатят — нет. У крупных стримеров все не так, — рассказывает Олейник. — У меня работает четыре канала монетизации, они скачут, но вместе создают примерно одинаковую финансовую картину каждый месяц». По мнению Романа, рынок стримерства будет расти экспоненциально: «Нынешние 30-летние привыкли по вечерам смотреть телевизор — футбол или «Дом-2». А подростки, выросшие на играх, скоро достигнут платежеспособного возраста и выведут рынок стриминга в топ».

Плохой игрок — хороший стример

Olyashaa

Стримит — разговорные шоу

Заработок — 100-250 тыс. руб. в месяц
Olyashaa Стримит — разговорные шоу Заработок — 100-250 тыс. руб. в месяц

Онлайн-игры принято считать скорее мужским увлечением, но лицо Twitch становится все более женским — доля девушек на площадке приближается к 30%. Девушка-стример чаще ассоциируется с грудастой моделью, демонстрирующей экстремально глубокое декольте и собирающей донаты от зрителей-мужчин. «На каждый товар найдется купец, в этом нет ничего плохого. Но девушкам тоже хочется быть личностями, а не сиськами и жопой, поэтому контент меняется: много тех, кто действительно хорошо играет в онлайн-игры, поет, рисует или просто болтает с чатом, собирая тысячи зрителей», — говорит стримерша Olyashaa, одна из самых популярных девушек на русскоязычном Twitch.

25-летняя Ольга Саксон — по образованию ИT-специалист, окончила Московский государственный университет приборостроения и информатики. С компьютерами не сложилось, и после выпуска она устроилась сервисным представителем в фармкомпанию AstraZeneca: продавала лекарства фармацевтам в аптеках. «Никто не верит, но я интроверт, и мне очень сложно было просто заходить с улицы и что-то впаривать человеку», — вспоминает Ольга. Через месяц она пережила нервный срыв, но после курса в клинике неврозов вернулась на работу и даже получила повышение.

Саксон жила с молодым человеком, который увлекался онлайн-играми и смотрел стримы на Twitch. «Я понятия не имела, что такое этот Twitch и кто такие стримеры. Но посмотрела пару эфиров Gnumme и тоже подсела», — вспоминает она. Спустя несколько месяцев молодой человек предложил Ольге постримить самой. «Я дико боялась и говорила, что ничего не получится. Но потом подумала: максимум, что я теряю, — несколько тысяч рублей на микрофон и вебку, и решила рискнуть». В 2015 году на Twitch можно было транслировать только игры, и Саксон выбрала самый простой для себя вариант — игру Hearthstone. Первых зрителей удалось набрать довольно быстро: девушек на Twitch в то время еще было немного. «Девочкам намного проще стартовать: все заходят, смотрят, чего она может предложить, но в топ пробиваются совсем не многие».

Саксон не скрывает, что на ее стримы шли, скорее, благодаря ее внешности и подаче. «У меня божий дар — плохо играть в любые игры. Это породило кучу мемов, многие писали «уйди из Hearthstone», но я никогда и не строила из себя киберспортсмена», — признается она. Стримерство Ольга совмещала с работой: освобождалась в районе четырех часов, шла домой и на три-четыре часа садилась за компьютер. Большого дохода это не приносило: за первые полгода она получила донаты на 3 тыс. руб.

Фото: Olyashaa

В 2017 году Twitch ввел возможность стримить разговорные шоу [вкладка IRL — In real life], Саксон переключилась на них, и вскоре ее накрыл бум популярности. «Захожу как-то на стрим и вижу, что у меня какой-то непривычно большой онлайн — в моменте смотрят 700–800 человек. Я говорю: ребят, что случилось, вы кто все?» — вспоминает Саксон. Оказалось, приток аудитории обеспечила ее шутка про вибратор («я постоянно ломаю технику. Можете у моего вибра... плеера спросить!»), которую запостили в группе «ВКонтакте» «Злой школьник».

Через пару дней ее стрим смотрели уже 4 тыс. человек: видео с шуткой попало еще в одну популярную во «ВКонтакте» группу «Видео Дол***ба». «Я подумала — о боже, поднялась на шутке про вибратор, еще и люди из «Видео Дол***ба» — как раз моя аудитория, класс!» — смеется Ольга. Но благодаря хайпу количество зрителей к концу лета достигло больших даже для топовых игровых стримеров 10 тыс. человек. В основном подключались школьники, но были и взрослые обеспеченные люди: однажды кто-то перевел ей донат в размере 100 тыс. руб.

Olyashaa уволилась с работы и стала настоящей иконой для своих зрителей: ее почта завалена стихами и любовными письмами, фанаты изучают все подробности ее жизни и даже караулят у подъезда. «Прихожу, а там ребята стоят и мерзнут. В основном все хотят сфотографироваться, но мне как-то неудобно — люди часами меня ждали. Я самых адекватных звала на чай, хотя мне потом друзья говорили, что я сумасшедшая», — делится Саксон.

Со временем волна утихла, из 10 тыс. онлайн-зрителей осталось 3–4 тыс. Самое большое падение аудитории Olyashaa случилось, когда она объявила, что встречается с популярным YouTube-блогером Приятный Ильдар (2,3 млн подписчиков). «Многие думают — я вот задоначу сейчас 10 тыс., напишу ей в «ВК», она пойдет со мной на свидание и у нас случится роман. А когда ты в открытую говоришь, что занята, эта аудитория отваливается». Когда пара рассталась, количество просмотров Саксон вернулось на прежний уровень.

По словам Ольги, ее доход колеблется от 100 тыс. до 250 тыс. руб. в месяц. Около трети доходов приносят донаты, чуть больше половины — платные подписки и реклама на Twitch, 10% — рекламодатели. Olyashaa, в отличие от игровых стримеров, ведет эфиры не по 10–12, а по четыре–пять часов, времени для остальной жизни достаточно. «У меня другая проблема: есть деньги, чтобы куда-то поехать, но как я могу неделю не стримить? У меня ломка начинается», — рассказывает она.

Бизнес в прямом эфире

Стримить онлайн-игры в России начали в конце 2000-х годов. Поначалу игроки в Dota 2 и WoW базировались на небольших площадках Justin.tv и GoodGame, а в 2011-м запустился Twitch, быстро обогнавший другие площадки. В 2014-м сервис выкупил Amazon за $970 млн. Сегодня Twitch насчитывает около 2 млн стримеров и 15 млн зрителей ежедневно. «Каждый стример — отдельный маленький бизнес, — рассуждает Артур Авакян из Stream Pub. — Их нужно учить разговаривать с людьми и отвечать на сообщения, рассказывать, что наличными им никто рекламу не оплатит: регистрируй ИП, если тебе нет 18 — попроси маму [зарегистрировать]».

На Twitch работает четыре основные схемы монетизации контента.

1. Донаты от зрителей.

2. Платные подписки на канал (стоят $4,99, позволяют не видеть рекламу, иногда открывают доступ к чатам для подписчиков и розыгрышам призов). Доход делится между стримером и Twitch — чем крупнее стример, тем большая доля ему достается.

3. Сторонние рекламодатели. Могут покупать нативную (стример сидит в футболке с логотипом бренда) или голосовую (проговаривает согласованный текст во время трансляции) рекламу, баннеры с логотипом на картинке трансляции, прероллы и построллы, ссылку на продукт, креативную интеграцию в рекламную кампанию.

4. Реклама от Twitch — рекламодатели закупают ее у площадки, а она сама распределяет ролики между стримерами.

Пока Twitch уступает своему главному конкуренту YouTube в объемах рекламных бюджетов, но эффективность рекламы здесь заметно выше, уверяют участники рынка. «С экономической точки зрения агентству выгоднее работать с YouTube, чем с Twitch: там больше охват аудитории и выше стоимость просмотра (cost-per-view)», — говорит Авакян. Тем не менее эффективность рекламы на Twitch заметно выше, уверяет он. «Стримеры пользуются огромной степенью доверия. На прямой трансляции невозможно ничего вырезать и смонтировать — человек такой, какой есть: переживает эмоции, ругается, радуется, ест, говорит с мамой по телефону. Для зрителей это не абстрактный блогер, это друг», — объясняет эксперт.

По его словам, это заметно улучшает воронку продаж: до этапа покупки доходит значительно больше зрителей Twitch, чем YouTube. «У меня очень «ламповое» коммьюнити: если я скажу им нажать на ссылку, они нажмут, потому что понимают, что это важно для меня», — подтверждает Olyashaa.

Эта же особенность превратила стримеров в экспертов на закрытом рынке онлайн-игр: к их мнению о новинках и трендах прислушиваются охотнее, чем к профильным игровым медиа. «Это магия прямых эфиров: режим реального времени и возможность влиять на то, что происходит на экране. Читая журнал, вы получаете только ту информацию, которую вам дал автор, а стримеру можете задать вопрос и сразу же получить ответ на него», — считает MakataO.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Шмыгаль назвал сроки получения оружия после одобрения пакета помощи США Политика, 04:57
ABC сообщил о ракетном ударе Израиля по Ирану Политика, 04:52
Арабские дипломаты покинули Совбез ООН во время выступления Израиля Политика, 04:46
Пьяный житель ЕАО ранил полицейских огнем из ружья Общество, 04:25
ФБР увидела риск «сокрушительного удара» от хакеров «Вольт Тайфун» Политика, 03:57
Вильфанд спрогнозировал снежинки и мокрый снег в Подмосковье Город, 03:52
«Москвич» оценил риск банкротства из-за иска гонконгской компании о долге Бизнес, 03:39
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
«Башнефть» установила ограждения от дронов на нефтезаводах Бизнес, 03:33
Россияне разделились в вопросе представления партиями их интересов Политика, 02:58
В Павлограде прогремели взрывы Политика, 02:50
Краснов назвал очевидным украинский след в теракте в «Крокусе» Политика, 02:15
Киев объяснил идею отправлять на передовую осужденных за убийство Политика, 02:12
Определились все полуфинальные пары Лиги Европы Спорт, 01:50
Определились все полуфинальные пары Лиги Европы Спорт, 01:50