Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
МИД объявил о высылке из России двух сотрудников посольства Финляндии Политика, 12:54
Глава Минцифры заявил об отсутствии планов закрыть YouTube Технологии и медиа, 12:49
ЖКХ, экология и видеонаблюдение: реальные российские IoT-проекты РБК и МегаФон, 12:48
В МИД заявили, что переговоры с Украиной не идут «ни в каком виде» Политика, 12:47
Renault Russia переименуют в МАЗ «Москвич» Авто, 12:46
Лавров заявил об «утрате признаков самостоятельности» Германии при Шольце Политика, 12:42
Министр ФРГ заявил, что «политически открыт» к идее ареста активов ЦБ Политика, 12:32
Тренер назвал цель Даниила Медведева на «Ролан Гаррос» Спорт, 12:29
Уход и доход: как помочь семьям людей с инвалидностью Партнерский проект, 12:25
В ЕЦБ рассказали о возможности завершить тесты цифрового евро к 2026 году Крипто, 12:23
Иллюзия контроля: что нужно знать о вреде тайм-менеджмента Pro, 12:23
На шахте в Кузбассе произошел горный удар Общество, 12:22
Как использовать ежедневник BuJo: новый подход к ведению списков дел Экономика образования, 12:20
В Кронштадте произошло задымление на атомной подлодке во время ремонта Общество, 12:19
Технологии и медиа ,  
0 

«Саша умеет слушать»: чего ждать от нового гендиректора «Яндекс» в России

Аркадий Волож уходит от оперативного управления «Яндексом»: с 1 сентября гендиректором российской компании станет нынешний финансовый директор всей группы Александр Шульгин. Волож сосредоточится на развитии новых бизнес-моделей и технологий «Яндекса», который пока зарабатывает только на рекламе.
Аркадий Волож
Аркадий Волож (Фото: Олег Грицаенко/РБК)

Давно решили

До сих пор Аркадий Волож был дважды гендиректором — зарегистрированной в Нидерландах головной Yandex N.V. и российского ООО «Яндекс». Но о необходимости найти топ-менеджера, который будет управлять российским бизнесом, в «Яндексе», как уверяют в пресс-службе компании, говорили еще с 2010 года.

За эти годы рассматривались разные кандидатуры, рассказывает директор по связям с общественностью «Яндекса» Очир Манджиков. Три источника, близких к компании, говорят, что наиболее вероятным претендентом был директор «Яндекса» по проектам Дмитрий Иванов, работающий в компании с 2003 года, но он якобы отказался. Иванов не подтвердил и не опроверг эту информацию. «Я всегда любил делать пользовательские продукты, как говорил Илья Сегалович, «сервисы для людей». Помогать коллегам создавать из программного кода и интерфейсов сервисы, которые позволяют миллионам людей решать свои задачи, получать новые возможности и в конечном счете улучшать уровень жизни, — моя любимая работа, другой я не ищу», —сказал РБК Иванов. Он, по собственным словам, продолжит заниматься координацией продуктовой работы в «Яндексе», но будет плотно работать с Шульгиным над проектами, связанными, например, с планированием развития сервисов, бюджетированием и т.д.

Выбор Шульгина в «Яндексе» объясняют подходящим уровнем компетенций и доверием к нему со стороны команды. «Кандидатуру Саши мы долго обсуждали внутри и, когда идея дозрела, предложили кандидатуру на утверждение совета директоров», —рассказал вчера журналу Forbes Волож. «Это было общее решение команды руководителей компании. По сумме требований Саша больше всего подходил», — сказал РБК Иванов. Новым финансовым директором «Яндекса» станет Грег Абовски, который с 2013 года был вице-президентом компании по связям с инвесторами и корпоративному развитию.

Рекламная зависимость

Волож с сентября будет отвечать за бизнес группы в целом. У него, как поясняют в пресс-службе «Яндекса», появится больше времени для «поиска новых бизнес-моделей, новых рынков и сфер применения технологий поисковика». Какие именно бизнес-модели разрабатываются, в компании не говорят. Сам Волож в беседе с Forbes новыми проектами назвал бизнес в Турции (на этот рынок компания вышла в 2011 году) и big data (обработка больших массивов данных). Про то, что «Яндекс» изучает возможности, как можно применить опыт по работе с большими объемами данных в других отраслях, Волож говорил еще в феврале журналу «Секрет фирмы».

Технологии «Яндекса» могут быть применены далеко не только в поиске, соглашается его бывший коммерческий директор Лев Глейзер (покинул компанию в октябре прошлого года). Он приводит в пример «Яндекс.Карты» с собственным нелицензированным движком. Это система массового сбора данных, их обработки и представления — такую возможность имеют только десять компаний в мире, указывает Глейзер. По его мнению, компания, способная агрегировать терабайт данных, необязательно в будущем будет монетизироваться только через рекламу.

Pro
Фото: Spencer Platt / Getty Images Как расставаться, чтобы учесть интересы компании и сотрудников
Pro
Фото: Shutterstock Самые актуальные площадки для продвижения сегодня: большой обзор
Pro
Фото: Shutterstock Alibaba торгуется по рекордно низкой цене. Стоит ли покупать
Pro
Фото: Mario Tama / Getty Images Иллюзия контроля: что нужно знать о вреде тайм-менеджмента
Pro
Анти-Джобс: как ученый-изгой из США сделал Японию промышленным лидером
Pro
Как участнику госзакупок отстоять свои права в период перемен: 5 советов
Pro
Не все можно заменить: без этих ИТ-сервисов бизнесу будет особенно сложно
Pro
Фото: Oli Scarff / Getty Images «Внутренние предприниматели»: как раскрыть в себе потенциал инноватора

 

После того как поисковик передал Сбербанку контроль над платежной системой «Яндекс. Деньги», его фактически единственным источником дохода осталась реклама. По итогам первых шести месяцев этого года контекстная реклама (коммерческие ссылки в результатах поиска и на профильных ресурсах) обеспечила 92,5% всей выручки, медийная (баннеры, всплывающие окна и другие форматы) — 6,5%. Еще 1% пришелся на «другие» источники дохода (в основном от «Яндекс.Музыки» и «Яндекс.Такси» - полный перечень компания не предоставляет). Доля «Яндекс.Маркета» в выручке компании отдельно не раскрывается.

Волож давно хотел уйти от оперативного управления в том числе и потому, что бизнес «Яндекса» как российского поисковика уже состоялся, считает Глейзер. «С высокой долей вероятности он будет создавать бизнес нового типа, связанный с IT. Ему интересно строить, а возможности для строительства бизнеса «Яндекса» в России, мягко говоря, ограниченны», — указывает собеседник РБК, напоминая, что у поисковика и так давно самая большая доля на рынке. В июле доля «Яндекса» в общих поисковых запросах превышала, по данным LiveInternet, 60,5%, тогда как у Google была 29,7%, а у Mail.ru — 7,3%. Зато в Турции, по данным ComScore на январь этого года, на «Яндекс» приходилось только 4%. Компания присутствует также в Белоруссии, Казахстане и на Украине. Но все зарубежные страны по итогам 2013 года обеспечили лишь 7% рекламной выручки «Яндекса».

Программист над программистами

Шульгин пришел в «Яндекс» в 2010 году, а весной 2011-го при его участии компания провела IPO на NASDAQ. До этого Шульгин с 1997 года работал на различных позициях в качестве финансиста в Coca-Cola Hellenic, а в 2007-м стал финансовым директором ее российского подразделения.

Шульгин настаивает, что ему важно сохранить ценности и свойства компании: «Мы стремимся делать продукты, которыми можно гордиться, которые можно рекомендовать своим друзьям. Для создания таких продуктов нужен творческий подход, открытое обсуждение вопросов». «Саша умеет слушать и учиться у других специалистов, здесь рисков нет», — уверен Иванов. Он напоминает, что все важные решения по управлению бизнесом на всех рынках, в том числе в России, по-прежнему в компетенции Воложа и, по сути, программистами по-прежнему будет руководить программист. Структура компании, как уверяют в пресс-службе «Яндекса», не изменится: сохранится горизонтальная система управления. За развитие поиска по-прежнему будет отвечать Роман Чернин, за медиасервисы — Дмитрий Степанов, а Иванов будет осуществлять координацию между основными направлениями. Кадровые решения не должны сказаться на бизнесе «Яндекса», это формальное решение, которое давно назрело, считает аналитик Sberbank CIB Анна Лепетухина.

Выручка «Яндекса» в первом полугодии выросла на 34%, до 23 млрд руб., скорректированная EBITDA — на 16%, до 9 млрд руб., чистая прибыль снизилась на 2%, до 5 млрд руб. Крупнейшие акционеры — Аркадий Волож (10,4% экономического интереса и 35,6% голосов), фонды Baring Vostok Private Equity (6,1 и 18,4% соответственно), Владимир Иванов (4 и 11,2%), фонды семьи Оппенгеймер (7,7 и 2,63%). У Сбербанка «золотая акция». Капитализация на NASDAQ вчера — более $9,4 млрд.

Материалы к статье
Авторы