Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Пентагон опроверг наличие у США планов по уничтожению Черноморского флота Политика, 00:30
В Латвии прошло шествие против «советского наследия» Политика, 00:09
Глава «Ростеха» за год заработал 632 млн руб. Бизнес, 00:07
Минторг США отозвал экспортные привилегии у авиакомпании «Россия» Бизнес, 00:03
Кремниевые брахманы: о чем молчат истории успеха индийских миллиардеров Pro, 00:00
Больше всех среди деятелей культуры заработали Спиваков, Бутман и Бабкина Общество, 20 мая, 23:29
Возле аэропорта Женевы загорелся строящийся центр для беженцев Общество, 20 мая, 23:25
Минобороны показало видео выхода украинских военных с «Азовстали» Политика, 20 мая, 23:05
Берлускони предложил ЕС убедить Киев принять условия России о мире Политика, 20 мая, 22:44
Как маркировка продуктов позволит выбирать здоровое питание Партнерский проект, 20 мая, 22:42
Кабмин предписал Сбербанку не выплачивать дивиденды по итогам 2021 года Финансы, 20 мая, 22:41
Военная операция на Украине. Главное Политика, 20 мая, 22:04
Шойгу доложил Путину о полном «освобождении» Мариуполя Политика, 20 мая, 21:59
Финразведка создала группу по контролю программы туристического кешбэка Финансы, 20 мая, 21:54
Технологии и медиа ,  
0 

Wi-Fi по паспорту: кто заработает на идентификации посетителей кафе

McDonald's ввел идентификацию пользователей бесплатного Wi-Fi во всех ресторанах сети по России. РБК попытался разобраться, как идет борьба с анонимами в интернете и кто на этом зарабатывает
Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

​Рестораны подчинились

Сеть ресторанов быстрого питания McDonald's ввела идентификацию пользователей бесплатного Wi-Fi во всех 505 своих заведениях, рассказала РБК представитель компании Светлана Полякова. Кто из IT-компаний и провайдеров оказывает McDonald's соответствующие услуги и платит ли сеть за них, Полякова отказалась обсуждать.

Источники в компаниях — операторах связи уточнили, что покрытие Wi-Fi и непосредственно услуги идентификации McDonald's обеспечили несколько организаций, в частности «ВымпелКом» и «Энфорта». Представитель «Энфорта» Сергей Широков подтвердил РБК, что компания работает с McDonald's: именно этот оператор подключил услугу идентификации в 200 ресторанах сети в Москве около двух месяцев назад. Представитель «ВымпелКома» также подтвердил сотрудничество с McDonald's, но детали не раскрыл.

Идентификация происходит по номеру телефона, рассказывает Широков из «Энфорты»: когда пользователь подключается к бесплатной беспроводной сети, на экране устройства появляется специальное поле, куда необходимо ввести номер. После этого клиент получает СМС с паролем и логином, которые вводятся в соответствующее «окно», и доступ к Wi-Fi активизируется. В дальнейшем для входа в сеть используется этот пароль, то есть регистрация происходит единожды.

Число пользователей, которые прошли идентификацию через сервис «Энфорты», составляет около 1,5 млн человек, уточнил он. Клиентами компании, по его словам, помимо McDonald's являются сеть Burger King, заправки ЛУКОЙЛа и ряд небольших компаний.

Стоимость услуг «Энфорты» (идентификация, предоставление точки доступа Wi-Fi и канала связи) составляет от 2 тыс. до 7,8 тыс. руб. в месяц для одного заведения.

В мае глава Минкомсвязи Николай Никифоров в своем выступлении на правительственной комиссии по связи обратил внимание, что некоторые сети быстрого питания до сих пор предоставляют доступ в интернет без идентификации, невзирая на изменения в законодательстве. «Посетители крупнейшей в России сети кафе быстрого питания до сих пор пользуются публичным доступом к интернету без регистрации», — сообщил ​Никифоров (цитата по сообщению пресс-службы Минкомсвязи), не уточняя название сети. По информации ТАСС, речь как раз шла о McDonald's, но в Минкомсвязи подчеркивали, что министр «не упоминал никаких юридических лиц».

Как рассказал РБК президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров, ряд небольших ресторанов вообще отказались от предоставления услуги беспроводного доступа, после того как все заговорили о «Wi-Fi по паспорту». Предприниматели не зарабатывают на предоставлении такой услуги, продолжает Бухаров, некоторые посетители заказывают чай, сидят два часа и пользуются открытой сетью — многим рестораторам это не нравится. По его словам, как только начнут действовать штрафные санкции, многие заведения закроют доступ к Wi-Fi, в том числе крупные сети общепита.

Pro
Фото: Christopher Furlong / Getty Images Риск массовых распродаж: вернут ли иностранцам доступ на российские биржи
Pro
Фото: Александр Артеменков / ТАСС Как не ошибиться, создавая собственную торговую марку
Pro
Фото: МИФ Почему Kraft Heinz провалила реструктуризацию: отвечает Джон Коттер
Pro
Фото: Scott Olson / Getty Images Развитие «без помех»: что говорили аналитики о кризисе 2008 года
Pro
Фото: Shutterstock Alibaba торгуется по рекордно низкой цене. Стоит ли покупать
Pro x The Economist
Фото: Justin Setterfield / Getty Images Почему англоязычные страны больше страдают от инфляции — The Economist
Pro
Фото: Scott Olson / Getty Images Есть что хранить: основания для оптимизма на рынке складской недвижимости
Pro
Будьте как мы: зачем Сoca-Cola сменила название в Китае на Ke Kou Ke Le

Штрафы за анонимов

Постановление правительства №758, вступившее в силу 13 августа 2014 года, обязывает владельцев заведений, где есть бесплатный Wi-Fi, идентифицировать пользователей. Согласно постановлению, а также последующим разъяснениям Минкомсвязи, идентификация может осуществляться тремя способами — по документу, удостоверяющему личность (паспорт, водительские права и т.д.), номеру мобильного телефона или учетной записи на сайте госуслуг.

Но отсутствие в постановлении какого-либо наказания и непонимание, на ком лежит ответственность — на интернет-провайдерах или самих заведениях, привело к тому, что владельцы ресторанов и торговых точек не спешили с выполнением новых норм. Министр связи Николай Никифоров обещал, что ответственность будет определена в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП). Представители Минкомсвязи не ответили на запрос РБК по поводу предполагаемого размера штрафа.

Единственной европейской страной, запре­щавшей анонимный Wi-Fi, до сих пор была Италия: идентификация была введена после терактов в Лондоне в 2005 году. Закон Писану, названный по имени его автора, министра внутренних дел Джузеппе Писану, действовал до конца 2010 года. Даже после его отмены операторы предпочли оставить идентификацию пользователей в бесплатных точках доступа к интернету до вступления в силу в июле 2013-го правительственного указа Decreto del Fare (вводил меры для «перезапуска» итальянской экономики), который уже окончательно вернул анонимный Wi-Fi.

Доходы для «тройки»

Ввести идентификацию можно несколькими способами — попросить своего провайдера включить такую услугу, если он ее предоставляет, самостоятельно разработать систему регистрации или заказать ее у сторонней компании. Операторы заинтересованы в дополнительном доходе от обслуживания точек Wi-Fi, говорит гендиректор «ТМТ Консалтинг» Константин Анкилов. По его данным, на начало 2015 года в России было 63 тыс. точек публичного доступа Wi-Fi, 45 тыс. из которых обслуживали операторы «большой тройки»: лидер в этом сегменте — «ВымпелКом» с долей в 37%, МТС контролирует 14%, а «МегаФон» — всего несколько процентов. Анкилов оценивает этот бизнес в 1,8 млрд руб. по итогам 2014 года. По его мнению, доход от услуги идентификации будет незначительным.

Пресс-секретарь оператора «ВымпелКом» (предоставляет Wi-Fi в сетях «Шоколадница», «Кофе Хауз», McDonald's) Анна Айбашева рассказала РБК, что компания уже реализовала возможность идентификации пользователей по номеру мобильного телефона в местах публичного доступа к интернету. По ее словам, воспользоваться или нет этой услугой, решает владелец заведения. Сама услуга предоставляется бесплатно — она «зашита» в общую стоимость интернета от оператора. Стоимость услуги Wi-Fi для юрлица составит 3 тыс. руб. в месяц при скорости интернета 2 Мбит, уточнил представитель службы поддержки клиентов «ВымпелКома»: такой скорости хватит для того, чтобы 15–20 человек «комфортно пользовались сетью», например, в кафе.

У МТС есть ряд публичных точек Wi-Fi в городах России, рассказал представитель оператора Дмитрий Солодовников. В местах коллективного доступа МТС организовывает идентификацию по IP-адресам конечных устройств пользователей, для чего им при входе в сеть нужно предоставить свой номер телефона и взамен получить пароль по СМС, добавил он. МТС предоставляет компаниям-партнерам услугу идентификации бесплатно, но абонент при подтверждении оплачивает исходящую СМС по подключенному у него тарифному плану, отметил Солодовников. Стоимость услуги Wi-Fi для юрлиц у МТС начинается от 1,2 тыс. руб. в месяц при скорости 6 Мбит, рассказал сотрудник службы поддержки клиентов МГТС («дочка» МТС).

«МегаФон» рассматривает публичные сети Wi-Fi как «элемент повышения лояльности клиентов», рассказала пресс-секретарь оператора Алия Бекетова. Такие сети есть, например, в «Сапсане», но услуга для пользователей платная. Пока компания не предоставляет возможность идентификации пользователя по СМС, уточнила Бекетова.

Кто хочет заработать

Некоторые IT-компании планируют заработать на новых правилах — например, компания «МаксимаТелеком», оператор сети Wi-Fi в московском метро, или компания-стартап HotWi-Fi.

«МаксимаТелеком» (среди акционеров — бывший президент «Ситроникса» Сергей Асланян) собирается предоставлять кафе и торговым центрам услугу идентификации пользователей при подключении к публичному Wi-Fi, подтвердил ее представитель Илья Грабовский, новую услугу внедрят до конца августа. Использование системы идентификации и авторизации, которую прошли уже несколько миллионов пассажиров метро, позволит ресторанам и торговым центрам исключить затраты на отправку СМС, которые в среднем составляют 1 руб. на пользователя, объяснил Грабовский.

Крупный торговый центр посещают несколько миллионов человек в месяц, и его затраты на идентификацию могут измеряться в миллионах рублей, считает Грабовский. Например, количество посетителей ТРЦ «Европейский» в мае 2015-го составило около 3,7 млн человек, говорится на сайте торгового комплекса. Если все эти люди пройдут идентификацию, компании придется отправить 3,7 млн СМС, но в следующий месяц могут прийти как новые пользователи, так и уже зарегистрированные, для которых повторная отправка сообщения не понадобится, отметил Грабовский.

По его расчетам, собственная разработка системы идентификации может стоить заведениям $10–20 тыc., при этом ежемесячно придется тратить на ее обслуживание около $1 тыс. — на зарплату техническому персоналу или сторонней компании, которая будет поддерживать работу системы. Он добавил, что «МаксимаТелеком» позволит зарабатывать на публичных сетях Wi-Fi и владельцам заведений, так как помогает размещать рекламу на стартовой странице доступа. Заведениям услуга идентификации от «МаксимаТелеком» будет обходиться в сумму до нескольких «десятков тысяч рублей в месяц», уточнил Грабовский. По его словам, при расчете стоимости учитываются проходимость, площадь залов и другие факторы.

«МаксимаТелеком» уже ведет переговоры с «десятками потенциальных партнеров», среди которых крупные торговые центры и «популярная сеть общественного питания», о предоставлении услуги идентификации, отметил Грабовский. Он отказался назвать конкретные компании. Представители McDonald`s, KFC, «Росинтера» («Планета Суши», «IL Патио»), ТРЦ «Афимолл Сити», «Шоколадницы» и «Кофе Хауз» отрицают переговоры с «МаксимаТелеком».

HotWi-Fi, основанная Дмитрием Степаненко в 2012 году, позволяет кафе авторизовывать пользователей с помощью соцсетей и уже зарабатывает на этом по 2 млн руб. в месяц. Ежемесячная абонентская плата за идентификацию составляет от 1 тыс. до 5 тыс. руб. с одной торговой или розничной точки, отметил Степаненко. Клиентами HotWi-Fi являются более 1 тыс. заведений, например BaskinRobbins, KFC, Subway и др.: они предлагают своим посетителям «дружить» в соцсетях при подключении к интернету.

Предприниматель признался, что пока не чувствует повышения спроса на инструменты идентификации. Но если ответственность за исполнение постановления переложат с операторов на владельцев точек доступа, то внимание предпринимателей к этим решениям, естественно, возрастет, считает он. «Если от наших клиентов потребуют проводить СМС-авторизацию пользователей, мы обеспечим им исполнение зако​на. Услуга будет предполагать ежемесячную абонентскую плату», — рассказал Степаненко.

Материалы к статье
Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Связь"