Перейти к основному контенту
Технологии и медиа ,  
110 105 
Эксклюзив

Дело против Ozon из-за недоставленной пачки чая закончилось мировой

Как это повлияет на отношения покупателей и маркетплейсов
Ozon заключил мировое соглашение с покупателем чая, которому не доставили заказ
Суд завершил рассмотрение дела покупателя Ozon, требовавшего поставить товар, несмотря на возврат оплаты. Маркетплейс заключил с истцом мировое соглашение, чтобы избежать подобных споров в будущем
Ozon OZON ₽2 895 -1,66% Купить
Фото: Андрей Любимов / РБК
Фото: Андрей Любимов / РБК

Ивановский областной суд в среду, 22 ноября, утвердил мировое соглашение между Ozon (ее основным юрлицом — компанией «Интернет Решения») и покупателем Максимом Копейкиным. Последний в феврале 2022 года оплатил на площадке покупку зеленого чая за 89 руб. Но на следующий день Ozon без объяснения причин вернул средства и отказался доставить заказ. Покупателя ситуация не устроила, и он обратился в Октябрьский районный суд города Иваново, требуя поставить ему товар, признать условия действовавшей на тот момент оферты Ozon незаконными и взыскать с площадки 10 тыс. руб. компенсации за нарушение прав потребителя, 25 тыс. руб. моральной компенсации, 10 тыс. руб. — за односторонний разрыв договора купли-продажи, а также компенсацию за срыв сроков доставки и штраф в размере половины присужденной ему суммы.

Из заявлений Ozon в ходе судебного разбирательства следовало, что компания не продала чай, поскольку его не было в наличии. Но суд первой инстанции встал на сторону истца и признал недействительным пункт оферты Ozon, который позволял аннулировать заказ из-за отсутствия товара. Суд также постановил взыскать с маркетплейса компенсацию морального вреда в размере 500 руб., 250 руб. штрафа и 71 руб. за почтовые расходы, но отказал по другим требованиям. В апелляции и кассации согласились с этим решением. В итоге Копейкин обратился в Верховный суд, который посчитал, что возврат денег не является основанием для отказа от исполнения обязательств, то есть поставки чая покупателю, и постановил вернуть дело на новое рассмотрение со стадии апелляции. Последний суд утвердил заключенное между сторонами мировое соглашение и дополнительно взыскал с ответчика компенсацию морального вреда в пользу истца в размере 5 тыс. руб., сообщила пресс-служба судов общей юрисдикции Ивановской области.

Что означает мировое соглашение

Юристы утверждают, что, хотя дело закончилось мировым соглашением, оно все равно может повлиять на формирование интернет-платформами условий продажи физлицам. Если они не начнут менять условия добровольно, кейс может открыть путь похожим претензиям со стороны пользователей маркетплейсов. «Прецедента не сложилось — спор завершился мировым соглашением. Вынесенное ранее решение было отменено Верховным судом, а на втором круге с высокой долей вероятности снова было бы вынесено решение в пользу истца, и это могло бы навредить ответчику еще сильнее», — указал председатель Московской коллегии адвокатов «Делоер» Роланд Зантарая. В то же время он напомнил, что прецедент не является источником права в российской судебной системе: «Поэтому нет гарантий, что суды в подобных спорах будут следовать аналогичной позиции. Но с учетом того, что спор дошел до Верховного суда и позиция истца устояла во всех инстанциях, определенно могло бы вызвать волну аналогичных исков в адрес Ozon».

В Ozon увидели риск роста цен из-за законопроекта о маркетплейсах
Технологии и медиа
Фото:Владислав Шатило / РБК

В то же время Зантарая отметил, что ранее Ozon скорректировал правила, которые стали причиной разбирательств. «Сейчас положений, противоречащих закону «О защите прав потребителей», в условиях нет. С учетом этого вероятность волны исков аналогичного характера невелика», — объяснил он.

Преподаватель образовательной платформы Moscow Digital School Борис Едидин считает, что решение суда «имеет важное прецедентное значение». «Рынок маркетплейсов развивается очень быстро. Конфликтов между игроками рынка, потребителями, поставщиками продукции становится все больше. Во многом это обусловлено недостаточной регламентацией отношений в нормативных актах. С другой стороны, площадки пользуются положениями о свободе договора и в условиях пользования сервисами нередко включают положения, ущемляющие права потребителей», — рассуждает Едидин. По его мнению, результат спора покупателя с Ozon станет «безусловным звоночком для владельцев маркетплейсов» и благодаря судебной практике отношения между потребителями и предпринимателями должны приобрести более сбалансированный характер.

Мишустин не поддержал инфраструктурный сбор с маркетплейсов
Технологии и медиа
Фото:Владислав Шатило / РБК

Но юрисконсульт практики интеллектуальной собственности юридической компании ЭБР Игорь Чувствинов считает, что дело не имело перспектив стать активно используемым прецедентом. По его словам, случаи, когда оферта противоречит закону «О защите прав потребителей», довольно частые. «При этом существует большое количество споров с потребителями из-за правил оферт, которые противоречат закону, в которых суды применяют положения закона», — указал эксперт. Он оговорился, что сам по себе вывод Верховного суда о том, что маркетплейс обязан поставить недоставленный товар, может отразиться на практике интернет-магазинов таким образом, что им придется доставлять их. Это, в свою очередь, может создать ряд сложностей как для потребителей, так и для платформ: «Нужно понимать, что маркетплейсы далеко не всегда своевременно и эффективно могут отслеживать наличие у них товаров и обновлять информацию об этом в приложениях и на сайте. Следовательно, обязанность поставлять оплаченный товар в любом случае ставит их в не совсем удобное положение». Неудобным это может оказаться и для покупателей, подчеркнул Чувствинов, если, например, непоставленный товар привезут на следующий день, когда потребитель уже купил его у другого продавца, либо если ему неудобно время доставки и т.п.

Представители Ozon, Wildberries, AliExpress, «Яндекс Маркета» и «Мегамаркета» отказались комментировать этот спор.

СберПро Транспорт

Бизнес с ускорением. Как строительство скоростной железной дороги изменит инфраструктуру

СберПро ВЭД

Близкий импорт. Как развивается торговля со странами Азии и Ближнего Востока

СберПро Финансы

Субсидии для инноваций. Какие меры поддержки бизнеса будут доступны в 2025 году

СберПро Интересное

Востребованные ниши для импортозамещения

СберПро Торговля

Барометр отрасли. Ритейл: одежда, электроника и товары для дома

СберПро Торговля

Купи сейчас, плати потом. Как развивается рынок BNPL и с какими вызовами может столкнуться

СберПро Главная

Как подготовить производство к роботизации и получить нужный эффект

СберПро Главная

Как развивалась квантовая индустрия в 2024 году

СберПро Интересное

Зумеры вышли на работу. Что нужно знать бизнесу о найме нового поколения

СберПро Интересное

Что такое нейросеть и как работает эта технология

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Интернет-торговля"
Лента новостей
За пределами App Store и Google Play: как устроен рынок альтсторовПодписка на РБК, 12:16
В трех аэропортах ввели ограничения для безопасности полетов Общество, 12:15
ФСб показала видео задержания россиянина за передачу Украине данных о ПВО Политика, 12:11
ФСБ сообщила о предотвращенной диверсии с БПЛА на заводе в Казани Политика, 12:03
Как лишают лицензий за вывод замороженных акций в обход указа ПутинаПодписка на РБК, 12:01
27-28 мая пройдет онлайн-конференция для HR-специалистов РБК Компании, 12:00
Старый BMW или новый китаец: как Россия стала страной машин с пробегомПодписка на РБК, 11:51
Онлайн-курс Digital MBA от РБК и ProductStar
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
8 мифов о драгоценных металлах РБК и Сбер, 11:50
В многоэтажке в Ставрополе взрыв газа повредил несущие конструкции Общество, 11:46
«Билайн» сообщил о сбое в Подмосковье по независящим от него причинам Общество, 11:43
В Одессе мужчина залез на дерево, пытаясь убежать от военкомов Политика, 11:42
В МИД Китая раскритиковали 17-й пакет санкций ЕС против России Политика, 11:41
Глава Минсельхоза Японии подал в отставку после высказывания о рисе Политика, 11:38
РКН увидел резкий рост числа компаний, работающих с персональными данными Технологии и медиа, 11:38