Головной юридической структуры, объединяющей все площадки группы, не существует. Однако руководство организации на переговорах с коллегами из федеральных медиа использует слово «холдинг», рассказал журналу РБК участник одной такой встречи. Более того, по информации одного из собеседников журнала РБК, внутри холдинга действительно думают о создании единого юрлица. Сейчас почти у каждого сайта своя редакция. При этом, по словам двух собеседников, знакомых с деятельностью «фабрики медиа», «непрофильные» направления (бухгалтерия, IT и пр.) общие для всех порталов.
Кто руководит «фабрикой медиа»
Для запуска первых СМИ были наняты профессиональные журналисты. Директором ФАН стал бывший редактор «Росбалта» Евгений Зубарев, главным редактором — бывший топ-менеджер регионального отделения «РИА Новости» Владислав Краев. Управление холдингом сейчас выстроено по территориальному признаку: редакциями, которые работают в бизнес-центре «Ильич» на Белоостровской (ФАН, «Экономика сегодня», «Народные новости», «Политика сегодня»), руководит бывший строитель Алексей Никифоров.
Группу редакций, которые работают из Савушкина, 55, курирует Олег Васильев, рассказал РБК источник, знакомый со структурой «патриотического холдинга». В публикации «Новой газеты» Васильев ранее фигурировал как один из топ-менеджеров «фабрики троллей». Впрочем, Никифорова и Васильева вряд ли можно назвать главными руководителями «фабрики медиа», скорее исполнителями.
«Ключевые вопросы [связанные с работой «патриотического холдинга»] нужно было решать с [Михаилом] Бурчиком», — рассказал журналу РБК бывший сотрудник одного из СМИ группы. В опубликованном в 2014 году группой «Шалтай-Болтай» массиве писем, которыми якобы обменивалось руководство «фабрики троллей», Бурчик фигурировал как исполнительный директор. В разговоре с журналом РБК он заявил, что не работает в медиахолдинге, а «консультирует его» как специалист по продвижению и развитию интернет-проектов.
Кто финансирует работу «фабрики медиа»
В медиахолдинге работают 225–250 человек, годовые расходы — около 180 млн руб. с учетом аренды, рассказал Никифоров. Источник журнала РБК, близкий к руководству группы, называет сумму 270 млн руб. Она ближе к реальности, если взять за основу финансовые показатели «АЖУР-Медиа» — петербургской медиакомпании, крупнейшим активом которой является «Фонтанка.ру». В 2015 году при 80 работниках расходы «АЖУР-Медиа» составили 113 млн руб., в 2016-м — 120 млн руб.
«Фабрику троллей» могли денежно поддерживать компании известного ресторатора Евгения Пригожина, писала ранее «Новая газета». Об этом же в разговоре с журналом РБК говорил источник из окружения бизнесмена. Сам Пригожин возможную связь с «фабрикой троллей» официально никогда не комментировал. На запрос журнала РБК, отправленный при подготовке расследования, Пригожин не ответил. На вопрос об источниках финансирования Зубарев ответил, что проект поддерживает некий «частный инвестор». «Помогают ли структуры Пригожина? Я комментировать не могу», — заявил Зубарев.
Никифоров утверждает, что медиахолдинг частная структура и «содержит себя за счет рекламы». Выручку в «патриотическом холдинге» не раскрывают. Зубарев заявил журналу РБК о «планах вывести ФАН на самоокупаемость», Никифоров — что группа «содержит себя за счет рекламы».
За счет чего выросла аудитория холдинга
Основная причина бурного роста аудитории порталов «фабрики медиа» в 2016-м году — активная работа с тизерными (обменными) сетями (например, Lentainform.com и Ex.24smi.info). «Тизерки» сейчас приносят почти половину всей аудитории сайтам медиахолдинга, посчитал журнал РБК на основе данных SimilarWeb.
Работа таких сетей построена по следующему принципу: СМИ размещают у себя баннеры, куда транслируются заголовки статей, опубликованных другими членами обменного сообщества. При нажатии пользователь сначала попадает на ту же Lentainform.com или СМИ2, а оттуда на сайт любого партнера. Тизерные сети действительно могут дать существенный прирост трафика, говорит директор холдинга «Е-генератор» (включает в себя СМИ2) Павел Власов-Мрдуляш.
Часть посещений может доставаться бесплатно, за счет обмена с партнерами, часть — приобретаться. Стоимость одного «клика» в сети Ex.24smi.info достигает 95 коп., рассказал руководитель проекта Илья Вавилонский, которому корреспондент РБК представился как потенциальный клиент. «Патриотический холдинг» действительно работал с обменными сетями на платной основе, но лишь в начале сотрудничества, рассказал источник журнала РБК, знакомый с работой «фабрики медиа».
С кем сотрудничает «фабрика медиа»
В 2016 году ФАН резко увеличило не только посещаемость, но и и цитируемость: в систему мониторинга «Медиалогии» агентство было заведено в августе, к концу года заняло седьмое место среди информационных агентств, оставив позади, например, «Регнум». Чаще всего на ФАН ссылаются «Газета.Ru», Ura.ru, «Известия», «Национальная служба новостей», следует из данных «Медиалогии». Например, «Газета.Ru» 3 марта поставила 25 материалов со ссылкой на ФАН, 2 марта — 24 материала.
Представители «Газета.Ru» и «Известий» не ответили на вопросы журнала РБК. Шеф-редактор Ura.ru Иван Некрасов подтвердил журналу РБК, что его портал и ФАН действительно взаимно цитируют друг друга. Главный редактор «Национальной службы новостей» Сергей Горбачев не видит ничего аномального в постоянном обращении к материалам ФАН.