Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Юнкер назвал ситуацию в Каталонии «катастрофой» 21:08, Политика «Зенит» прервал двухмесячную безвыигрышную серию в чемпионате России 20:58, Спорт Считаете себя хорошим рыбаком и опытным водителем: пройдите тест 20:56, РБК и Mitsubishi Pajero Sport В Марокко при раздаче гуманитарной помощи погибли 15 женщин 20:43, Общество ЛАГ пообещала поддерживать Саудовскую Аравию против Ирана 20:20, Политика Туск обвинил партию Качиньского в деятельности в интересах России 20:13, Политика Власти Анкары запретили показ связанного с ЛГБТ кино и выставки 19:40, Общество Только спокойствие: как начать ремонт, советы дизайнера 19:31, РБК и Экспострой на Нахимовском Власти Москвы рассказали о «корректировке улиц» для проекта легкого метро 19:04, Общество Чемпионат России по футболу. «Зенит» — «Тосно». Онлайн 19:00, Спорт В Чечне ликвидировали двух напавших на пост полиции боевиков 18:24, Общество Саакашвили заявил о готовности возглавить правительство Украины 18:11, Политика Хинштейн сообщил о похищении пистолета у бойца Росгвардии в «Москва-Сити» 18:02, Общество Голкипер «Локомотива» выбыл до конца года 18:01, Спорт В Салехарде из-за подкупа арестовали гендиректора «дочки» «Газпром нефти» 17:51, Общество Made in Russia: лайфхаки для развития экспортного бизнеса 17:31, РБК и Российский Экспортный Центр Собянин назвал стоимость строительства наземного метро в Москве 17:22, Общество Продавец лимузина на «Авито» опроверг его принадлежность маршалу Жукову 17:19, Общество Капитан «Реала» сломал нос в мадридском дерби 17:13, Спорт Мугабе дали менее суток на добровольный уход в отставку 16:46, Политика В Польше связали «провокации КНДР» с российской «агрессией» на Западе 16:22, Политика В Рязани проведут проверку после нападения на врача в травмпункте 16:21, Общество Тест: умеете ли вы делать портретные фото 16:20, РБК и Huawei «Локомотив» продлил беспроигрышную серию в чемпионате России 16:16, Спорт Правительственная армия повторно захватила «последний оплот ИГ в Сирии» 15:46, Политика Порошенко назвал Украину космической державой 15:42, Политика Фильм «Крым» получил награду за «популяризацию» и «сохранение» истории 15:23, Общество СК задержал двух человек из-за ДТП с пятнадцатью погибшими в Марий Эл 14:57, Общество
Холдинг «Газпром-Медиа» упал меньше рынка, но стал операционно убыточным
Технологии и медиа, 23 июн, 2015 18:35
0
Холдинг «Газпром-Медиа» упал меньше рынка, но стал операционно убыточным
«Газпром-Медиа» в первом квартале снизил выручку всего на 11%, тогда как весь рекламный рынок упал на 17%. Но при этом холдинг стал операционно убыточным
Председатель правления ОАО «Газпром-Медиа Холдинг» (Фото: «РИА Новости»)

​​Лучше, чем рынок

Газпромбанк во вторник опубликовал ежеквартальную отчетность по МСФО, которая позволяет сделать выводы о финансовых показателях «Газпром-Медиа» в январе—марте этого года.

В первом квартале 2015 года выручка «Газпром-Медиа» снизилась на 11%, до 14, 8 млрд руб., следует из отчетности. Таким образом, холдинг показал лучший, чем весь отечественный рекламный рынок, результат. Для сравнения: выручка телевизионного холдинга «СТС Медиа» (управляет СТС, «Домашним», «Перцем» и CTC Love) в январе—марте текущего года упала на 25%, до 4,9 млрд руб., в то время как общие затраты на телерекламу снизились, по оценке АКАР, на 22%, до 30,1–30,6 млрд руб.

«Газпром-Медиа» управляет, в частности, пятью телеканалами (НТВ, ТНТ, ТВ-3, «Пятница» и «2х2»), спутниковым оператором «НТВ Плюс», девятью радиостанциями («Авторадио», «Эхо Москвы», «Юмор FM», Energy, Relax FM и др.), ИД «7 дней», кинокомпанией «Централ Партнершип», видеосервисом Rutube.

«Падение выручки всего на 11% вызывает удивление, — говорит топ-менеджер одного из крупных медиахолдингов. — Единственное объяснение, которое приходит в голову — рост выручки нишевых каналов «Профмедиа», купленных холдингом в прошлом году. В 2014 году у них была очень низкая доходная база, но, судя по всему, она выросла, особенно, при улучшении рейтингов и доли. За счет нее падение выручки «Газпром-медиа» и могло оказаться ниже падения доходов по телерынку».

В январе в крупнейшем медиахолдинге страны, который на 100% принадлежит Газпромбанку, сменилось руководство: на посту председателя правления головного ОАО «Газпром-Медиа Холдинг» Михаила Лесина сменил бывший президент оргкомитета «Сочи 2014» Дмитрий Чернышенко. Вместе с ним обновилась практически вся руководящая команда холдинга: из заместителей Лесина сейчас остался только выходец из Газпромбанка Владимир Румянцев, остальные четыре зама пришли в «Газпром-Медиа» из олимпийского оргкомитета.

Чернышенко возглавил крупнейший в стране медиахолдинг, когда падение рекламного рынка уже было всем очевидно. Если в 2014 году общие расходы на рекламу, по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), выросли на 4%, до 340,1 млрд руб. (без НДС), то уже в первом квартале 2015 года было зафиксировано падение на 17%, до 63,4–63,9 млрд руб.

В 2014 году «Газпром-Медиа» увеличил рекламную выручку сразу на 28%, до 72 млрд руб., причем рекламные доходы выросли на 20%, до 55,4 млрд руб. Но такой рост — следствие покупки основных активов «ПрофМедиа» Владимира Потанина, которые стали консолидироваться в отчетности с прошлого года. Операционная прибыль всего «Газпром-Медиа» с учетом приобретенных активов в прошлом году упала почти на 45%, до 7,1 млрд руб. По итогам 2014 года холдинг зафиксировал 2 млрд руб. чистого убытка против 8,6 млрд руб. чистой прибыли годом ранее.

Телеканалы развлекаются

Именно доходы от телерекламы формируют основную выручку «Газпром-Медиа». Как свидетельствуют телеизмерения TNS Russia, четыре телеканала холдинга в первом квартале повысили долю своей целевой аудитории и тем самым увеличили предлагаемый рекламодателем инвентарь (реклама на ТВ продается по так называемым пунктам рейтинга, отражающим количество зрителей, увидевших рекламный ролик).

Среднесуточная доля целевой аудитории ТНТ (зрители 14–44 лет) в январе—марте выросла на 1 процентный пункт (п.п.), до 12,7% (это означает, что из всех, кто смотрел телевизор, 12,7% выбрали программы ТНТ). У ТВ-3 рост среднесуточной доли целевой аудитории (зрители 25–59 лет) составил 0,5 п.п., до 3,5%. У «Пятницы» и «2х2» в своих целевых аудиториях (зрители 14–44 лет и 11–34 лет) этот показатель вырос на 0,4 п.п., до 2,5 и 2,3% соответственно.

Проблемным активом «Газпром-Медиа» остается НТВ, продолжающий терять зрителей. В первом квартале среднесуточная доля целевой аудитории этого канала (зрители старше 18 лет) упала сразу на 1,9 п.п., до 10,7%.

Операционный убыток

​Но при незначительном на общем фоне снижении выручки «Газпром-Медиа» в первом квартале стал операционным убыточным, следует из отчетности Газпромбанка. Расходы холдинга в январе—марте выросли на 4%, до 15,4 млрд руб. В результате операционный убыток «Газпром-Медиа» в первом квартале составил 599 млн руб. против 1,9 млрд руб. операционной прибыли годом ранее. Для сравнения: холдингу «СТС Медиа» в кризис, наоборот, удалось снизить свои расходы на 5%, до 4,6 млрд руб., и остаться операционно прибыльным.

Директор по связям с общественностью «Газпром-Медиа» Ирина Осадчая утверждает, что «Газпром-Медиа» не увеличивал расходы, а наоборот, снизил их на 3% — просто такова особенность консолидации финансовых результатов Газпромбанка. «Финансовые и операционные результаты первого квартала 2015 года полностью соответствуют нашим ожиданиям и операционным целям», — заявила она РБК. Несмотря на сокращение рекламного рынка и девальвацию рубля, меры по оптимизации затрат и использованию накопленной библиотеки прав позволили сформировать положительный денежный поток, указывает Осадчая.

Чистый убыток «Газпром-Медиа» в первом квартале вырос в четыре раза, до 1,7 млрд руб. Это, по словам Осадчей, следствие общего сокращения рекламного рынка, а также увеличения расходов по обслуживанию долговых обязательств компании (за основные активы «​ПрофМедиа» был заплачен 21 млрд руб., в том числе заемных средств). Для сравнения: чистая прибыль «СТС Медиа» в январе—марте составила 512 млн руб.

С новым начальником

При Чернышенко «Газпром-Медиа» создал группу развлекательных каналов, объединившую всех вещателей, за исключением НТВ. Возглавил новое подразделение Артур Джанибекян, один из основателей Comedy Club Production (контроль над ним в 2011 году получил канал ТНТ). Кроме того, при новом предправлении «Газпром-​​​​​​Медиа» сменился гендиректор спутникового оператора «НТВ Плюс»: вместо Станислава Родионова им стал Александр Вронский. Также на месте станции «​Сити FM» в марте было запущено новое музыкальное радио Like FM, а в июне гендиректором «Эха Москвы» вновь была назначена Екатерина Павлова, уже занимавшая эту должность в феврале—декабре 2014 года.

Наконец, в том же июне на очередном заседании совета по развитию физической культуры и спорта с участием президента Владимира Путина было принято принципиальное решение запустить на частотах принадлежащей «России 2» новый спортивный эфирный канал. Он будет создан на базе входящего в «НТВ Плюс» канала «Спорт Плюс». Чернышенко обещал, что новый вещатель может заработать уже осенью. За частоты «Газпром-Медиа» может заплатить ВГТРК, как утверждают источники РБК, знакомые с условием сделки, около 9 млрд руб. Все предыдущие попытки создать бесплатный эфирный спортивный телеканал провалились. Сам «НТВ Плюс» убыточен.