Перейти к основному контенту
Технологии и медиа ,  
0 

ФАС отказалась поддержать антикризисную либерализацию закона «О рекламе»

В правительстве нет единого мнения по поддержке в кризис медиаотрасли. ФАС выступила против основных инициатив руководителей СМИ и Минкомсвязи по либерализации рекламного законодательства
Фото: Олег Яковлев / РБК
Фото: Олег Яковлев / РБК

​Федеральная антимонопольная служба в апреле отправила в правительство свое заключение на антикризисные поправки в закон «О рекламе», рассказал РБК заместитель руководителя ведомства Андрей Кашеваров. Такой документ из ФАС поступил, подтвердил представитель первого вице-премьера Игоря Шувалова.

С инициативой либерализовать рекламное законодательство, чтобы смягчить падение рекламных доходов, еще зимой выступили руководители СМИ. В частности, 18 февраля на встрече с главными редакторами федеральных периодических изданий и информационных агентств соответствующее письмо президенту Владимиру Путину передал главный редактор «Московского комсомольца» Павел Гусев. С просьбой смягчить закон «О рекламе» обращались к Путину и руководители телеканалов, которых президент принял у себя уже 20 февраля.

Рекламный рынок потеряет 17%

В 2015 году общие расходы на рекламу в России снизятся на 17%, до 282,3 млрд руб. без НДС, озвучило свой прогноз в конце марта агентство ZenithOptimedia. По мнению его аналитиков, рекламные доходы издателей и радиовещателей по итогам года упадут на 35%, до 21,5 млрд и 11 млрд руб. соответственно. В наружной рекламе падение составит 30%, до 28,4 млрд руб., на ТВ — 19%, до 129,4 млрд руб.

Предложения руководителей федеральных СМИ практически дословно повторяли антикризисный план, который 18 февраля озвучило Минкомсвязи. Заместитель министра Алексей Волин еще в конце 2014 года выступил с инициативой либерализовать рекламное законодательство и призвал медиакомпании сформулировать свои предложения.

В итоге Минкомсвязи в своем антикризисном плане выступило за снятие ограничений на рекламу любого алкоголя во всех медиа. Сейчас — причем временно, только до января 2019 года, допускается лишь реклама пива в прессе и в спортивных телетрансляциях. Предложило министерство разрешить и рекламу рецептурных лекарств, которые пока можно продвигать только в специализированных изданиях.

Кроме того, Минкомсвязи посчитало, что рекламораспространителю, то есть медиакомпаниям, необязательно нести ответственность за недостоверную информацию в рекламе биологически активных добавок. На этой норме несколько лет назад настояла ФАС, которая столкнулась с тем, что добавки зачастую продвигаются под видом лекарств. Для рекламодателя, то есть производителя добавок, штрафы за нарушения закона были и остаются незначительными, поэтому служба посчитала, что остановить поток недостоверной рекламы могут и штрафы СМИ. Отчасти поэтому рекламы фармкомпаний в прессе, где как раз фиксировалось больше всего нарушений в продвижении добавок, стало меньше. Следовательно, снизились и доходы издателей от такой рекламы. В 2014 году затраты фармкомпаний на рекламу в прессе лекарств и добавок упали, по подсчетам аналитического центра «Видео Интернешнл», на 17%, до 2,8 млрд руб. без НДС.

Телевещателям облегчить участь в кризис, по мнению Минкомсвязи, способно новое определение такого формата, как телемагазин. Сейчас подобные программы приравниваются к рекламе, чья общая продолжительность в час ограничена девятью минутами. Соответственно, любой телемагазин продолжительностью более девяти минут уже нарушение закона. А если канал транслирует и обычные рекламные блоки, то длительность телемагазина ограничена лишь несколькими минутами. Министерство предлагает не учитывать телемагазины в расчете рекламного времени.

Еще одна инициатива — пересмотреть требования к объему рекламы в периодике. Сейчас в газетах и журналах, если только они не зарегистрированы как рекламно-информационные, под рекламу можно отводить не более 40% объема одного номера издания. В этом ограничении нет никакой необходимости, считает Минкомсвязи.

Только это последнее предложение и поддержала ФАС, сообщил РБК Кашеваров. Соответственно, служба, отвечающая за соблюдение рекламного законодательства, выступила против массового возвращения рекламы алкоголя, свободного продвижения рецептурных лекарств и более лояльного отношения к рекламе биологических добавок, а также увеличения рекламы на ТВ за счет телемагазинов.

Минкомсвязи считает либерализацию рекламного законодательства оправданной и будет отстаивать свою позицию, заявил РБК заместитель министра Алексей Волин. Чиновник в правительстве не исключает, что придется проводить согласительное совещание, чтобы выработать единую позицию.

«СТС Медиа» послал ФАС в телемагазин

Строгость российского рекламного законодательства компенсируется возможностью его игнорировать, свидетельствуют взаимоотношения Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и холдинга «СТС Медиа», управляющего телеканалами СТС, «Домашний», «Перец» и CTC Love. В понедельник, 20 апреля, служба рассмотрела уже третье за два года административное дело по факту незаконного размещения телемагазинов в эфире «Перца» и второе — в эфире «Домашнего».

По закону «О рекламе» телемагазин — передача из нескольких сюжетов, рассказывающих о достоинствах того или иного товара и в конце предлагающих его приобрести, — приравнивается к рекламе и учитывается в ее общей продолжительности. Она по закону «О рекламе» не должна превышать девяти минут в час. Между тем, с 2012 года «Перец» транслировал по несколько раз в день телемагазины, и продолжительность каждого из них была около 30 минут. Весной 2013-го телемагазины появились и в эфире «Домашнего».

Первое административное дело против «Перца» ФАС рассмотрела осенью 2013 года, выдав предписание прекратить нарушение рекламного законодательства и оштрафовав телеканал на 200 тыс. руб. Но телемагазины из эфира «Перца» и «Домашнего» так и не исчезли. Весной 2014-го ФАС завела второе дело в отношении «Перца» и первое — в отношении «Домашнего». В минувшем сентябре вещатели были оштрафованы на 300 тыс. и 200 тыс. руб. соответственно. И если из эфира «Перца» телемагазины в октябре все-таки на несколько месяцев исчезли, то «Домашний» по-прежнему их показывал вопреки выданному предписанию устранить нарушение рекламного законодательства.

Этой весной ФАС вновь уличила каналы «СТС Медиа» в незаконной трансляции телемагазинов. В понедельник, 20 апреля, служба выдала очередное предписание убрать их из эфира «Перца» и «Домашнего». С размером штрафа, который, согласно Кодексу об административных правонарушениях, не может превышать 500 тыс. руб., ведомство определится позже.

Никакого инструмента воздействия, кроме штрафов, на многократного нарушителя закона «О рекламе» у ФАС сейчас нет, констатировал в беседе с РБК заместитель руководителя службы Андрей Кашеваров. Но, отметил чиновник, ведомство может инициировать усиление ответственности за размещение телемагазинов в эфире.

«СТС Медиа» пока не получил письменного заключения от ФАС по делам, рассмотренным в понедельник, заявил РБК пресс-секретарь холдинга «СТС Медиа» Игорь Иванов. Он уверяет, что как только предписания прекратить нарушения рекламного законодательства поступят, «СТС Медиа» тут же все исправит в оговоренные сроки.

По словам Иванова, в прошлый раз, ознакомившись с претензиями ФАС, холдинг изменил формат спорных программ, «сместив акцент с продаж на entertainment [развлечение]». В материалах ФАС, однако, указывается, что обновленные программы на «Перце» и «Домашнем» «представляют собой телемагазины и носят рекламный характер».


На какие бюджеты могут рассчитывать СМИ

До полного запрета в июле 2012 года рекламы пива (которое теперь считается алкоголем) для его производителей основным коммуникационным каналом было ТВ. В 2011 году пивовары потратили на телерекламу, по оценке аналитического центра «Видео Интернешнл» (АЦ Vi), около 3 млрд руб. без НДС, что составило 2,4% всех рекламных доходов телеканалов.

Производители крепкого алкоголя до 2013 года могли продвигать свою продукцию в прессе. В 2012 году издатели заработали на такой рекламе, по подсчетам АЦ Vi, почти 1,6 млрд руб. Это почти 5,7% их общей рекламной выручки.

Реклама рецептурных лекарств сейчас допускается только в специализированных медицинских изданиях. В прошлом году фармкомпании потратили на нее, по оценке рекламной группы Twiga, 2,3–2,7 млрд руб. Для сравнения: по версии АЦ Vi, только за первые девять месяцев 2014 года (за весь год цифры еще не озвучивались) на продвижение безрецептурных препаратов и биологически активных добавок на ТВ было потрачено 25,4 млрд руб. (почти 26% всех рекламных доходов телевещателей), в центральной прессе — почти 2,8 млрд руб. (почти 13% рекламных доходов издателей).


СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
В Москве закрыли все парки из-за предупреждения о штормовом ветре Общество, 15:01
Лавров назвал Швейцарию неподходящим местом для диалога по Украине Политика, 14:59
Выдачи микрозаймов слишком закредитованным россиянам резко упали Финансы, 14:58
Трейдеры криптовалют потеряли $270 млн на ликвидациях перед халвингом Крипто, 14:58
Подозреваемого в убийстве из-за парковки задержали в Ростовской области Общество, 14:57
Reuters узнал, что ЕЦБ потребует от UniCredit сократить бизнес в России Финансы, 14:55
Спрос иностранцев на обмен активами превысил предложение россиян Инвестиции, 14:52
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
HITC узнал об интересе «Ман Сити» и «Челси» к рекордсмену сборной России Спорт, 14:45
На трассе между Москвой и Петербургом снизили скорость из-за снегопада Общество, 14:44
«Роскосмос» показал фотографию обрушившегося на центр России шторма Общество, 14:43
Командир катапультировал штурманов и помощника с падающего ТУ-22М3 Общество, 14:41
Тейлор Свифт выпустила новый музыкальный альбом Life, 14:37
Двух старшеклассников задержали за попытку поджечь Ми-8 на аэродроме Политика, 14:35
Лавров заявил о бессмысленности переговоров с Зеленским Политика, 14:34