Лента новостей
Посольство России в Великобритании показало карту с украинским Крымом Политика, 07:57 Эксперты невостребованные в России профессии Общество, 07:48 Министр инфраструктуры назвал указ Зеленского о дорогах «цирком» Политика, 07:22 Хакеры взломали электронную почту и Twitter Скотланд-Ярда Технологии и медиа, 06:46 Умер архитектор башен-близнецов Петронас в Куала-Лумпуре Общество, 06:07 Дортмундская «Боруссия» обыграла «Ливерпуль» в товарищеском матче Спорт, 05:35 В Китае после взрыва на заводе погибли 10 человек Общество, 05:07 В АЭВТ раскритиковали изменения правил по допуску к международным полетам Общество, 04:56 Глава военной разведки США сравнил угрозы от Китая и России Политика, 04:33 Саудовская Аравия согласилась принять американские войска Политика, 04:11 США анонсировали операцию для защиты судоходства на Ближнем Востоке Политика, 03:56 В ГИБДД назвали самую частую причину гибели на российских дорогах Общество, 03:19 СМИ узнали об аресте в деле о постройке завода по производству С-400 Общество, 03:15 МИД Британии предупредил Иран о последствиях из-за задержанного танкера Политика, 02:38
Технологии и медиа ,  
0 
Сервисы такси предупредили о росте цен из-за предложений Минтранса
Цены на такси могут вырасти, если законопроект о такси поправят так, как предлагают чиновники. Они хотят, чтобы «Яндекс.Такси», Gett и Uber согласовывали тарифы с таксистами
Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

В распоряжении РБК оказались поправки в законопроект «О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации...», разработанные Минтрансом. Сам законопроект был в 2014 году принят в первом чтении. Поправки ко второму чтению Минтранс начал готовить еще в 2015 году, вышло уже несколько версий. Нынешнюю несколько участников рынка в разговоре с РБК назвали «самой жесткой». Предложения Минтранса чреваты дополнительными расходами для пассажиров, онлайн-агрегаторов и самих таксистов.

Новости для пассажиров

Прежде всего из поправок следует, что онлайн-сервисы не смогут устанавливать тарифы на перевозку без согласования с перевозчиками. Сейчас агрегаторы самостоятельно регулируют тарифы. А перевозчики постоянно жалуются, что не могут конкурировать с их «заниженными» ценами.

Сотруднику крупного интернет-агрегатора это требование Минтранса непонятно: агрегатор не является монополистом, у перевозчиков есть выбор, работать с ним по выставленным тарифам или не работать, — почему это нужно согласовывать? «Если вдруг перевозчику будет казаться, что его услуги до аэропорта стоят 2 тыс. руб., за которые покупатели не поедут, прибыли лишатся и агрегаторы, и сам перевозчик», — предупреждает он. Необходимость согласования тарифов с перевозчиками скажется «не в пользу клиентов», согласен сотрудник другого агрегатора.

Новости для агрегаторов

Агенты по перевозкам, в том числе онлайн-агрегаторы, должны тщательно выбирать контрагентов — таксомоторные парки и частников, считает Минтранс. Он предлагает, чтобы «Яндекс.Такси», Gett, Uber проверяли у них разрешение на деятельность по перевозке пассажиров (и багажа) и документы о праве на предпринимательскую деятельность. Сейчас законодательство этого не требует.

Дополнительные обязанности приведут к тому, что агрегаторы будут «тратить львиную часть времени на проверку разрешений», предупреждает сотрудник одного из крупных онлайн-сервисов такси. По его мнению, это приведет к увеличению расходов и, как следствие, росту цен на услуги. Правда, представители крупных сервисов настаивают, что и сейчас работают только с легальными контрагентами (в Москве есть даже соответствующее соглашение с департаментом транспорта).

Поправки вводят также ответственность агрегатора перед пассажирами за качество услуги. Собеседники РБК в нескольких крупных онлайн-агрегаторах такси напоминают, что являются лишь посредниками между пассажирами и перевозчиками и не могут нести такой ответственности. У Uber, «Яндекс.Такси» и Gett соответствующий пункт есть в соглашении с пользователями.

Новости для таксистов

Поправки затрагивают и самих таксистов. Минтранс предлагает ограничить максимальное количество выдаваемых в России разрешений на извоз, а в случае если число желающих будет больше, проводить аукционы.

Ограничение числа разрешений — «здравая идея», считает гендиректор «Евротранссервиса» и председатель комитета по такси Московской торгово-промышленной палаты Богдан Коношенко. При этом он говорит, что нужно одновременно разрешить продавать лицензии, сдавать в аренду и передавать по наследству. Такие правила, к примеру, действуют в Нью-Йорке. Это поможет оградить рынок от недобросовестной конкуренции, полагает Коношенко.

Поправки предусматривают введение единого цвета кузова для всех лицензированных таксистов (в случае установления такого требования региональными законами) и регистрационного знака на автомобиле. Сейчас каждый регион решает этот вопрос самостоятельно (например, в Москве с июля 2013 года новые лицензии выдаются только владельцам машин, окрашенных в желтый цвет или обклееных специальной желтой пленкой).

Ограничения по выдаче разрешений и требования по унификации таксопарка могут привести к ограничению конкуренции, считает собеседник РБК в крупной компании по перевозкам. Перевозчикам потребуется время на замену регистрационного знака и переоформление разрешения и, как следствие, возможно временное снижение числа работающих водителей, предупреждает он.

Новости от депутатов

На 25 апреля назначено согласительное совещание в правительстве по проекту поправок, на котором должны присутствовать представители Минтранса, Минэкономразвития, Минюста, правительства Москвы и тройки крупнейших онлайн-агрегаторов — «Яндекс.Такси», Gett, Uber, сообщил РБК собеседник в одном из крупных сервисов-агрегаторов такси. Изначально совещание должно было состояться 15 апреля (копия ​приглашения на заседание, подписанного директором департамента промышленности и инфраструктуры правительства России Алексеем Уваровым, есть в распоряжении РБК).

Один из авторов законопроекта «О такси», первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков в разговоре с РБК назвал проект Минтранса «сырым». «Он пока никуда не внесен, поэтому не вижу большого смысла комментировать эту бумагу», — заявил он РБК, выразив надежду, что к внесению правительственный проект «достаточно сильно изменится». «У нас [у комитета Госдумы] есть принципиальные разногласия с целым рядом норм, которые есть в этой бумаге», — говорит депутат. Лысаков считает, что необходимо разграничить ответственность перевозчиков и агрегаторов: «Каждый должен отвечать за себя — диспетчерская служба, через которую клиент заказывает такси, гарантирует, что перевозку будет осуществлять водитель с лицензией. А водитель, осуществляющий заказ, отвечает за безопасность и качество услуг. Было бы странно, если бы диспетчер отвечал в случае ДТП с участием таксиста», — рассуждает он. Лысаков предлагает ввести в законопроект определение «диспетчерская служба», то есть законодательно сформировать определение бизнеса онлайн-агрегаторов (депутат готовит свою версию поправок).

Представитель Минтранса ограничился комментарием, что будут рассмотрены все предложения и лишь потом правительство примет решение. Представители Gett, «Яндекс.Такси» и Uber отказались обсуждать проект.

Магазин исследований: аналитика по теме "Такси"