Россияне стали тратить вдвое больше на онлайн-покупки за рубежом
В первом квартале 2016 года объем покупок россиян в иностранных интернет-магазинах вырос на 106%, до 70 млрд руб. (по сравнению с первым кварталом прошлого года). Такую оценку 17 мая привела Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) в совместном докладе с «Почтой России» и аналитической компанией GfK. В абсолютном выражении число покупок увеличилось почти втрое, на 182%: в январе—марте количество «входящих международных отправлений с товарным вложением» достигло 48 млн штук, подсчитала АКИТ.
Объем покупок в российских интернет-магазинах в отчетный период вырос всего на 3%, говорится в исследовании. Денежную оценку авторы доклада не приводят.
Активность российских покупателей в иностранных интернет-магазинах резко возросла именно в 2016 году: по данным АКИТ, в 2015 году объем покупок россиян на иностранных онлайн-площадках увеличился всего на 5,1%, до 219,2 млрд руб. По итогам 2016-го ассоциация прогнозирует рост показателя на 37%, более чем до 300 млрд руб.
Бурный рост объема покупок за рубежом в первом квартале АКИТ объясняет низкой базой аналогичного периода 2015-го. Тогда трансграничная торговля замедлила темпы роста из-за обвала курса рубля в конце 2014 года. Цены в зарубежных магазинах взлетели, тогда как российские ретейлеры поднимали их более плавно за счет складских запасов, сформированных по старому курсу, объяснили авторы доклада.
В первом квартале 2016 года АКИТ зафиксировала падение среднего чека покупок россиян в иностранных интернет-магазинах: показатель опустился на 32%, до 1,4 тыс. руб. По мнению аналитиков ассоциации, эта динамика связана с увеличением доли мелких и дешевых товаров в общем объеме международных отправлений. Самые популярные группы товаров, которые россияне приобретали в 2015 году за рубежом, — техника и электроника (32,3%) и одежда (23,4%), приводит АКИТ данные J'son & Partners.
60% покупок в иностранных интернет-магазинах дешевле €22, уточняет ассоциация. Именно до такой суммы АКИТ предлагает снизить порог беспошлинной торговли в России. На сегодняшний день порог беспошлинного ввоза посылок из интернет-магазинов установлен на уровне €1 тыс. По словам президента АКИТ Алексея Федорова, это «ставит российский онлайн-ретейл в совершенно неконкурентоспособную позицию: рынок трансграничной торговли будет расти, средний и мелкий российский интернет-ретейл — умирать». Позицию АКИТ поддерживает ФТС: в апреле 2016 года таможенное ведомство направило в Минфин предложения о снижении порога беспошлинной торговли, сообщал руководитель ФТС Андрей Бельянинов. В пример он приводил Белоруссию, где порог установлен как раз на уровне €22.
Общий объем онлайн-продаж в России по итогам 2016 года вырастет на 15%, до 850 млрд руб., прогнозируют в АКИТ. Доля покупок, совершенных за рубежом, увеличится до 35 с 29% в 2015-м, когда онлайн-торговля оценивалась АКИТ в 760 млрд руб.
Защитники ретейла
В АКИТ входит ряд крупных российских ретейлеров, в том числе интернет-магазины Ozon, Lamodа, ретейлеры Media Markt, re:Store, «220 Вольт», «М.Видео», «Связной», «Спортмастер» и др. Ассоциация неоднократно выступала с инициативами по поддержке российских интернет-магазинов. В феврале 2016 года АКИТ предложила обязать зарубежные торговые интернет-площадки — AliExpress, JD, eBay и др. — платить налоги на территории России, в первую очередь НДС. Эта инициатива обсуждается в рамках рабочей группы по регулированию трансграничной торговли, которая была создана кремлевской администрацией для исполнения поручений президента по итогам форума «Интернет-экономика 2015».
Кроме АКИТ российский рынок электронной коммерции оценивает консалтинговое агентство Data Insight. По его прогнозам, в 2016 году только внутренний рынок онлайн-продаж в России вырастет на 20%, до 780 млрд руб., а количество онлайн-покупок — на 12%, до 180 млн. Data Insight уже в 2015 году оценила долю трансграничной торговли в 34% — правда, по числу заказов. В деньгах покупки в зарубежных магазинах, по данным аналитиков компании, в 2015 году занимают только 20% против 13% в 2014-м. Весь рынок онлайн-торговли в России, по оценкам Data Insight, в 2015 году оценивался в 806 млрд руб.
Российский рынок электронной коммерции еще не исчерпал резервы роста, уверен Алексей Федоров. «Пока онлайн-сегмент довольствуется скромной цифрой 4% от всего рынка отечественного ретейла. В то же время, например, в Великобритании интернет-продажи составляют 12% от общих продаж розницы. То есть российский интернет-рынок до сих пор пуст. На него еще не вышли со своими огромными бюджетами крупнейшие офлайновые игроки, такие как Х5, «Магнит», «Дикси», «Леруа Мерлен», — отметил он.