Наталья Касперская инвестировала в платежную систему HandyBank

ООО «Инфовотч групп», основным акционером которого является Наталья Касперская, приобрело 80% ООО «Хэндисолюшенс», управляющего платежной системой HandyBank, следует из данных СПАРК. Продавцом доли выступил Сергей Черноморов — председатель правления и акционер банка «Новый символ», который в ноябре 2017 года лишился лицензии Центробанка. Наталья Касперская подтвердила РБК факт сделки, но не раскрыла ее сумму. Связаться с Сергеем Черноморовым не удалось.
Что такое HandyBank
HandyBank — это межбанковская система для управления счетами и проведения платежей. Клиенты банков, с которыми у HandyBank заключены партнерские соглашения, могут установить одноименное мобильное приложение, привязать к нему карту своего банка или нескольких банков и оплачивать услуги ЖКХ, мобильную связь, покупки в онлайн-магазинах, делать денежные переводы. Партнерами системы HandyBank являются более 50 банков, среди них Златкомбанк, банк «Держава», Нэклис-банк и др. По данным СПАРК, за 2016 год выручка ООО «Хэндисолюшенс» снизилась на 59%, до 5,4 млн руб., а чистый убыток составил 453 тыс. руб. Расчетным центром платежной системы вплоть до отзыва лицензии был банк «Новый символ». Сейчас, по словам Натальи Касперской, основной расчетный центр — это банк «Открытие».
Основатель и генеральный директор платежной системы Pay-Me Владимир Канин полагает, что стоимость всей компании HandyBank составляет около $5 млн, а значит, покупка 80% компании могла обойтись Касперской примерно в $4 млн. «Установок мобильных приложений у HandyBank совсем немного, около 5–10 тыс. в Google Play и, вероятно, столько же в App Store. Однако компания раньше занималась разработкой мобильных приложений для банков как аутсорсер, у них неплохие технологии. Думаю, Касперская могла купить компанию из-за имеющихся у них технологий, наработок и команды, чтобы быстрее войти в банковский бизнес, не разрабатывать технологии с нуля», — считает Канин.
Опрошенные РБК эксперты дают невысокую оценку стоимости HandyBank. «В конце 2017 года после отзыва лицензии у банка «Новый символ» в системе HandyBank произошел сбой — она оказалась недоступна пользователям. Это могло значительно снизить сумму сделки», — говорит аналитик одного из крупных банков.