Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
За год с криптобирж вывели треть всех Ethereum Крипто, 13:46 Чайки, паруса и античность: как будет выглядеть станция метро «Крымская» Недвижимость, 13:45 Ширвиндт объявил об уходе с поста худрука Театра cатиры Общество, 13:44 Двукратная олимпийская чемпионка оценила результат сестер Авериных на ОИ Спорт, 13:42 Чем экодобровольцы помогают столице и как можно к ним присоединиться РБК и ДПиООС, 13:39 Евгения Медведева примет участие в «Ледниковом периоде» Спорт, 13:38 Как исправить самые частые ошибки менеджеров по продажам Pro, 13:36 МВД напомнило мигрантам о необходимости легализоваться до конца сентября Общество, 13:33 РФПИ сообщил о результатах «коктейля» вакцин AstraZeneca и «Спутник Лайт» Общество, 13:32 В России создали первый в мире беспилотник, принимающий экзамен на права Индустрия 4.0, 13:30 Талибы запретили мужчинам брить бороды Общество, 13:29 Reuters назвал страну помимо России, которой выгоден рост цен на газ в ЕС Экономика, 13:24 Кремль сообщил ответные меры на потенциальное расширение НАТО на Украину Политика, 13:23 В Кремле понадеялись на преемственность отношений после выборов в ФРГ Политика, 13:17
Депутаты взялись за «Яндекс» и Google ,  
0 

Минкомсвязи оценило ущерб от закона о новостных агрегаторах

В Минкомсвязи заявили, что ограничение работы новостных агрегаторов уменьшит аудиторию онлайн-СМИ на четверть. В министерстве считают, что требования законопроекта невыполнимы и приведут к тратам из бюджета
Работа редакции информационного ресурса
Работа редакции информационного ресурса (Фото: Артем Геодакян/ТАСС)

В Минкомсвязи оценили ущерб от законопроекта, приравнивающего новостные агрегаторы к СМИ. Если законопроект будет принят в текущем виде, аудитория онлайн-СМИ может уменьшиться по крайней мере на четверть, отмечается в отрицательном отзыве Минкомсвязи на законопроект за подписью замминистра Алексея Волина (РБК ознакомился с текстом).

Отзыв был направлен в Госдуму 15 марта, сообщил РБК Волин. По его словам, это формальность: Минкомсвязи раскритиковало проект сразу же после его внесения, однако депутаты разослали текст по профильным ведомствам для получения официальных отзывов. 

Поправки к закону «Об информации, информтехнологиях и о защите информации» были внесены в Госдуму 25 февраля депутатами от комитета по СМИ Алексеем Казаковым («Справедливая Россия») и Александром Ющенко (КПРФ). Авторы законопроекта хотели обязать агрегаторы проверять распространяемую информацию, следить за тем, чтобы среди материалов СМИ не появлялось экстремистских материалов, и по запросу Роскомнадзора предоставлять доступ к информации, также в законопроекте предлагался запрет на владение иностранцами более 20% агрегаторов. Для нарушителей были предусмотрены штрафы до нескольких миллионов рублей.

Законопроект в его нынешнем виде «может привести к существенному ограничению деятельн​ости и даже закрытию российских сервисов поиска и агрегации новостей», пишет Волин. Существенная часть трафика онлайн-СМИ приходится именно на новостные агрегаторы, соответственно, ограничение или закрытие таких сервисов приведет к падению аудитории и доходов интернет-СМИ. По его мнению, требования депутатов являются избыточными, так как новостные агрегаторы работают с информацией, ранее опубликованной в СМИ. Эта информация, в свою очередь, регулируется законом о СМИ. Кроме того, у новостных агрегаторов нет возможности проверять достоверность информации, так как у них нет редакции.​ Требования премодерации множества новостных материалов агрегаторами технически невыполнимы, заключает замминистра.

«Такие требования, по сути, аналогичны требованиям к владельцам киосков — проверять содержимое продаваемых газет и журналов — и к сотовым операторам — следить за тем, чтобы их абоненты при разговоре по мобильным телефонам не использовали ненормативную лексику», — говорится в отзыве. Кроме того, необходимость контроля над исполнением законопроекта ​приведет к увеличению нагрузки на Роскомнадзор (он, согласно замыслу депутатов, должен вести реестр агрегаторов по аналогии с реестром СМИ) и дополнительным тратам из бюджета.

Будь как СМИ: что думают о законопроекте власть и интернет-компании
Фотогалерея 
Авторы законопроекта

Facebook может попасть под действие законопроекта, если запустит свои новостные сервисы, которые пока тестируются, говорит один из авторов документа, депутат от КПРФ Александр Ющенко. Но в нынешнем виде соцсети, в частности Facebook и Twitter, предполагаемые нововведения не затронут. «Мы не хотим никого ограничивать, но все должно быть по закону», — объясняет коммунист.

«Яндекс» и Google — топовые компании, их оборот составляет миллиарды долларов. Поэтому для них не составит труда зарегистрировать отдельное юрлицо для работы в России и создать там редакцию, которая будет модерировать новости», — считает Ющенко. По его словам, «правительство занимает либеральную позицию, а работу агрегаторов нужно привести к морально-этическим нормам».

При разработке документа депутаты не консультировались с Минкомсвязи, утверждают Ющенко и его соавтор по законопроекту Алексей Казаков из «Справедливой России». По их словам, комитет готов обсуждать или дорабатывать документ в будущем

«Полагаем, что в условиях существования экономических трудностей необходимо фокусировать усилия законодателей на предложениях, сокращающих количество контрольных функций и стимулирующих деятельность реальных производителей, — говорится в отзыве Минкомсвязи. — В этой связи полагаем, что подобные законодательные инициативы должны проходить предварительную экспертизу с привлечением представителей отрасли».

Председатель думского комитета по СМИ Леонид Левин говорил ранее, что идея регулирования подобных способов массового распространения информации «заслуживает одобрения». Советник президента по проблемам интернета Герман Клименко усомнился в необходимости такого законопроекта, а в Кремле заявили, что идею надо проработать.

Законопроект раскритиковали многие участники отрасли. В компании «Яндекс», владеющей крупнейшим российским агрегатором «Яндекс.Новости», заявили, что требования проекта невыполнимы и приведут к закрытию новостного сервиса. Ежедневно новостной сервис компании индексирует более 100 тыс. новостных сообщений почти от 7 тыс. источников. Его средняя месячная аудитория в январе 2016 года составила 23,3 млн человек.

Российские издания действительно сильно зависят от трафика из новостных агрегаторов. Так, по данным LiveInternet, сайт ria.ru получил от «Яндекс.Новости» в феврале 2016 года 33,6% посетителей, lenta.ru — 13,5%, kommersant.ru — 36%, rbc.ru — 18,7%.

Магазин исследований Аналитика по теме "Связь"