Перейти к основному контенту
Технологии и медиа ,  
0 

Ловля покемонов: кто и как зарабатывает на дополненной реальности

Игра Pokemon Go с дополненной реальностью за пять часов стала самым популярным мобильным приложением. IT-корпорации уже несколько лет пытаются заработать на дополненной реальности, в России технология пока развита слабо
Фото: Reuters/Pixstream
Фото: Reuters/Pixstream

Охота за покемонами

Американская компания-разработчик игр дополненной реальности Niantic, в октябре 2015 года отделившаяся от Google (корпорация остается акционером), представила Pokemon Go вечером 6 июля. Игра создана совместно с ​владельцем одноименной франшизы The Pokemon Company. После релиза стоимость бумаг акционера обеих компаний, японского производителя видеоигр Nintendo, показала рекордный за свою историю рост — на 70%: с 6 по 14 июля капитализация на токийской бирже выросла до $33,9 млрд (по состоянию на 19:00 мск 14 июля).

Игра официально была запущена в трех странах — США, Австралии и Новой Зеландии. Уже через пять часов после выхода Pokemon Go возглавила топ приложений в магазинах App Store и Google Play в этих странах до сих пор сохраняет первую позицию — как по числу установок, так и по скорости роста доходов, следует из данных AppAnnie. В США новинка стала самой массовой мобильной игрой за всю историю, преодолев отметку 21 млн активных пользователей в день, приводит данные портал SurveyMonkey. Экспансию в Европу Pokemon Go начала с Германии — жителям этой страны игра стала доступна 13 июля. В четверг, 14 июля, ловить покемонов официально могут и жители Великобритании. Судя по сайту компании, в ближайшее время игра появится и в ряде других стран Европы, включая Россию, и Латинской Америки.

Цель игры — поймать как можно больше покемонов. Игроки Pokemon Go должны передвигаться по улицам с телефоном или планшетом в руке. На карте обозначаются локации покемонов: когда игрок находит подобное место, он включает камеру, видит на экране покемона и ловит его. Сделать это можно, запустив в существо так называемый покебол (механика, как в игре Angry Birds). Pokemon Go использует так называемую дополненную реальность (augmented reality; AR): технология позволяет игрокам видеть на экране гаджета нарисованных персонажей на фоне реального пространства — на улице, в помещении, в транспорте.

За неделю число скачиваний ​Pokemon Go на операционной системе Android превысило 10 млн. App Store не раскрывает статистику. Создатели игры зарабатывают около $1,6 млн в день только на пользователях iOS, сообщал портал TechCrunch со ссылкой на данные аналитической компании SensorTower. Само приложение Pokemon Go бесплатное, но в нем есть платные функции: например, игроки могут приобрести виртуальные приспособления для более быстрого поиска или приманки покемонов или те же «покеболы». За 20 «покеболов», к примеру, придется заплатить $0,9.

По данным аналитиков SuperData, за первые четыре дня пользователи потратили в игре $14 млн. Для сравнения: объем всего мирового рынка мобильных игр в 2016 году составит $35 млрд, а средний доход на одну игру — до $40 тыс. в год, подсчитали эксперты компании Deloitte. Только 200 разработчиков мобильных игр смогут преодолеть планку в $1 млн годовой выручки, прогнозируют специалисты Deloitte.

Кроме встроенных покупок создатели Pokemon Go могут начать монетизировать игру за счет рекламы, сообщил в интервью Financial Times глава Niantic Джон Ханке. В частности, компания готова договариваться с партнерами о «размещении» покемонов: такое сотрудничество выгодно организациям, которые захотят привлечь в свои заведения больше посетителей. Пока конкретных договоренностей нет, указывает FT.

Pokemon Go не первая игра с дополненной реальностью от Niantic. В 2012 году разработчик выпустил игру Ingress, которая была гораздо менее популярна: за три года ее скачали около 14 млн раз. За это время игра принесла разработчикам только $1,1 млн, оценивал SuperData.

Ловля покемонов: кто и как зарабатывает на дополненной реальности

На дополненной реальности пытаются зарабатывать не только игровые компании: уже несколько лет эта технология применяется в самых разных областях.

Технология с историей

Объем всего рынка AR в 2016-м составит не более $1 млрд, а уже к 2020 году достигнет $90 млрд, оценивала компания Digi Capital. Большую часть этих денег получают производители и продавцы оборудования. Продажи только программного обеспечения для дополненной реальности к 2025 году составят $9 млрд, ожидает Goldman Sachs. Производить устройства дополненной реальности гораздо сложнее, чем гаджеты виртуальной реальности, которые пока более распространены. «Сделать их правильно важнее, чем сделать их быстро», — объяснял вице-президент исследовательской компании IDC Том​ Майнелли. Пока компании будут экспериментировать с AR на тех устройствах, которые уже есть на руках у пользователей, — смартфонах и планшетах, полагает эксперт.

«Дополненная реальность на долгие годы изменит то, как мы взаимодействуем с технологиями и как мы работаем», — отмечал Майнелли в апреле 2016 года. Технология AR дополняет окружающую пользователя действительность, а не заменяет ее в отличие от виртуальной реальности. Нынешняя волна развития дополненной реальности отличается от прежних всплесков тем, что технология становится массовой благодаря распространению гаджетов, в первую очередь смартфонов, говорит директор Центра мобильных технологий фонда «Сколково» Василий Рыжонков.

В 2015 году две крупные корпорации, Apple и производитель софта PTC, инвестировали в дополненную реальность. Apple купила компанию Metaio (сумма сделки не раскрывалась), а PTC — компанию Vuforia за $65 млн. Оба стартапа занимаются разработкой универсальных платформ, «конструкторов», для создания приложений с дополненной реальностью. С помощью программного обеспечения Metaio, например, был сделан каталог и мобильное приложение IKEA 2013 года: пользователи могли посмотреть, как будет выглядеть мебель в их квартирах, писал портал Advertising Age. По данным самой компании, ее приложение скачали 8,5 млн раз, а число просмотров онлайн-каталога составило 42 млн.

Топ-7 самых популярных мобильных игр пятилетки
Фотогалерея 
Candy Crush Saga

Candy Crush Saga, выпущенная в 2012 году, — самая популярная мобильная игра в мире, следует из рейтинга App Annie за пять лет. В первый год существования игру скачали более 500 млн раз — на устройства на операционных системах iOS и Android и в социальной сети Facebook. В 2013 году пользователи потратили на покупки внутри игры свыше $1 млрд, писала The Guardian. 

Разработчики описывают игру как «захватывающее путешествие по конфетному королевству»: это пазл, игрок должен передвигать расположенные на поле конфеты так, чтобы собрать из них геометрические фигуры. После этого собранные конфеты уничтожаются и заменяются новыми, а пользователь переходит на новые уровни сложности. В ноябре 2015 года разработчика игры, компанию King Digital Entertainment, за $5,9 млрд купил производитель видеоигр Activision Blizzard.

Однако Pokemon Go в США потеснила игру Candy Crush Saga менее чем за неделю: ловлей покемонов, по оценке SurveyMonkey, увлечены около 21 млн американцев, а число активных пользователей Candy Crush Saga составляет 20 млн.

Изначально Metaio была внутренним проектом автопроизводителя Volkswagen, а в 2003 году стала отдельной компанией. Именно тяжелая промышленность — одна из самых перспективных сфер применения технологии дополненной реальности, хотя здесь в основном применяются носимые устройства — шлемы и очки, говорит Рыжонков. По его словам, AR-разработками для промышленности занимается, например, американский стартап Daqri. Компания уже привлекла $130 млн инвестиций, писал Forbes. Daqri производит «умные шлемы» для промышленных предприятий и разрабатывает для них софт: на дисплеях отображается информация, например, о процессе производства. Среди клиентов стартапа — промышленные гиганты Siemens, Emerson и Vinci.

Зарабатывать на продаже устройств дополненной реальности бизнесу собирается и IT-корпорация Microsoft: поставки ее очков HoloLens компаниям и разработчикам начались в марте 2016 года, стоимость устройства — $3 тыс. Никаких данных по объему производства или поставок компания не раскрывает.

Дополненной и виртуальной реальностью активно интересуется крупнейшая в мире социальная сеть Facebook. Так, в 2014 году компания за $2 млрд купила производителя шлемов виртуальной реальности Oculus. А весной 2016-го приобрела приложение белорусских разработчиков MSQRD, которое использует технологию дополненной реальности — позволяет пользователям примерять на себя «маски» с чертами известных персон и делать в них фотографии и видеоролики. Сумма сделки официально не раскрывалась, но источник РБК, знакомый с условиями сделки, называл сумму около $80 млн, другой собеседник слышал о сумме в $60–100 млн. За полгода до этого MSQRD привлек более $1 млн инвестиций от предпринимателя Юрия Гурского. За первые четыре месяца существования приложение скачали 16 млн раз, ежедневно его использует более 3 млн человек, рассказывал гендиректор MSQRD Евгений Невгень в интервью Lenta.ru.

Покупку белорусского приложения западные СМИ интерпретировали как очередной шаг Facebook в борьбе за аудиторию с соцсетью Snapchat. В Snapchat тоже есть функции дополненной реальности для создания фотографий, основанные на технологии украинского стартапа Looksery (был приобретен Snapchat в 2015 году за $150 млн). В 2013 году Марк Цукерберг не смог купить Snapchat за $3 млрд, теперь инвесторы оценивают сервис в $16 млрд при выручке $59 млн.

Российский AR

В России около 60 компаний занимаются разработкой приложений дополненной реальности, следует из презентации Ассоциации дополненной и виртуальной реальности о рынке AR и VR в 2015 году. Существующие компании делают в основном образовательные и презентационные проекты, говорит руководитель студии ARProduction Александр Астров. Реклама, выставки и музеи — главные направления применения дополненной реальности в России, подтверждает сооснователь компании PlayDisplay Андрей Судариков.​

Как следует из презентации профильной ассоциации, реклама и выставки занимают около 50% российского рынка по числу реализованных проектов, еще 30% приходится на игры, 14% — на образование, 3% — на печатную продукцию. Это подтверждает директор по маркетингу EligoVision Валерия Холодкова: «Российский рынок AR — это преимущественно маркетинг (выставки), мобильная реклама, полиграфия и, конечно же, игры».

Уже есть компании, которые заказывают AR-проекты для маркетинговых целей. Например, студия PlayDisplay визуализировала процесс добычи газа для «дочки» «Газпрома»: интерактивная модель газодобывающей установки появляется на экране смартфона или планшета при наведении камеры на логотип компании на бумажном календаре. Подобные проекты визуализации компания делала для «Росатома» и «Транснефти». ​

ARProduction называет своим крупнейшим реализованным проектом интерактивный детский музей о профессиях в Астане, все экспонаты которого — объекты виртуальной и дополненной реальности. А российская EligoVision работает по модели Metaio и Vuforia, говорит Рыжонков из фонда «Сколково». Компания разработала «универсальный конструктор для создания AR-проектов»: он позволяет «без каких-либо навыков программирования за пять—десять минут создать AR-проект», рассказала Холодкова. По ее словам, за годовую лицензию на эту программу компания берет от 16 тыс. до 38 тыс. руб.

Дополненной реальностью интересуются и в государственных ведомствах. Например, Минобороны в 2015 году заказало компании PWRG AR-презентацию здания национального центра управления обороной. А ARProduction разработал для правительства Москвы приложение «Узнай Москву», с помощью которого жителям города предлагается «сделать селфи с историческими личностями», среди которых Иван Грозный, Виктор Цой и Владимир Путин. Стоимость этих проектов не раскрывается.

Разработка одного AR-проекта в России обходится заказчику в среднем в 1–3 млн руб., говорит Рыжонков. Разброс цен в целом по рынку шире: один проект может стоить как 50 тыс., так и 10 млн руб., это зависит от размера компании-разработчика, говорится в презентации профильной ассоциации. «Цены на российском рынке плюс-минус одинаковые среди профессиональных игроков. Есть, как и везде, молодые команды, которые пытаются демпинговать рынок, но это делать без потери качества нереально», — считает Александр Крупницкий, директор по развитию компании PWRG. Заказчику один проект от Play Display обойдется в сумму от $10 тыс. до $100 тыс. (около 640 тыс. — 6,4 млн руб.), от EligoVision — от 300 тыс. до 6 млн руб., от ARProduction — от 300 тыс. руб., а PWRG в среднем получает 3,5 млн руб. за один проект, рассказали представители компаний.

Общий объем российского рынка AR посчитать сложно, потому что стоимость проектов обычно не раскрывается из-за договоров о неразглашении, говорит директор по развитию бизнеса VRARlab Владислав Казаков. Вероятно, рынок «близок к 700 млн руб. в год», говорит Астров из ARProduction. Он уточняет, что оценка «условная» и базируется на его представлении о том, сколько крупных и средних проектов сейчас делается в России.

В целом российский AR-рынок слабо развит, презентации возможностей технологии даже в крупных компаниях до сих пор вызывают удивление, рассказывает Крупницкий. «Один директор крупной строительной компании даже бил себя по голове и радостно, как школьник, подпрыгивал», — вспоминает он.

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Связь"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 26 апреля
EUR ЦБ: 98,71 (-0,2)
Инвестиции, 25 апр, 16:51
Курс доллара на 26 апреля
USD ЦБ: 92,13 (-0,37)
Инвестиции, 25 апр, 16:51
Россия вернула тела 36 погибших военных Политика, 15:51
Юань в портфеле: зачем инвестору инструменты в китайской валюте Инвестиции, 15:46
Венесуэла продолжила диалог с Гайаной о спорном регионе Политика, 15:40
Украина сообщила, что вернула 140 тел военнослужащих Политика, 15:38
Мирра Андреева побила рекорд по победам на турнирах WTA-1000 до 17-летия Спорт, 15:35
Набиуллина не исключила возврат к росту ключевой ставки Финансы, 15:30
Алаев не увидел оснований для наказания игрока «Рубина» за шутку Спорт, 15:27
Онлайн-курс Digiital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Путин назвал 9 Мая священным праздником для России Политика, 15:27
В музей «Гараж» в Москве пришли силовики Общество, 15:24
Эминем анонсировал новый альбом The Death of Slim Shady. Когда он выйдет Life, 15:23
Адвокат журналиста Мингазова назвал дату суда по мере пресечения Общество, 15:23
Курс евро упал ниже ₽98 впервые с 6 марта Инвестиции, 15:22
Вторая ракетка России сенсационно проиграла во втором круге в Мадриде Спорт, 15:21
ФАС призвала авиакомпании скорректировать цены на билеты Бизнес, 15:17