Сколько в Москве легальных таксистов
По расчетам департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, оптимальное количество такси в Москве — 50–55 тыс. машин. На сегодняшний день столичные власти выдали примерно 60 тыс. разрешений, но ограничивать выдачу лицензий пока не планируют. Есть нечестные таксисты, которые получают разрешение, а на следующий день аннулируют его, чтобы не платить налоги. Таких, по оценкам департамента транспорта, около 8 тыс. водителей.
Затянувшиеся переговоры
По планам московского правительства, соглашение с Uber должно было быть подписано еще до конца 2015 года, но представители интернет-агрегатора попросили отсрочку сначала до конца января, а затем еще на 10 дней. Представитель Uber Евгения Шипова объясняла РБК, что переговоры затянулись в связи со сложными процедурами внутреннего согласования подобного рода документов в компании — они должны утверждаться руководством в Сан-Франциско. В начале февраля Ликсутов заявил, что у Uber есть на подписание соглашения месяц.
Источник РБК, близкий к одной из сторон и знакомый с ходом переговоров, утверждает, что детали соглашения обсуждались в компании и московском правительстве на самом высоком уровне: в 2015 году с мэром Москвы Сергеем Собяниным встречались приезжавшие в Россию топ-менеджеры компании, в том числе Фрейзер Робинсон, директор по развитию бизнеса в Европе. По словам собеседника РБК, причиной затянувшихся переговоров были требования самого Uber: компания требовала от правительства выполнения ряда условий, например предоставить ей доступ к базе данных МВД, чтобы проверять водителей на наличие судимости. «Но это компетенция МВД, департамент транспорта этому никак не мог поспособствовать. Uber занимает лишь 8–10% московского рынка, при том что с двумя более крупными игроками мы уже давно обо всем договорились», — сетовал собеседник РБК.
Желтая проблема
Работа Uber с нелегальными водителями — проблема, которая вызывает претензии регуляторов по всему миру. Судебными решениями в Италии, Голландии, Бельгии, Испании, Франции и Германии запрещена деятельность UberPop — сервиса, который работает исключительно с частными водителями, а не лицензированными таксистами.
В России лицензия на пассажирские таксомоторные перевозки бесплатна, а ее оформление в столице, например, не превышает 10 рабочих дней и может быть осуществлено дистанционно через портал госуслуг. Но в Москве у Uber может возникнуть другая проблема — обязательный цвет кузова автомобиля, который, согласно поправкам в московский закон «О легковом такси», действующим с 1 июля 2013 года, должен быть желтого цвета. С июля 2018 года все московские такси должны быть обклеены желтой пленкой. Это противоречит концепции Uber, который позиционирует свой сервис как «частный автомобиль с водителем для каждого», и может стать препятствием в развитии компании на российском рынке, рассказывал РБК источник, близкий к менеджменту компании.
Впрочем, пока Uber и другие сервисы, для которых принципиален «натуральный» цвет автомобиля, могут воспользоваться соглашением между Москвой и Московской областью, которое разрешает таксистам с лицензиями, полученными в области, выполнять пассажирские перевозки по Москве. В области требование о желтом кузове автомобиля не действует.
Так, в феврале 2016 года в Подмосковье выданы 3878 лицензий на таксомоторные перевозки, в 3,3 раза больше, чем в феврале 2014-го, следует из данных, предоставленных РБК пресс-службой Минтранса Московской области. В общей сложности с начала года в области выдано 6,6 тыс. разрешений, а за весь 2015-й - более 30 тыс., причем всплеск пришелся на декабрь, когда число новых лицензий превысило 5 тыс.
У конкурентов Uber — (популярных на московском рынке сервисов агрегаторов такси) «Яндекс.Такси» и Gett (ООО «ГетТакси Рус») — подобных разногласий со столичными влаcтями не было. «Яндекс» подписал соглашение еще осенью 2014 года, оно касается не только работы сервиса такси, но и обмена открытыми данными в сфере транспорта, поясняла РБК представитель «Яндекс.Такси» Элина Ставиская. Gett подписал соглашение с департаментом транспорта в январе 2016 года, рассказывала РБК представитель компании Алена Балакирева. Представители обоих сервисов утверждают, что их компании начали работать исключительно с лицензированными таксистами «задолго до подписания документа».
Uber является не только крупнейшим сервисом-агрегатором такси, но и самым дорогим стартапом в мире. В декабре 2015 года инвесторы оценили компанию в $62,5 млрд. Среди инвесторов Uber есть в том числе и российские: владелец группы «Сумма» Зиявудин Магомедов, компания USM Holdings Алишера Усманова, а также Михаил Фридман, который через принадлежащий ему и партнерам инвестиционный фонд LetterOne вложил в сервис $200 млн. На сегодняшний день Uber работает в 400 городах мира в 68 странах. В России сервис доступен в восьми городах (в феврале он запустился в Краснодаре), однако вице-президент Uber Райан Грэйвс в интервью РБК говорил, что до конца 2016 года Uber будет присутствовать в 17 российских городах.
Авторы
Алена Сухаревская, Иван Голунов