Перейти к основному контенту
Эксклюзивы РБК ,  
0 
Эксклюзив

Автомобильный союз заявил о «несправедливости» дорожных камер

Автомобильный союз просит заменить устаревшие камеры фиксации нарушений ПДД, чтобы выполнить план Минфина по увеличению собираемости штрафов с россиян. Старые камеры «не видят» многие нарушения, но современные в 3–4 раза дороже
Фото: Сергей Булкин / NEWS.ru / РБК
Фото: Сергей Булкин / NEWS.ru / РБК

В России необходимо провести модернизацию действующего парка камер фиксации нарушений правил дорожного движения (ПДД). Это следует из письма Национального автомобильного союза (НАС) в адрес председателя правительства Михаила Мишустина (копия есть у РБК, ее подлинность подтвердил представитель союза). Источник РБК, близкий к аппарату правительства, подтвердил, что такое письмо поступило 5 июня.

НАС указывает, что около 30% действующих на российских дорогах комплексов фотовидеофиксации относятся к устаревшим и неэффективным типам устройств. Половина этого количества эксплуатируется от пяти до семи лет, а другая половина — более семи лет. Как пояснил РБК вице-президент НАС Антон Шапарин, старые камеры не фиксируют, пристегнут ли человек, использует ли он телефон за рулем, проход пешехода в неположенном месте и др. Фиксируются, по его словам, в основном превышение скорости и нарушение разметки на дорогах.

Кроме того, зачастую камеры фиксируют нарушения одних водителей, но не замечают тех же нарушений у других, что у первых вызывает недовольство, указал Шапарин. «Из-за частых пропусков транспортных средств и низкого качества доказательной базы нарушители ПДД остаются безнаказанными, в то время как аварийность растет», — отметил он.

Штрафы за нарушение ПДД вырастут в 2025 году. Инфографика
Общество

Еще одна проблема: устаревшие камеры не позволят выполнить план Минфина по увеличению сбора штрафов с водителей за нарушение ПДД в восемь раз — с 6,4 млрд до 52,8 млрд руб., указано в письме НАС. С 1 января изменились размеры штрафов за превышение скорости: теперь они составляют от 750 руб. до 7,5 тыс. руб. вместо прежних 500 руб. — 5 тыс. руб. Также была изменена система льготной оплаты штрафов: скидка уменьшена с 50 до 25%, но срок ее действия увеличен с 20 до 30 дней.

В связи с этим НАС просит правительство:

  • провести полный аудит всех комплексов фотовидеофиксации на федеральном уровне, чтобы узнать, сколько из них старше шести лет;
  • запретить заключение новых контрактов на использование оборудования фотовидеофиксации старше шести лет;
  • стимулировать региональные транспортные власти списывать старые комплексы фотовидеофиксации, которые не используются и на которые нет действующих контрактов;
  • обязать списывать старые комплексы, выявленные в ходе аудита, после окончания действующих контрактов, а новые контракты на аренду (или поставку) заключать только на современное оборудование, которое по стоимости эксплуатации сопоставимо с устаревшими комплексами, или использовать концессионные модели, которые не требуют вложений из региональных бюджетов.

РБК направил запрос в МВД.

Как штрафуют водителей

По данным информсистемы «Аршин», которая содержит информацию о средствах измерений и результатах их поверок, самый старый парк камер фотовидеофиксации — в Краснодарском крае: из 2,2 тыс. комплексов фотовидеофиксации 920 имеют возраст пять-шесть лет, 815 — более семи лет. В Московской области из 1,8 тыс. комплексов 1,2 тыс. старше семи лет, в Ленинградской — из 1 тыс. комплексов 144 имеют возраст пять-шесть лет, 250 — семь лет и старше, в Республике Башкортостан из 1,7 тыс. камер у 724 возраст пять-шесть лет, в Республике Татарстан из 804 комплексов у 202 возраст пять-шесть лет, 243 старше семи лет.

Как отмечает НАС в своем письме, 93% постановлений о нарушениях ПДД оформляются автоматически с помощью комплексов фотовидеофиксации. По данным Госавтоинспекции, общая сумма штрафов за нарушения ПДД в 2024 году превысила 176 млрд руб. по 255 млн административных дел. Лидеры по количеству вынесенных постановлений — Москва, Московская область, Татарстан и Санкт-Петербург.

Власти предложили перераспределить средства от штрафов за нарушение ПДД
Экономика
Фото:Максим Константинов / Global Look Press

В России установлено более 30 тыс. дорожных камер, многие из которых эксплуатируются более семи лет, что является предельным сроком службы для систем фотовидеофиксации, рассказал РБК гендиректор Ivideon Заур Абуталимов. По его словам, задачи, под которые они проектировались, были ограничены фиксацией скорости, пересечением стоп-линии и проездом на красный свет. «Сегодня стандарты и ожидания от дорожных камер переориентировались в более сложные сценарии. Многие камеры из текущего парка не рассчитаны на непрерывную обработку видеопотока в реальном времени и не способны работать с современными алгоритмами анализа поведения транспорта. Поэтому просто «перепрошить» их нельзя — нужна замена всего оборудования, включая вычислительные блоки», — указал Абуталимов.

По словам доктора технических наук, профессора кафедры «Автомобили» Московского автомобильно-дорожного технического университета Виталия Гаевского, больше половины установленных в России камер находятся в местах, где они не нужны. «Камеры видеофиксации превратились в цербера, собирающего дань в бюджет, и никак не влияют на безопасность движения», — категоричен Гаевский. По его словам, более 30% штрафов, выписанных по результатам фиксации нарушений, неправомочны: камера неправильно видит человека (например, на темном фоне не замечает ремень безопасности) и выписывает штрафы.

В чем сложность замены камер

Подавляющее большинство комплексов фиксации нарушений ПДД в России находится в госсобственности — у регионов и балансодержателей дорог, говорит исполнительный директор Ассоциации производителей и операторов систем распознавания и фотовидеофиксации «ОКО» Эльдар Тузмухаметов. Основная проблема, по его словам, в отсутствии на нормативном уровне регламента по списанию старых, но при этом исправных комплексов фотовидеофиксации. «Перепрошивка» старых камер не решит проблему, поскольку дело именно в аппаратной базе комплекса, например в разрешении и светочувствительности матрицы видеодатчика, мощности вычислительного модуля, указал эксперт. По его словам, обновлять комплексы целесообразно не реже чем каждые пять лет, поскольку за такой период технологии значительно продвигаются вперед и появляются фактически новые поколения приборов.

Около 100 депутатов оспорили конституционность повышения штрафов ПДД
Общество
Фото:Андрей Любимов / РБК

Современные комплексы фотовидеофиксации могут фиксировать одновременно большее количество полос движения и работать в двух направлениях, а также различать более 60 различных составов нарушений ПДД, в то время как самые старые — 10–15, уточнил Тузмухаметов. Также современные комплексы отличаются более низкой погрешностью измерений и малым процентом ошибок. Современные камеры используют, например, радарные и лазерные системы, инфракрасные датчики, системы распознавания, рассказал РБК эксперт Национальной технологической инициативы (НТИ) «Автонет» Игорь Мишин. Вскоре, по его словам, такие камеры начнут автоматически определять наличие или отсутствие полиса страхования.

По словам Заура Абуталимова, в России есть компании, которые делают современные комплексы фотовидеофиксации. Например, «Ольвия» с линейкой СКАТ и КРЕЧЕТ, технологии распознавания производит «АвтоУраган», компания ВК ИТС делает систему «Фактор», «Технологии безопасности дорожного движения» (ТБДД) создали систему «Азимут», а СИМИКОН известен своим комплексом для измерения скорости КОРДОН. Современные камеры не ставятся в России массово из-за их высокой стоимости и зарубежного «железа» в составе, в частности видеокарты Nvidia, пояснил Абуталимов. «Отсюда и высокая цена, и осторожность регионов, которые просто не могут масштабировать такие системы, как бы им ни хотелось», — указал эксперт. По его словам, устаревшие модели, которые фиксируют скорость и проезд на красный, стоят 600–900 тыс. руб., а современные, с видеоаналитикой, обойдутся в 2–5 млн руб. без учета установки и сервисов. В начале 2022 года США ввели против России санкции на высокотехнологичный экспорт (относятся в том числе к продукции Nvidia).

Для фиксации нарушений современные камеры используют искусственный интеллект, но старые камеры не способны его поддерживать, подтверждает PR-директор «АвтоУраган» Сергей Кусков. По его данным, на сегодняшний день около 70% камер фиксируют только превышение скорости. Кусков уточнил, что проблема модернизации оборудования особенно актуальна для регионов с ограниченным бюджетом. В некоторых случаях камеры устанавливались в рамках целевых программ, таких как «Безопасный город», но финансирование на их обновление часто отсутствует.

Читайте РБК в Telegram.

СберПро Главное

Стальные нервы. Как трансформируется экспорт металлов

СберПро Главное

Страна технологий и возможностей. Что нужно знать бизнесу об экономике Китая

СберПро Интересное

Код в безопасности. Почему компаниям стал нужен кибериммунитет

СберПро Недвижимость

Аналитика, сервис, персональные туры. AI для маркетинга и продаж в недвижимости

СберПро Интересное

От подбора персонала до кадрового прогнозирования. Как HR-отделы могут использовать AI в 2025 году

СберПро Транспорт

Тренды развития логистики России в 2025 году

СберПро Туризм

Тренды велнес-туризма в 2025 году. Как развивается индустрия оздоровительных путешествий

СберПро Интересное

Две работы не предел. Как параллельная занятость меняет рынок труда

СберПро Интересное

Барометр отрасли. Строительство и недвижимость: тренды 2025 года

СберПро Транспорт

Экзамен для автобуса. Пассажиры ждут комфорта — цифровые технологии помогают в этом

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 25 июня
EUR ЦБ: 91,74 (+1,9)
Инвестиции, 19:09
Курс доллара на 25 июня
USD ЦБ: 78,39 (+0,1)
Инвестиции, 19:09
7 шагов против выпадения волос РБК и Пантовигар, 23:05
Власти нескольких регионов России сообщили о сбитых беспилотниках Политика, 22:55
СК показал кадры с бросившим ребенка на пол в Шереметьево мужчиной Общество, 22:47
Бросившему ребенка на пол в Шереметьево предъявили обвинение в покушении Общество, 22:36
Глава NVIDIA Дженсен Хуанг приступил к продаже акций на сумму до $865 млн Инвестиции, 22:19
ЛДПР проголосует за исключение из партии главы комитета Госдумы по труду Политика, 22:13
«Лион» понизили во второй дивизион чемпионата Франции Спорт, 22:12
Развиваем эмоциональный интеллект
На интенсиве об EQ
Подробнее
Пять стратегий инвестора в недвижимость: как устроены и какую выбрать РБК и ПИК, 22:12
Путин поручил изучить предложения бизнеса о возврате иностранных компаний Бизнес, 22:05
Путин поручил разработать налоговые льготы для инвесторов при IPO и SPO Инвестиции, 22:03
Путин и Лукашенко провели телефонный разговор Политика, 22:02
Армия Израиля заявила, что военная кампания против Ирана не завершена Политика, 21:36
Призеры чемпионата России в танцах на льду перешли в группу Жулина Спорт, 21:35
Поселиться насовсем: как выглядит премиальный жилой квартал от Pioneer РБК и Pioneer, 21:33