Глобальная сделка Viasat и Inmarsat оказалась несогласованной в России
Это может повлиять на возможность компаний оказывать услуги по всему мируСделка американской спутниковой корпорации Viasat по покупке европейской Inmarsat может оказаться вне российского правового поля. Viasat должна была получить разрешение на сделку во всех странах, где у Inmarsat есть бизнес, в том числе в России, но с последним возникли сложности, рассказал РБК источник, знакомый с ходом подготовки сделки в России. По его словам, Федеральная антимонопольная служба, куда Viasat направляла ходатайство о приобретении актива еще в начале 2022-го, уведомила компанию о необходимости получения одобрения от правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями. Но в отведенные для этого три месяца заявки так и не поступило.
«Согласно процедуре данная сделка подпадает под рассмотрение правительственной комиссии, но компании не подавали заявки, — рассказал РБК еще один источник, близкий к правкомиссии. — Поэтому на данный момент нет решения — ни одобрения, ни отказа». РБК направил запрос в правительство.
Чем занимается Inmarsat
Inmarsat — британская компания спутниковой связи, основанная в 1979 году, первоначально как межгосударственная организация, в которую ранее среди прочих входил СССР через Всесоюзное объединение «Морсвязьспутник» (позже было преобразовано во ФГУП «Морсвязьспутник»). В 1999 году Inmarsat была преобразована в акционерную компанию. Сейчас ее группировка включает 14 спутников, с помощью которых оказываются услуги телефонной связи, передачи данных, передачи сигналов для Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ), сигналов европейской службы широкозонной системы навигационного дополнения EGNOS (European Geostationary Navigation Overlay Service) и аналогичной американской системы WAAS (Wide Area Augmentation System). Компания также обслуживает авиакомпании, операторов судоходного флота, военных и агентства по оказанию помощи, а также горнодобывающие, логистические, сельскохозяйственные и другой бизнес.
В России Inmarsat присутствует через местного партнера — «Морсвязьспутник», который владеет необходимыми лицензиями и частотами для оказания услуг. Кроме того, в начале 2014 года компания зарегистрировала «дочку» — ООО «Исат Глобал Экспресс», рассчитывая через нее оказывать коммерческие услуги широкополосного доступа в интернет в спутниковом Kа-диапазоне (его, например, также использует оператор Starlink Илона Маска).
Осенью 2021 года Viasat, которая оказывает услуги высокоскоростного доступа в интернет для коммерческих и военных клиентов, объявила о намерении купить Inmarsat, а в конце мая этого года — о закрытии сделки. Акционеры Inmarsat получили в общей сложности $551 млн наличными и около 46,36 млн обыкновенных акций объединенной компании c оговоркой, что ни один из акционеров не получил 10% или более. Ранее, в апреле 2022 года, Inmarsat также выплатила акционерам специальные дивиденды в размере $299 млн, то есть в целом они получили $850 млн. При этом в сообщении Viasat отмечалось, что сделку одобрили регуляторы США, Великобритании и ЕС.
По словам собеседника РБК, знакомого с ходом подготовки сделки в России, Inmarsat заверила ФАС, что после приобретения Viasat Inmarsat намерена продолжать на российском рынке оказывать услуги для ГМССБ, являющейся обязательной в соответствии с Конвенцией Международной морской организации. Однако Viasat и Inmarsat решили ликвидировать «Исат Глобал Экспресс», а такой вопрос необходимо выносить на рассмотрение правкомиссии.
Какие могут быть последствия
Похожие проблемы со сделкой, по словам источника РБК, возникли и в ряде других стран, в частности в Китае. «Для Inmarsat, как компании, взявшей на себя обязательства по поддержке системы при бедствиях, важно глобальное присутствие, — указал собеседник. — Среди других негативных последствий такого правового вакуума, в котором, возможно, окажется компания, — вероятные проблемы с обслуживанием своих абонентов, когда те находятся на территории России, а также потенциальные сложности в будущем при получении лицензий и других разрешений и т.п.».
Представитель Минтранса сообщил, что Inmarsat ранее «проинформировала ФАС о своей ответственности за функционирование ГМССБ в соответствиями с требованиями Конвенции IMO (Международной морской организации. — РБК)». «Таким образом, в настоящее время оказание услуг в системе Inmarsat осуществляется без изменений», — сказал он.
РБК направил запрос в Viasat, Inmarsat и «Морсвязьспутник».
Представитель пресс-службы ФАС сообщил, что, если есть необходимость вынесения сделки на рассмотрение правкомиссии, они уведомляют об этом заявителя, и, если последний не представляет ходатайство и сделка не вынесена на рассмотрение комиссии, «в ее совершении должно быть отказано». «В случае если заявитель все-таки совершил сделку с нарушением законодательства, то такая сделка судом признается ничтожной», — сказал он.
Старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Антон Именнов пояснил, что, если компании не соблюдают порядок согласования сделки, она может быть признана недействительной в судебном порядке по иску ФАС. Ведомство должно будет доказать, что сделка привела или может привести к ограничению конкуренции. «На практике это будет означать, что сделка как бы никогда и не имела место, продажи и покупки не было», — заключил юрист. Именнов считает, что ФАС перенаправила покупателя в правительственную комиссию, из-за того что лица из недружественных государств совершают сделку, направленную на приобретение права собственности на доли/акции в российском юрлице.