Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
10 человек пропали без вести после схода оползня на юго-западе Китая Общество, 06:52 Как развить онлайн-торговлю за пять шагов РБК и Accenture, 06:22 Эксперт сообщила о проблеме с обонянием у 1,4% россиян до COVID-19 Общество, 06:21 «МК» назвал категории бюджетников, которым проиндексируют зарплаты Экономика, 05:53 Три человека погибли в результате крушения поезда в США Общество, 05:49 В Краснодаре самолет совершил экстренную посадку после удара молнии Общество, 05:32 Трамп обвинил Байдена во «вторжении» мигрантов Политика, 05:06 Рядом с ТЦ «Амбар» в Самаре произошел пожар Общество, 04:47 Гидрометцентр спрогнозировал «золотую осень» в Европейской части России Общество, 04:23 Закон о цифровом архиве позволит банкам отказаться от бумажных договоров Экономика, 03:56 Зеленский поздравил Усика словами «Украина возвращает свое» Спорт, 03:42 МИД России назвал дату саммита G20 по Афганистану Политика, 03:23 Стерлинг выбыл с титульного реванша против Яна на турнире UFC 267 Спорт, 02:53 Netflix анонсировал третий сезон сериала «Ведьмак» Технологии и медиа, 02:28
Технологии и медиа ,  
0 

«Первый канал» увеличил расходы на собственный контент на 1,8 млрд руб.

Расходы «Первого канала» на собственное телепроизводство выросли в 2014 году сразу на 1,78 млрд руб. Благодаря этому вещатель увеличил свою аудиторию в дневном эфире
Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

Дневной дозор

Рост расходов на производство собственного контента отражен в графе «Нематериальные активы» отчетности ОАО «Первый канал» по РСБУ, опубликованной в четверг 9 апреля. В прошлом году они превысили 1,94 млрд руб. (без учета затрат на производство документального и художественного кино), в 2013-м — всего лишь 156 млн руб.

В 2014 году было принято решение существенно поменять дневную программную сетку канала, объясняет источник, близкий к руководству канала. «Первый» запустил сразу три новых передачи, которые выходят по будням в дневное время: «Время покажет» (программа Петра Толстого и Екатерины Стриженовой; эфир — с понедельника по пятницу в 14:25), «Наедине со всеми» (программа Юлии Меньшовой; понедельник—четверг в 17:00) и «Мужское/Женское» (шоу Александра Гордона и Юлии Барановской; понедельник—пятница в 16:00).

Контент, выходящий в ежедневном режиме, каналу проще производить самому, без дополнительной коммуникации с производителем, уточняет собеседник РБК. Расходы на закупки контента у сторонних производителей, напротив, снизились. В отчетности не раскрывается, сколько конкретно «Первый канал» потратил на контент сторонних производителей, однако эти расходы составляют основную часть материальных затрат, которые, согласно отчетности, в 2014 году уменьшились по сравнению с 2013-м на 1,4 млрд руб., до 21,2 млрд руб.

Кредиторская задолженность «Первого канала» перед сторонними производителями в прошлом году выросла — с 6,1 млрд руб. до 8,1 млрд руб. Источник на телеканале связал это с непростой экономической ситуацией на рынке.

За счет запуска новых программ «Первому» удалось увеличить свою аудиторию в дневное время (10:00–19:00). Средняя доля аудитории «Первого» среди всех зрителей старше четырех лет в первом квартале 2014 года в эти часы равнялась, по данным TNS Russia, 12,2%. Это значит, что среди всех, у кого в январе—марте 2014 года был с 10 до19 часов включен телевизор, 12,2% смотрели программы «Первого». По этому показателю вещатель проигрывал и «России 1» (13,2%), и НТВ (13,4%).​​​​​​

В первом квартале 2013 года разрыв в этом временном промежутке был еще больше: 10,2% у «Первого канала», 12% у «России 1» и 16% у НТВ. Однако за счет запуска новых дневных программ уже к марту 2015 года «Первый» увеличил свою долю до 13,6%. Показатели «России 1» и НТВ, напротив, снизились до 11 и 11,9% соответственно.

Скромный рост доходов

Выручка «Первого канала» по итогам 2014 года составила 30,1 млрд против 29,2 млрд руб. годом ранее. Основную часть доходов «Первому», как и другим федеральным каналам, обеспечивает реклама. Доходы «Первого» от федеральной рекламы (когда один и тот же ролик выходит во всех городах вещания) остались на прежнем уровне и составили 23,6 млрд руб. Зато выросли почти на 14%, до 5,5 млрд руб., доходы от региональной (когда в каждом городе выходит свой, предназначенный именно для этого региона ролик) и спонсорской рекламы. Общие рекламные доходы телевещателей в 2014 году, по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России, увеличились на 2%, до 159,2 млрд руб.

Чистый убыток канала составил 938 млн руб. против 1,7 млрд руб. годом ранее. Собеседник РБК на «Первом канале» объясняет это тем, что в 2014 году «Первый» много потратил на покупку прав на спортивные мероприятия — Олимпиаду в Сочи и чемпионат мира по футболу. Кроме того, сказался рост курса валют, который привел к росту цен на покупной контент и к росту стоимости сторонних услуг, типа энергоуслуг и оплату связи.

Аудиторы «Первого канала» пересмотрели ряд финансовых показателей за 2013 год, говорится в материалах вещателя. В отчетности за 2013 год чистый убыток канала равнялся всего 1 млрд руб. Расхождение, как объясняет сейчас канал, связано «с неправильной классификацией оценки фактов хозяйственной деятельности в 2013 году в отношении благотворительной акции «Всем миром». Под таким названием «Первый» провел благотворительный телемарафон по сбору средств пострадавшим от наводнения на Дальнем Востоке в сентябре 2013 года. Тогда канал за один день собрал 829 млн руб.

Методика учета благотворительных поступлений через счета канала, являющегося коммерческой организацией, не является однозначной по правилам бухгалтерского учета, отмечает собеседник РБК на «Первом». По его словам, сотовые операторы, принимая средства от зрителей, также по-разному учитывали поступавшие на счета деньги.

«Первый канал» ежегодно получает из федерального бюджета субсидии на распространение сигнала в городах с населением меньше 100 тыс. человек, в прошлом году они достигли 3,9 млрд руб. Кроме того, канал получил от Роспечати более 66 млн руб. на трансляцию церемоний открытия и закрытия Олимпийских игр в Сочи. Вещатель потратил 56,6 млн руб., а еще 9 млн вернул в бюджет.

Ранее свою отчетность по РСБУ опубликовало ОАО «Телекомпания НТВ». В отличие от «Первого канала» выручка головной структуры НТВ снизилась в 2014 году на 12%, до 20,3 млрд руб. Снижение его рекламных доходов связано с падением доли аудитории. В прошлом году среднесуточная доля целевой аудитории НТВ (все зрители старше 18 лет) равнялась 11,8% против 13,3% в 2013-м. Доля «Первого канала» в его целевой аудитории (все зрители 14–59 лет) выросла — с 12,8 до 13,6%.

В дирекции общественных связей «Первого канала» отказались комментировать опубликованную отчетность.