Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
На Окинаве человек погиб после аварии с военным грузовиком США 08:01, Общество Певца Дэвида Кэссиди госпитализировали в критическом состоянии 06:46, Общество Рисунок из серии комиксов «Приключения Тинтина» продали за €505 тыс. 06:16, Общество В архиве нашли возможную причастность Джека Руби к покушению на Кеннеди 05:49, Общество Швеция и Уругвай внесли в Совбез ООН новую резолюцию по химоружию в Сирии 05:34, Политика Путин расширил основания для отказа россиянам в валютных операциях 05:00, Экономика Военная прокуратура Украины нашла червей и тараканов в пище курсантов 04:50, Общество В ОАЭ автомобильный номер ушел с молотка за $3 млн. 04:05, Общество Власти Аргентины зафиксировали попытки пропавшей подлодки выйти на связь 04:04, Политика В Пекине жертвами пожара стали 19 человек 03:52, Общество Япония заявила о планах выращивать клубнику на Курилах 03:37, Бизнес СМИ узнали о предложении Белого дома выделить Украине $47 млн на оружие 03:16, Политика Генпрокурор Испании умер в столице Аргентины 02:30, Политика Лидер ирландских националистов Адамс покинул пост после 34 лет работы 02:28, Политика В МИД Украины назвали «срывом соглашений» отказ Польши впустить чиновника 02:00, Политика Силы ВМС США направились на поиск пропавшей аргентинской подлодки 01:33, Общество Эрдоган выразил сомнения в возможности доверять НАТО 01:27, Политика Перестрелка в «Москва-Сити» произошла на банкете с участием звезд эстрады 01:12, Общество Эсминец США столкнулся с буксиром у берегов Японии 00:55, Общество Отставание «Реала» от «Барселоны» в чемпионате выросло до 10 очков 00:52, Спорт Акция протеста в Париже против рабства в Ливии переросла в беспорядки 00:32, Общество Как раскрутить свое дело, не выдумывая креативные способы продвижения 00:23, РБК и Промсвязьбанк Представители Усманова рассказали о предложении купить ФК «Андерлехт» 00:10, Бизнес Семь человек пострадали в ДТП с микроавтобусом в Коми 00:09, Общество Полиция задержала двух подозреваемых в стрельбе в «Москва-Сити» 18 ноя, 23:45, Общество СМИ узнали об участии жены Порошенко в краже денег для детей-инвалидов 18 ноя, 23:27, Общество Двое рыбаков погибли на озере в Ленобласти 18 ноя, 23:08, Общество Чемпионат Испании по футболу. «Атлетико» — «Реал». Онлайн 18 ноя, 22:45, Спорт
Десятки телеканалов в последний момент получили право размещать рекламу
Технологии и медиа, 07 янв, 2015 12:31
0
Десятки телеканалов в последний момент получили право размещать рекламу
Запрет размещать рекламу с 1 января на платных телеканалах не затронул тематические проекты «Первого канала», ВГТРК и «Газпром-Медиа». Как стало известно РБК, в последний день 2014 года Роскомнадзор выдал таким каналам около 40 новых лицензий с правом вещать в Москве на 34-й телевизионной частоте, что автоматически перевело этих вещателей в разряд бесплатных
Фото: Getty Images

С 1 января 2015 года вступили в силу поправки в закон «О рекламе», запрещающие размещать рекламу на телеканалах, «доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств».

Подразумевается, что реклама должна была исчезнуть из эфира подавляющего числа каналов, распространяемых через спутник или кабельные сети. Но, как выяснил РБК, ограничения не затронули около четырех десятков вещателей, принадлежащих «Первому каналу», ВГТРК и «Газпром-Медиа».

Исключения из правил

В поправках предусмотрены исключения. Во-первых, запрет не распространяется на десять так называемых общероссийских обязательных общедоступных телеканалов: «Первый канал», «Россия 1», «Россия 2», «Россия К», «Россия 24», НТВ, «Пятый канал», «ТВ Центр», «Карусель» и «Общественное телевидение России».

Эти каналы определены указом президента, входят в первый цифровой мультиплекс (пакет каналов, вещающих на одной частоте), и государство из федерального бюджета выделяет этим вещателям средства на распространение их аналогового сигнала в городах с населением менее 100 тыс. человек. А все кабельные и спутниковые операторы обязаны безвозмездно распространять эти десять каналов в своих сетях.

Во-вторых, по-прежнему могут размещать рекламу каналы, которые распространяются «с использованием ограниченного радиочастотного ресурса посредством наземного эфирного вещания». Как разъясняли ранее Минкомсвязь и Федеральная антимонопольная служба, если у канала есть лицензия на наземное эфирное вещание по результатам конкурсов, которые проводила Федеральная конкурсная комиссия при Роскомнадзоре, то он может и дальше зарабатывать на рекламе. Такая лицензия закрепляет за телекомпанией право вещать на определенной радиочастоте. Эфирными каналами являются, к примеру, СТС, ТНТ, РЕН ТВ, «Домашний», «Перец», «Ю», Disney, «Звезда».

В последние годы в связи с планировавшимся переходом на цифровое телевещание новые лицензии на аналоговое вещание не выдавались, только переоформлялись старые. Зато каналы могли получать так называемую универсальную лицензию, которая позволяет распространять свой сигнал во всех технических средах, но не закрепляет за вещателем ни одной радиочастоты.

Успешные попытки обойти запрет на рекламу уже были. Еще летом прошлого года, спустя лишь несколько недель после принятия Госдумой поправок, каналу Lifenews Арама Габрелянова удалось переоформить свою универсальную лицензию, включив в нее несколько радиочастот в семи небольших городах Иркутской, Курской и Нижегородской областей, а также в Республике Татарстан. Тем самым канал стал эфирным и, соответственно, бесплатным.

А в сентябре входящий в холдинг «СТС Медиа» и запущенный прошлой весной в кабельных сетях канал «СТС Love» также изменил свою лицензию и получил право вещать на конкретных радиочастотах в Красноярском и Приморском краях, а также в Кемеровской, Пермской и Тюменской областях. Эти частоты могли переуступить другие каналы «СТС Медиа» СТС, «Домашний» или «Перец». Как правило, у многих эфирных каналов есть лицензии на эфирное вещание не только на всю страну, но и отдельно на многие регионы.


Модели «Дождя»

Генеральный директор «Дождя» Наталья Синдеева с весны 2014 года заговорила о необходимости перевода канала на подписную модель: реклама и дистрибуция приносили компании 6 млн руб. в месяц при необходимых 20–25 млн руб. Канал привлекает подписчиков через кабельные сети и интернет.

Кабельным сетям в декабре 2014-го Синдеева предложила распространять сигнал «Дождя» по схеме разделения доходов: абонент, желающий смотреть канал, платил бы своему провайдеру 240 руб. в месяц, которые «Дождь» и провайдер делили бы поровну. В конце декабря провайдер 2КOM предложил своим абонентам именно такие условия: подписка на телеканал оформляется отдельно от всех остальных пакетов, ее стоимость составляет 240 руб. в месяц.

Число платных интернет-подписчиков прошлым летом превысило 70 тыс. человек. Этого было мало: Синдеева говорила, что для финансовой независимости «Дождя» у канала должно быть 300 тыс. подписчиков. В итоге «Дождь» поднял цену на интернет-подписку почти в пять раз: новая цена составила 4,8 тыс. руб. в год.

«Дождь» предложил и более дорогие варианты подписки для желающих поддержать телеканал: за 1480 руб. в месяц зрители могли отключить рекламу. Абоненты, согласные заплатить 10 тыс. руб. в месяц, в дополнение к этому имеют право посещать мероприятия, организованные телеканалом. Синдеева в своем блоге объяснила, что старые подписчики смогут получить доступ к каналу на прежних условиях, но попросила их рассмотреть возможность оплатить подписку по новым тарифам.


Одна частота на всех

Но в последний день 2014 года число эфирных каналов резко выросло. 31 декабря Роскомнадзор выдал около 40 лицензий на телевещание структурам «Первого канала», ВГТРК и «Газпром-Медиа». Соответствующая информация появилась в реестре лицензий на телерадиовещание на сайте ведомства.

ЗАО «Первый канал. Всемирная сеть», управляющее «Цифровым семейством «Первого канала», получило, к примеру, пять лицензий на вещание каналов «Телекафе», «Дом кино», «Время: далекое и близкое», «Музыка Первого» и «Бобер». Теперь помимо универсальной лицензии на всю страну у этих проектов есть и лицензии на вещание в Москве на 34-й частоте в строго определенные часы. «Дом кино» (лицензия №6215)  может вещать на этой частоте только с 1:30 до 2:30, а «Телекафе» (лицензия №26216) с 4:30 до 6:30.

Эта же 34-я частота фигурирует и в лицензиях, выданных структурам ВГТРК и «Газпром-Медиа». Запущенный прошлым летом и принадлежащий ВГТРК анимационный канал «Мульт» (лицензия №26222) может вещать в Москве на этой частоте с 20:00 до 24:00. А за каналом «Индия ТВ» (лицензия №26221), который производит входящая в «Газпром-Медиа» группа Red Media, закреплено время с 10:00 до 12.00.

Кроме тематических телепроектов «Первого канала», ВГТРК и «Газпром-Медиа» право круглосуточно вещать в Москве на все той же 34-й частоте получил LifeNews Арама Габрелянова (лицензия №26208). Эта же частота с 00:00 до 12:00 зарезервирована за принадлежащим столичному правительству каналу «Москва. Доверие» (лицензия №26243).

Пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский не ответил на звонки корреспондента РБК.

На 34-й частоте в Москве в стандарте DVB-T осуществляется цифровое телевещание, указано в открытых источниках. «Цифра» позволяет на одной частоте одновременно транслировать сразу несколько телеканалов.

Информация о том, чтобы Роскомнадзор распределил этот цифровой ресурс в Москве, ранее не раскрывалась. До сих пор публично сообщалось лишь об одном факте распределения «цифры»: в декабре 2012 года Роскомнадзор выбрал на конкурсе десять каналов (сейчас это СТС, «Домашний», ТНТ, РЕН ТВ, «Спорт плюс», ТВ-3, «Звезда», «Мир», «Муз ТВ» и «Спас»), которые вошли в так называемый второй мультиплекс. Он должен вещать на всю страну, но запуск этого мультиплекса в итоге был фактически отложен до 2019 года.

Работа над ошибкой

Пресс-службы «Всемирной сети «Первого канала», ВГТРК и «Газпром-Медиа» не ответили на запрос РБК.

Распределение 34-й частоты в Москве для тематических каналов преследовало лишь одну цель перевести этих вещателей в разряд бесплатных, что позволит им и дальше размещать рекламу, утверждает топ-менеджер одного из телевизионных холдингов.

Принятые летом прошлого года ограничения для платных каналов сейчас признаны ошибкой, пояснил собеседник РБК. Он напомнил, что инициатором запрета был, в частности, Михаил Лесин, который 12 января уступит пост председателя правления «Газпром-Медиа» Дмитрию Чернышенко. Сам Лесин в интервью Forbes минувшим летом подтверждал, что участвовал в обсуждении этой инициативы. С уходом Лесина руководители федеральных каналов смогли добиться поблажек для своих тематических проектов, хотя целесообразно было бы отменить запрет полностью, резюмирует собеседник РБК.

С предложением пересмотреть запрет уже несколько раз выступал Общероссийский народный фронт (ОНФ). Организация предлагает отменить ограничения для региональных и муниципальных кабельных телеканалов. В Госдуму даже были внесены два соответствующих законопроекта, но до первого чтения они пока так и не дошли.

В последний раз ОНФ заявил о необходимости пересмотреть запрет 29 декабря, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в тот же день ответил, что Владимир Путин может поручить проработать этот вопрос.

«Это не наше было решение и не наше предложение. Эти решения были инициированы представителями масс-медиа, точнее, руководством этих [общефедеральных] каналов», прокомментировал запрет сам Путин на своей пресс-конференции 18 декабря.