Беспилотникам доставки запретят летать над городами во время эксперимента
Из соображений безопасности дронами должны будут управлять пилотыВ экспериментальном правовом режиме, так называемых цифровых песочницах в сфере использования беспилотных авиационных систем, который в ближайшее время планируется запустить в Томской области, примут участие 13 организаций, а к полетам будет предъявлен ряд требований. Это следует из проекта постановления правительства (копия есть у РБК). В его разработке участвовали Минэкономразвития (представитель министерства подтвердил разработку документа), Минтранс, Росавиация, Фонд перспективных исследований и администрация Томской области.
«Цифровые песочницы» позволяют тестировать новые технологии на определенной территории, временно отменив существующие для этого законодательные ограничения. В Томской области планируется применять беспилотники весом более 30 кг для доставки тяжеловесных грузов (до 1,5 тыс. кг), аэрофотосъемки и сельскохозяйственных работ, следует из проекта.
Из проекта постановления следует:
- В числе разработчиков беспилотников и сервисов с их применением, которые будут участвовать в эксперименте, — компании ПЛАЗ, «Аэромакс», «Тайбер», научно-производственное предприятие «Радар ммс», Национальный центр вертолетостроения им. М.Л. Миля и Н.И. Камова, ТАиП, «КБ Русь», «Индустриальные дроны», Институт теплофизики им. С.С. Кутателадзе Сибирского отделения РАН, «СибАэроКрафт», Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С.А. Чаплыгина.
- Еще один участник проекта — компания «Региональный оператор «Беспилотные системы», которая выступит оператором опытного района и будет регистрировать, хранить и обрабатывать данные об эксперименте в специальной системе «Купол», разработанной учеными Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР). Выдавать акт оценки годности беспилотника будет Авиационный сертификационный центр «СибНИА-Тест».
- Полетом беспилотника на всех его стадиях должен будет управлять внешний пилот. Им сможет выступать человек, имеющий свидетельство внешнего пилота-испытателя, пилота гражданской, государственной или экспериментальной авиации, а также обладающий навыками управления беспилотниками.
- Внешний пилот должен будет формировать полетное задание устройства (указывать ключевые точки маршрута, высоту и скорость полета), загружать эту информацию в автопилот устройства, а также направлять ее в Госкорпорацию по организации воздушного движения. При потере связи с беспилотником устройство должно будет перейти в автоматический режим полета, но это будет рассматриваться как аварийная ситуация.
- Организации — участники проекта должны будут застраховать ответственность перед третьими лицами за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу минимум на 1 млн руб. на каждый беспилотник, участвующий в «песочнице», а также жизнь и здоровье членов авиаперсонала, задействованного в их эксплуатации, — не менее чем на 500 тыс. руб. на каждого.
- Маршрут полета беспилотника должен проходить за пределами крупных населенных пунктов, диспетчерских зон аэродромов, зон ограничения полетов, а также не над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований и др. При этом оператор опытного района должен будет информировать о полете беспилотника в интернете или местных СМИ жителей населенных пунктов, расположенных на расстоянии до 10 км от маршрута устройства. Если отдельные участники «песочницы» нарушат ее условия, их статус будет приостановлен или прекращен в зависимости от серьезности нарушения.
Планируется, что срок действия экспериментального режима составит три года.
Зачем нужны «песочницы»
Опыта коммерческого использования большегрузных дронов в России еще не было, подчеркнул в беседе с РБК представитель Минэкономразвития. Подобные проекты, по его словам, были невозможны из-за регуляторных ограничений. «Существует большое количество нормативных ограничений, согласно которым в воздух нельзя поднимать большегрузные дроны, не говоря уже об их коммерческой эксплуатации. Сейчас нельзя провести сертификацию подобных дронов, нет программ подготовки внешних пилотов. Для допуска к эксплуатации на борту любого воздушного средства должна быть документация, но помещать ее в дрон смысла нет», — перечисляет он. Механизм «цифровой песочницы» даст возможность временно снять эти ограничения для отдельных компаний.
Представитель Минэкономразвития отметил, что нынешняя программа стала продолжением развития проекта «Тайга» по доставке грузов в Томской области беспилотниками. Этот проект была анонсирован еще в 2018 году, но запустить его не удалось именно из-за противоречий с законодательством. По его словам, интерес к доставке грузов дронами уже выразили «Почта России» для доставки почты в труднодоступные населенные пункты, «Газпром нефть» для аэрофотосъемки трубопроводов, а также компании, которым нужно перевозить строительные конструкции, лекарства, те, кто занимается химической обработкой растений. В результате использования нового механизма ежегодный объем рынка в отрасли применения беспилотников к третьему году реализации проекта может достичь 1,4 млрд руб., рассчитывают в Минэкономразвития.
Кто еще планирует тестировать беспилотники
Отдельные эксперименты по доставке грузов беспилотниками проводила «Почта России». В конце весны гендиректор компании Максим Акимов рассказывал в интервью РБК, что оператор намерен запустить масштабный эксперимент по использованию тяжелых дронов в четырех регионах России. Речь шла об устройствах грузоподъемностью от 50 до 150 кг полезной нагрузки с дальностью полета от 300 до 400 км, способных работать там, где кроме прямого радиоканала нет никакого интернета. Проект будут реализовывать на Камчатке, Чукотке, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Технологическим партнером выступят «Вертолеты России». Первые тестовые полеты планируется запустить до конца года по маршруту Анадырь — Угольные Копи. Впоследствии компания намерена организовать полеты беспилотников по 48 маршрутам. По оценке «Почты России», использование таких устройств увеличит среднюю скорость логистики на региональной маршрутной сети в 1,85 раза, позволит в перспективе увеличить объемы грузопотока в 11 раз и при этом снизит стоимость логистических сервисов в 1,81 раза.
Проекты с использованием беспилотников также разрабатываются в рамках Национальной технологической инициативы (НТИ), рассказал РБК член рабочей группы НТИ «Аэронет» Антон Третьяк. Целью одного из них — RUTM-1 — является организация возможности в автоматическом режиме планировать и выделять для беспилотников воздушное пространство, строить маршрут, соблюдать безопасные интервалы и предупреждать конфликты в воздухе.
Еще один — «Полигон БАС» — предполагает создание экспериментальной площадки для проведения летных и других испытаний и экспериментов с беспилотниками, а также подготовки доказательной документации для сертификации этих устройств. Сам полигон планируется запустить в ноябре в районе аэродрома Орловка в 160 км от Москвы. Согласно «дорожной карте» «Аэронета», в России должен появиться рынок информационных и логистических услуг, предоставляемых флотом беспилотников, объемом $35–40 млрд к 2035 году.