Перейти к основному контенту
Технологии и медиа⁠,
0
Эксклюзив

В России запланировали пилотный запуск онлайн-продаж энергетиков и вина

Когда и как их можно будет заказать в интернете
В России запланировали пилотный запуск онлайн-продаж энергетиков и вина
Эксперимент по онлайн-продаже энергетиков по биометрии может начаться в конце этого года, а российских вин — во второй половине 2026-го. Такие сроки заложены в план пилотного проекта по продаже товаров с возрастными ограничениями
Фото: Андрей Любимов / РБК
Фото: Андрей Любимов / РБК

Онлайн-продажу российских вин могут разрешить с августа 2026 года, следует из правительственного плана пилотного проекта по дистанционной продаже товаров с возрастными ограничениями, с которым ознакомился РБК. Его содержание подтвердил источник, знакомый с инициативой, дополнив, что, скорее всего, сроки «сдвинутся вправо». По его словам, власти рассматривают эксперимент как меру борьбы с серым рынком дистанционной продажи алкоголя.

Из плана следует, что для начала пилота по продаже российского вина онлайн нужно будет внести изменения в законодательство и интегрировать инфраструктуру онлайн-доставки с ЕГАИС (система учета объема производства и оборота алкогольной продукции).

В аппарате вице-премьера Дмитрия Григоренко подтвердили возможность проведения пилота по дистанционной продаже российского вина с применением биометрии, отметив, что «инициатива требует формирования детальной и надежной правовой схемы», в частности проверки работы сервиса возрастной верификации.

Российские виноделы придумали, как продавать вино онлайн
Подписка на РБК
Фото:mtkang / Shutterstock

По плану, эксперимент по подтверждению возраста при онлайн-покупке энергетиков и ряда других товаров с возрастными ограничениями начнется в декабре этого года. Часть онлайн-платформ уже подтвердили, что готовы протестировать биометрию для верификации возраста, сообщил РБК представитель аппарата Григоренко. Инициатива поможет не допустить продажу товаров этой категории детям и подросткам, рассчитывает он. Параллельно осенью сервис подтверждения возраста может быть внедрен в вендинговых аппаратах и на кассах самообслуживания.

Представитель Центра биометрических технологий (ЦБТ; является оператором Единой биометрической системы, ЕБС) сообщил РБК, что они совместно с партнерами готовят к запуску сервис подтверждения возраста при покупке тонизирующих напитков в онлайне. «Для дистанционной продажи других категорий товаров, в том числе российского вина, может использоваться аналогичное технологическое решение. Но необходимым условием для запуска доставки вина является не только готовность технологических решений, но и наличие соответствующей нормативной базы», — отметил он.

После подведения итогов эксперимента власти могут рассмотреть возможность расширения такого способа продажи на весь перечень алкогольной и табачной продукции, следует из плана.

Как будут продавать товары для взрослых по биометрии

Чтобы воспользоваться сервисом подтверждения возраста, понадобится стандартная или подтвержденная биометрия. Стандартная биометрия регистрируется дистанционно в приложении «Госуслуги Биометрия», подтвержденная — в отделениях банков, пояснил РБК представитель ЦБТ. При покупке товаров с возрастными ограничениями в ЕБС поступает запрос о количестве полных лет покупателя. Если покупатель старше 18 лет, операция одобряется, если младше — отклоняется.

Зачем разрешать онлайн-продажу алкоголя

Легализовать онлайн-торговлю алкоголем с помощью создания специального реестра уже предлагал сенатор Андрей Клишас в 2023 году. Тогда речь шла о распространении системы на весь алкоголь, а не только российское вино, покупателя же планировалось идентифицировать через ЕСИА и подтверждающие возраст документы. Но предложение так и не было реализовано.

При этом бизнес давно просит власти расширить список продукции, которую можно продавать онлайн. В июне этого года участники рынка электронной торговли, производители и продавцы вина предложили разрешить дистанционную продажу тем компаниям, у которых есть лицензия на производство и продажу российского вина. При этом розничные продавцы и маркетплейсы для продажи должны были войти в специальный реестр, а их оборот или размер чистых активов — превышать 1 млрд руб.

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) предлагала не устанавливать какие-либо дополнительные финансовые критерии для отечественных производителей вина, желающих войти в реестр, и разрешить продавцам размещать предложения о продаже российского вина на своих сайтах, в приложениях или на маркетплейсах, если последние также будут включены в реестр. По версии АКИТ, критерии позволят сузить число продавцов российского вина онлайн до 500 «надежных торговых организаций», что, в свою очередь, должно «свести к минимуму риски потенциальных нарушений».

Платежи по биометрии придется подтверждать ПИН-кодом. Зачем это нужно
Подписка на РБК
Фото:Алексей Белкин / NEWS.ru / РБК

Доставлять вино, согласно предложениям бизнеса, можно напрямую получателю или в лицензированные розничные торговые объекты. Передавать покупки нельзя будет в не разрешенное для продажи алкоголя время. За нарушение этих сроков АКИТ предлагала ввести штрафы.

«Фактически законодательный запрет действует только для добросовестных участников рынка, в то время как теневой сектор активно развивается и контролирует все интернет-продажи алкоголя», — говорил РБК президент АКИТ Артем Соколов. Научно-исследовательский финансовый институт (НИФИ) Минфина России оценивал в 2022 году объем недополученных в связи с этим налоговых доходов в 20 млрд руб., напоминал он. А суммарный объем выпадающих доходов бюджета за 2023–2027 годы оценивается в 253,7 млрд руб.

В 2023 году в России было зарегистрировано 443 винодельни. Доля представителей малого и среднего предпринимательства среди них составляет около 40% в объеме производимой продукции. «Для выхода на общероссийский рынок вина предприятиям необходимы существенные инвестиции. С учетом средней рентабельности виноделов 12–13%, снятие запрета на доставку вина позволит повысить выручку до 20% и рентабельность — до 18–22%», — оценил Соколов.

Представитель Wildberries & Russ указал, что компания позитивно оценивает потенциальный эксперимент по онлайн-продаже алкоголя и считает возможным добавить такую категорию на маркетплейс, «разумеется, с соблюдением всех необходимых требований безопасности и соблюдения возрастного ограничения по продаже алкогольных изделий». «Использование биометрических методов аутентификации могло бы стать полезным механизмом для обеспечения возможности торговли онлайн алкогольными и табачными изделиями. Если будет принято решение о запуске эксперимента, будем готовы его поддержать», — сообщил он.

«Такие меры обезопасят покупателей и дадут им возможность заказывать в онлайне качественную продукцию от российских виноделов. Мы рассматриваем возможность участия в эксперименте. А если говорить о технической интеграции — меры, которые предлагает правительство, реализуемы на практике. Со своей стороны мы, как и другие участники рынка, ждем подробностей», — сообщил РБК представитель «Яндекс Маркета».

В Ozon также подтвердили планы участвовать в пилотном проекте. «Это позитивная инициатива, которая станет поддержкой отечественного виноделия», — сообщил представитель компании.

Читайте РБК в Telegram

Проект о людях, создающих позитивные долгосрочные изменения в бизнесе и обществе

ИМПАКТ-БИЗНЕС Новость

Проект о людях, создающих позитивные долгосрочные изменения в бизнесе 
и обществе

ИМПАКТ-БИЗНЕС Статья

Что такое импакт 
и почему он критически важен 
для бизнеса в 2025 году

ИМПАКТ-БИЗНЕС Интервью

Психолог Асмолов: «Ключевой вопрос 
в развитии компании — поиск смысла»

ИМПАКТ-БИЗНЕС Колонка

Что останется после меня: как поиск смысла формирует устойчивые компании

ИМПАКТ-БИЗНЕС Статья СберПро

Как и для чего 
бизнес инвестирует 
в социальную инфраструктуру

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 12 декабря
EUR ЦБ: 92,94 (+1,56)
Инвестиции, 17:30
Курс доллара на 12 декабря
USD ЦБ: 79,34 (+1,44)
Инвестиции, 17:30
Дегтярев спрогнозировал восстановление ОКР в МОК в марте 2026 года Спорт, 17:45
Аэропорт Ижевска приостановил полеты Политика, 17:42
Как экзосомальная терапия восстанавливает и омолаживает кожу РБК и КИТ МЕД, 17:42
Эксперты обсудили, как ИИ трансформирует образовательный процесс Отрасли, 17:41
Генпрокурор Украины пригрозил «лично приехать» за недоброжелателями Политика, 17:39
«Стул Груп» открыла мебельный производственный комплекс под Москвой Пресс-релиз, 17:38
Какие шины выбрать на зиму РБК и Ikon Tyres, 17:31
Праздники без последствий
Узнайте, как пить красиво
Пройти интенсив
Внедрение ИИ-агента «Билайна» сократило цикл сделки в среднем на 8 дней Отрасли, 17:30
Глава Минобороны Польши предложил создать европейский «банк бомб» Политика, 17:29
Какие инвестиционные активы обгоняют инфляцию #всенабиржу!, 17:29
Berliner Morgenpost назвала дату встречи Зеленского и Мерца в Берлине Политика, 17:23
Главные нововведения для водителей в 2026 году. К чему готовиться Авто, 17:19
Суд отменил положительное решение по иску Дерипаски к Google и Певчих Общество, 17:16
Много света: где найти квартиру с окнами в пол РБК и ПИК, 17:15