Лента новостей
Доля затрат на еду в бюджете россиян превысила 30% 04:37, Общество На юго-востоке Москвы уровень сероводорода превысил норму в пять раз 04:03, Общество При взрыве машины в сирийском Африне погибли девять человек 03:09, Общество Тысяча и одна идея для дизайна и ремонта квартиры 02:52, РБК и Whirlpool Командующий РВСН назвал сроки перевооружения России на комплексы «Сармат» 02:36, Политика Сооснователь сервиса Vine умер от передозировки наркотиков 02:11, Общество Би-би-си объяснила поиск влияния России на протесты во Франции 01:54, Политика МВД Дагестана подтвердило задержание Анастасова по делу о хищении газа 01:11, Общество Миссия выполнима: купить подарки заранее и встретить Новый год без суеты 00:35, РБК и Philips Порошенко пообещал поддержку более достойному кандидату на выборах 00:29, Политика Силуанов подписал директиву об отказе госкомпаний от иностранного софта 00:27, Технологии и медиа Le Parisien сообщила о новом расследовании против советника Макрона 00:06, Политика Эксперты правительства отметили торможение реформы контроля за бизнесом 00:00, Экономика В Приморье огласили окончательные итоги выборов 16 дек, 23:18, Политика Число жертв стрельбы в Страсбурге увеличилось до пяти человек 16 дек, 23:09, Общество Наука отдыха: как научиться расслабляться при нехватке времени 16 дек, 22:59, РБК, Jardin и Greenfield Порошенко назвал Медведчука представителем Путина на переговорах в Минске 16 дек, 22:41, Политика МЧС предупредило москвичей о тумане и гололедице 16 дек, 22:07, Общество Порошенко поручил проверить госслужащих на наличие родственников в России 16 дек, 21:58, Политика Машина времени: виртуальный тур по технологиям прошлого и будущего 16 дек, 21:56, РБК и Porsche Выбор Приморья: чем завершилась самая длинная избирательная кампания 16 дек, 21:46, Политика Российские гандболистки второй раз завоевали серебро чемпионата Европы 16 дек, 21:44, Спорт Рогозин пообещал туристам полеты к МКС быстрее рейса Москва — Брюссель 16 дек, 21:15, Технологии и медиа «Ливерпуль» впервые за четыре года победил «МЮ» в чемпионате Англии 16 дек, 21:09, Спорт WP узнала о подготовке Белого дома к приостановке работы правительства 16 дек, 20:59, Политика Кожемяко выиграл на выборах главы Приморья после подсчета 99,62% голосов 16 дек, 20:48, Политика Искусственный интеллект написал трогательный сценарий рекламного ролика 16 дек, 20:46, РБК и Lexus SANA сообщило о гибели 17 мирных жителей при авиаударе коалиции в Сирии 16 дек, 20:30, Политика
Падение рекламного рынка резко замедлилось
Технологии и медиа, 02 ноя 2015, 00:32
0
Падение рекламного рынка резко замедлилось
Темпы падения рекламного рынка замедляются с каждым кварталом, оптимистична Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР). Если в первых двух общие расходы на рекламу снизились на 15–17%, то в третьем — лишь на 8%
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Общие расходы на рекламу в России за девять месяцев 2015 года снизились по сравнению с аналогичным периодом 2014-го на 14%, до 208,5–209 млрд руб. без НДС, объявила АКАР. В первом квартале, по ее версии, падение равнялось 17%, до 63,4–63,9 млрд руб., за шесть месяцев — на 16%, до 137,4–137,9 млрд руб.

Если сопоставить эти данные, то получится, что в апреле—июне рекламные затраты в целом снизились на 15–16%, до 74 млрд руб., а в июле—сентябре — лишь на 8%, до 71,7 млрд руб. Темпы падения замедлились во всех медиасегментах, за исключением рекламно-информационных изданий, следует из расчетов РБК (см. таблицу).

С выводами АКАР согласуются оценки самих участников рынка. Гендиректор группы «Видео Интернешнл» (Vi), крупнейшего в стране продавца телерекламы, Сергей Васильев в октябре на клиентской конференции Dentsu Aegis Network приводил такие данные: если в январе—июле рекламные доходы телеканалов падали на 19–26% в зависимости от месяца, то в августе они снизились только на 14%, а в сентябре — всего на 10%.

В четвертом квартале, по оценке Vi, эта тенденция сохранится: в октябре падение не превысит 7%, в ноябре — 6%. Прогноз на декабрь Васильев не озвучил, но в целом по итогам года рекламные доходы телевещателей, исходя из состояния рынка на октябрь, могут уменьшиться на 17%, до 132,6 млрд руб. В январе Vi готовилась к падению на 25–30%, до 111,9–119,9 млрд руб.

Рекламные доходы Mail.Ru Group в первом квартале выросли на 3%, почти до 3 млрд руб., во втором — уже на 15%, до 3,4 млрд руб., а в третьем — на 27%, до 3,7 млрд руб. «Яндекс», крупнейшая интернет-компания страны, в январе—марте свою рекламную выручку увеличила на 12%, до 12 млрд руб., в апреле—июне — на 13%, до 13,6 млрд руб., в июле—сентябре — на 17%, до 15,1 млрд руб.

Замедление темпов падения рекламного рынка от квартала к кварталу позволяет агентствам давать оптимистичные прогнозы на следующий год. Агентство ZenithOptimedia в сентябре говорило о возможном росте общих затрат на рекламу на 1%, до 292,2 млрд руб., в следующем году после провала на 15%, до 290,3 млрд руб., в 2015-м.

Group M, управляющая всеми медиаагентствами британского коммуникационного холдинга WPP, еще в конце августа заявила, что весь российский рекламный рынок после падения в этом году на 14%, до 292,8 млрд руб., в 2016-м может вырасти на 1%, до 297 млрд руб. В пятницу, 30 октября, на клиентской конференции Group M гендиректор ее российского офиса Нил Хардвик даже улучшил прогноз: теперь Group M ждет роста в 2016 году на 2%, до 301,8 млрд руб.

В любом случае рекламодателям надо готовиться к повышению расценок на рекламу на следующий год, были единодушны на конференции Group M представители медиаплощадок и их сейлз-хаусов. Динамика рынка и медиаинфляция взаимосвязаны, но не равны друг другу, говорила, к примеру, гендиректор сейлз-хауса «Эверест-С» (при консультационной поддержке Vi продает рекламу на телеканалах «СТС Медиа») Юлия Москвитина. Молодой, привлекательной для рекламодателей аудитории среди телезрителей становится меньше, предложение уменьшается, поэтому расценки на рекламу не могут не расти, объясняла она.

Спрос на размещение рекламы в федеральном радиоэфире сейчас превышает предложение, что оправдывает ее подорожание, отмечали директор по продажам ВКПМ Алексей Зятицкий и вице-президент Европейской медиагруппы по коммерческой деятельности Дарья Чуйкова. Расходы на качественное размещение в интернете видеорекламы растут, поэтому никаких предпосылок для дефляции нет, вторила им гендиректор Gazprom Media Digital Наталья Дмитриева.

«Яндекс» против рынка

В сегменте медийной интернет-рекламы (баннеры, всплывающие окна и другие подобные форматы, а также видеореклама) динамика «Яндекса» не согласуется с общерыночной тенденцией. Доходы только от такой рекламы самого «Яндекса» и его партнерской сети в первом квартале упали на 16%, до 606 млн руб., во втором — увеличились на 9%, до 848 млн руб., а в третьем — вновь снизились — на 1%, до 825 млн руб. Весь сегмент, по версии АКАР, в январе—марте столкнулся с падением доходов на 18%, до 2,8 млрд руб., в апреле—июне — на 4–7%, до 4,3–4,4 млрд руб., а в июле—сентябре доходы могли вырасти на 4%, до 4,9–5,1 млрд руб.

Сравнивать динамику компании с динамикой всего рынка не всегда верно, считает пресс-секретарь «Яндекса» Ася Мелкумова. Она напоминает, что в третьем квартале 2014 года доходы компании от баннерной рекламы выросли на 6%, до 830 млн руб., тогда как общие затраты в этом сегменте, по версии АКАР, снизились почти на 8%, до 4,9 млрд руб. Таким образом, в июле—сентябре 2015 года показатели «Яндекса» в медийной рекламе сравниваются с высокой базой прошлого года, указывает Мелкумова, добавляя, что спрос на баннерную рекламу очень волотилен.

Mail.Ru Group, главный конкурент «Яндекса», с 2014 года отдельно доходы от контекстной и баннерной рекламы не раскрывает.