Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Как «Эконика» увеличила товарооборот РБК и Microsoft, 18:13 Фигурист Нэтан Чен выиграл финал Гран-при с двумя мировыми рекордами Спорт, 18:13 The Hollywood Reporter включил «Левиафана» в список лучших фильмов Общество, 17:41 В Минске прошла акция протеста против интеграции с Россией. Фоторепортаж Общество, 17:38  В Роскомнадзоре ответили на сообщения о блокировке статьи The Village Технологии и медиа, 17:34 Российский лыжник победил на этапе Кубка мира Спорт, 17:33 Порошенко предложил в Париже забрать из рук Путина «кнут для Украины» Политика, 17:31 Суд арестовал бывшую замглавы Щелково по делу о мошенничестве на ₽2 млн Общество, 17:25 В Киеве сообщили о принятии основного сценария реинтеграции Донбасса Политика, 17:20 «Нафтогаз» назвал невозможным вариантом предложение Медведева по газу Экономика, 17:13 «Мегасайенс»: что исследует российская фундаментальная физика РБК и Нацпроект «Наука», 17:10 Умер сыгравший в сериале «Друзья» актер Рон Либман Общество, 16:59 ОКР нашел способ отправить атлетов на Олимпиаду после обвинений WADA Спорт, 16:58 Лукашенко заявил о готовности покупать российский газ за $200 Общество, 16:39
Технологии и медиа ,  
0 
Гудбай, Америка: как США теряют контроль над интернетом
Контракт с США на координацию ключевых функций управления инфраструктурой интернета истек, он перейдет к новой организации. Россия поддерживает решение, но выступает за увеличение роли правительств в управлении Сетью
Фото: Depositphotos

1 октября прекратил действие контракт на исполнение функций Администрации адресного пространства интернет (IANA) между Корпорацией по управлению доменными именами и IP-адресами (ICANN) и структурой Минторговли США — Национальной администрацией по телекоммуникациям и информации США (NTIA), говорится в сообщении ICANN.

Правительство США исторически стояло у истоков создания интернета и до последнего времени сохраняло за собой ряд «особых прав» в управлении инфраструктурой, от которой зависит работа всей глобальной сети. Ключевые из таких прав — как раз координация выполнения функций IANA. Они связаны с поддержкой так называемой системы уникальных идентификаторов интернета: в частности, управления корневой зоной DNS, делегирования и распределения ресурсов нумерации интернета (IP-адресов и номеров автономных систем).

Теперь эти функции IANA перейдут к новому, отдельному юридическому лицу — Public Technical Identifiers (PTI), некоммерческой корпорации по обеспечению общественных интересов, зарегистрированной в штате Калифорния. PTI создается как «дочка» ICANN, последняя будет отвечать за координацию ее деятельности. Следить за выполнением контракта, соблюдением его условий, а также разрешать споры между ICANN и PTI будут отдельные структуры — Постоянный комитет потребителей (CSC) и многосторонний обзорный процесс по выполнению функций IANA (IFR).

«Мировое интернет-сообщество утвердило модель многостороннего управления интернетом. Модель управления, определяемая включением всех голосов, в том числе бизнеса, ученых, технических экспертов, гражданского общества, правительств и многих других, — лучший способ добиться, чтобы интернет завтрашнего дня остался свободным», — приводятся в сообщении ICANN слова главы ее совета директоров Стивена Крокера.

Координирующая роль американской госструктуры в исполнении функций IANA всегда была довольно формальной: по контракту ведомство должно было рассматривать и утверждать запросы ICANN на внесение изменений в файл корневой зоны DNS — своеобразный каталог с информацией о всех существующих доменах верхнего уровня. Это узкая и технически несложная функция, но она всегда считалась критически важной и политически значимой, так как от нее зависит работа глобальной системы доменных имен — в том числе, например, доменов .RU и .РФ. За все годы действия прежнего механизма власти США ни разу не заблокировали поступивший от ICANN запрос, но тем не менее представители России и других стран, а также технического сообщества, требовали систему изменить.

Министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров заявил, что приветствует прекращение действия контракта с NTIA. «Контрактные условия на выполнение этой функции (IANA. — РБК), формируемые в одностороннем порядке Министерством торговли США, создавали несимметричную модель управления Сетью интернет», — говорится в заявлении министра, распространенном в субботу. В то же время в нем отмечается, что изначально в ICANN было заложено «как минимум два вида неравных прав и полномочий: первое — полномочия правительства США относительно других правительств и второе — полномочия правительств по сравнению с большинством остальных заинтересованных сторон». Николай Никифоров указал, что прогресса в отношении второго вида неравных прав пока нет, и «способность правительств влиять на решения, которые принимает корпорация ICANN, ограничивается исключительно консультативной ролью».

Россия, как и ряд других государств, не в полной мере разделяет принцип принятия решений в ICANN — управление с участием всех заинтересованных сторон. Суть его состоит в том, что правительства, частный сектор, гражданское общество, конечные пользователи интернета и техническое сообщество имеют равный вес в выработке и принятии решений. По мнению представителей Минкомсвязи, у правительств должны быть особые права.​ Обеспечить их могла бы передача координирующей роли в исполнении функций IANA межправительственной организации, например специализированному агентству ООН — Международному союзу электросвязи (МСЭ).

Против этой инициативы выступают и представители сообщества, и США, которые в любом случае сохраняют и организационные структуры, и принципиально важную часть физической инфраструктуры управления уникальными идентификаторами в своей юрисдикции и на своей территории. В США и многих других странах поддерживают принцип управления глобальной инфраструктурой Сети с участием всех заинтересованных сторон. После объявления о начале передачи функций IANA в марте 2014 года директор NTIA Лоуренс Стриклинг заявлял, что они принципиально не будет принимать и одобрять предложения, открывающие какую-либо возможность захвата контроля над функциями IANA зарубежными правительствами или межправительственными организациями, коей является МСЭ.

Автор — консультант ПИР-Центра