Сеть для Путина: какие советы дал Кремлю интернет-бизнес
От медицины до ТЭКа
Институт развития интернета (ИРИ) был создан весной этого года по итогам совещания отраслевых компаний с первым заместителем руководителя администрации президента Вячеславом Володиным. ИРИ объединил Российскую ассоциацию электронных коммуникаций (РАЭК), Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ), Медиакоммуникационный союз и Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ). Этот институт готовит предложения по развитию российского сегмента интернета, которые должны лечь в соответствующую программу, рассчитанную до 2025 года. Программа разрабатывается по поручению президента Владимира Путина, данному 19 мая 2015-го.
Предложения будут представлены 5 октября на совещании с участием Володина и министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова, сообщил глава ИРИ Герман Клименко на заседании набсовета института. На стол администрации президента ляжет 137-страничный документ (есть в распоряжении РБК), в котором есть советы по развитию не только интернета, но и других отраслей — от медицины до ТЭКа (см. справку). Путину предложения будут переданы до 1 ноября, говорит Клименко.
Что предложат президенту
Структурно план охватывает четыре направления развития интернета — применительно к обществу (в сфере здоровья, образования, трудоустройства), к государственным органам (в госуслугах, безопасности государства), к бизнесу (в промышленности, ТЭКе, транспорте, финансах) и собственно в сфере медиа и коммуникаций.
Например, для медучреждений предусмотрена агрегация историй болезней и клинических исследований в единой базе данных. Также предлагается развивать сервисы дистанционной диагностики и консультаций и разработать систему электронного рецепта, которая позволит покупать лекарства онлайн (хотя с 1 июля 2015-го продажа лекарств в интернете запрещена поправками в закон об обращении лекарственных средств).
В сфере образования рекомендуется создать систему дистанционного школьного и профессионального образования. Предложено разработать онлайн-платформу, которая позволит учебным заведениям консультироваться с бизнесом насчет того, какие компетенции выпускников наиболее востребованы. Особо подчеркивается необходимость обучения специалистов в сфере информационных технологий — оно должно субсидироваться государством или частными компаниями.
Что касается промышленности, то в мало вовлеченных в интернет отраслях, таких как ТЭК, предлагается создать систему для сбора данных добывающих и перерабатывающих предприятий, которая поможет лучше контролировать стратегически важные предприятия.
Предустановки не будет
Одной из основных идей документа является необходимость импортозамещения. «Ключевая роль государства здесь состоит в обеспечении поддержки локальному бизнесу, предложение ему лучших условий, нежели зарубежным игрокам», — подчеркивается в документе. Речь идет о поисковых системах, антивирусных программах и интернет-магазинах, пишет ИРИ.
Самые горячие споры вызвал пункт, в котором предлагалось обязать западные компании предустанавливать отечественные приложения на смартфоны, планшеты и телевизоры Smart TV (с возможностью подключения к интернету) перед их продажей на российском рынке, говорит Клименко. Предполагалось, что будет создан список таких обязательных интернет-сервисов.
Конкуренция действительно велика: например, в середине сентября Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала американскую Google нарушителем закона «О защите конкуренции». Жалобу подал «Яндекс»: по мнению российской компании, Google, владеющая операционной системой Android, ограничивала производителей в сотрудничестве с конкурирующими сервисами, в том числе с самим «Яндексом». Например, Google якобы запретила предустановку сервисов «Яндекса» на смартфонах и планшетах Explay, Prestigio и Fly. Теперь Google грозят штрафы до 15% от выручки в России — точный размер взыскания ФАС определит в октябре.
Но в итоговый текст пункт о предустановке все-таки не войдет, подтвердили Клименко и представители нескольких интернет-компаний.
По оценке исполнительного директора ассоциации «Отечественный софт» (объединяет около 100 производителей ПО) Евгении Василенко, доля российских продуктов на местном рынке софта, который оценивается в 120 млрд руб. в год, сейчас не превышает 25%. Хотя в большинстве сегментов уже есть российские решения, подчеркивает она.
За и против
Представитель Mail.ru Group официально комментировать вопрос о доминировании иностранных программ отказался, при этом сама компания в сентябре договорилась о предустановке своего почтового и новостного сервисов и социальной сети «Одноклассники» на предназначенный для российского рынка смартфон Honor 7 производства Huawei. Ее игры Jungle Heat и Iron Desert на свои смартфоны и планшеты, предназначенные для продаж по всему миру, поставит также Fly.
В пресс-службе «Яндекса» говорят, что в компании не считают необходимым на законодательном уровне ограничивать конкуренцию: «Россия как раз одна из немногих стран, где высокая конкуренция благоприятствует постоянному развитию качества поисковиков и появлению новых сервисов и технологий».
Гендиректор онлайн-кинотеатра Tvzavr.ru Марина Сурыгина отмечает, что для видеосервисов, особенно российских, все-таки можно было бы предусмотреть преференции, так как они решают еще одну проблему — с засильем нелегального контента в Рунете. Предустановка «кинотеатров» на смартфоны могла бы стать хорошим стимулом для человека смотреть легальные фильмы, а не выискивать пиратские ресурсы, считает Сурыгина.
Управляющий директор «Лаборатории Касперского» в России, странах Закавказья и Средней Азии Сергей Земков считает, что российским производителям ПО важно иметь преференции в рамках госзаказов, особенно тем из них, кто только пытается пробиться на рынок.
После согласования предложенной концепции в целом будут разработаны «дорожные карты» — вероятно, также при участии экспертов ИРИ, говорит представитель института Андрей Воробьев, в сотрудничестве с профильными министерствами. По его словам, уже понятно, что понадобятся «дорожные карты» по развитию направления «больших данных» (big data), по созданию российских суперкомпьютеров, микрочипов, 3D-принтеров, робототехники, сервисов дистанционной медицины и образования.