Многофункциональные центры могут стать выходом из кризиса рынка торговых площадей, считают эксперты.
Рынок торговых площадей в Санкт-Петербурге постепенно близится к насыщению. Тем не менее участники рынка уверены, что именно у формата многофункциональных комплексов большое будущее, и со временем в таких комплексах будут совмещаться все большее количество разных сегментов недвижимости. "В ближайшее время наступит насыщение сегмента торговых площадей. Главным образом, это происходит в связи с тем, что в городе присутствует довольно ограниченное число брэндов розничных операторов", - считает начальник отдела маркетинга управляющей компании "Адамант" Алексей Старовойтов. По его мнению, сложилась ситуация, когда торговые комплексы "зеркалят" друг друга, то есть имеют практически одинаковый набор арендаторов. Тенденция прихода в город новых торговых операторов, несомненно, прослеживается. Однако она заметно отстает от темпов строительства торговых центров. "Перед девелопером встает выбор - либо строить классический торгово-развлекательный комплекс и заполнять его стандартным набором арендаторов, либо часть площадей использовать по другому назначению, создавая тем самым дополнительные центры притяжения для посетителей, сокращая финансовые риски и срок возврата денежных средств. То есть идти по пути создания МФК. Для максимально эффективного использования большого земельного участка этот путь в нынешних рыночных условиях становится единственно правильным выбором", - резюмирует эксперт.
Как подчеркнул в беседе с корреспонденттом РБК директор по консалтингу Becar Commercial Property Spb Олег Спивак, для инвесторов проще реализовывать однофункциональные объекты. Однако рынок вынуждает девелоперов обращать внимание на МФК: тенденция к укрупнению форматов комплексов и приход на российский рынок европейских традиций неизбежно ведет к появлению все большего количества крупных проектов, совмещающих несколько функций.