Прирост рынка общественного питания Петербурга в 2005г. составил 15%.
Прирост рынка общественного питания Петербурга в 2005г. составил 15%. Такую оценку сделали специалисты ГК "Бекар". Эксперты отмечают, что при общих высоких темпах роста ресторанного рынка, развитие различных его сегментов происходит неравномерно. Так, по данным Бюро исследований бизнеса, в 2005г. общее количество недорогих ресторанов увеличилось на 10-12%. Количество дорогих, гастрономических ресторанов - напротив - сокращается. Многие рестораны, изначально позиционировавшие себя как элитные, стали делать ставку на демократизацию: вводят специальные дисконтные программы, бизнес-ланчи, комплексные обеды. Наиболее динамично развивающимся сегментом городского рынка общественного питания в минувшем году стал сетевой фаст-фуд. Сейчас в Петербурге работает более 15 сетей предприятий быстрого обслуживания. По оценкам аналитиков компании Бекар, доля фаст-фуда уже достигла 33% общего количества всех городских предприятий общественного питания. Если до сих пор число торговых точек фаст-фуда ежегодно увеличивалось всего на 4%, то по итогам 2005г. эксперты зафиксировали прирост около 20%. Аналитики прогнозируют, что в 2006г. продолжится трансформация части одиночных заведений в сетевые проекты. Эксперты объясняют высокие темпы развития демократичного сегмента ростом доходов населения и изменением общественного отношения к походам в ресторан - кафе и недорогие рестораны стали восприниматься как доступная альтернатива домашним обедам.
Специалисты компании Бекар отметили еще одну тенденцию на ресторанном рынке Петербурга - децентрализацию. За прошлый год доля заведений общепита, находящихся в спальных районах города выросла с 38% до 45%. Это явление тесно связано с демократизацией заведений. Растут доходы жителей спальных районов, развивается формат "кафе у дома", имеющий небольшой круг постоянных посетителей. Другая явная причина смещения кафе и ресторанов в спальные районы - недостаток предложения и дороговизна аренды помещений в центе города. В обороте ресторанов расходы на аренду составляют от 15% до 25%. Однако ресторанный бизнес менее доходен по сравнению, например, с розничной торговлей. Поэтому, учитывая высокий уровень цен на рынке встроенной коммерческой недвижимости, наиболее дорогие и выгодные помещения в престижных местах редко арендуются и выкупаются под рестораны, их арендуют магазины, готовые платить больше. Только крупные сети способны арендовать такие помещения. Некоторые крупные сетевые заведения (например, McDonald's) возводят в спальных районах коммерческую недвижимость специально под свои требования.