Лента новостей
Трамп вновь призвал наказывать футболистов за неуважение к гимну США 05:48, Общество В Аргентине произошло землетрясение магнитудой 5,6 05:16, Общество Трамп подписал закон о содействии соблюдению прав человека в КНДР 05:00, Политика Россияне не пострадали при крушении плавающего автобуса в Миссури 04:40, Общество В Минфине США назвали условия для торговой сделки с Китаем 04:25, Экономика NYT узнала о секретной записи беседы Трампа о выкупе для модели Playboy 04:12, Политика NBC узнал о готовности Ирана к масштабным кибератакам в США и ЕС 04:07, Политика Вечно молодой: как современная медицина борется со старением 03:59, РБК и Ингосстрах Климкин назвал референдум в Донбассе «репетицией развала» Украины 03:32, Политика В ДНР сообщили о подрыве военнослужащих ВСУ на украинских минах 03:11, Политика Глава Минфина США рассказал о плане Rusal по выходу из-под санкций 03:00, Политика Disney уволила режиссера «Стражей Галактики» из-за оскорблений в Twitter 02:55, Общество Израиль и ХАМАС договорились возобновить перемирие в секторе Газа 02:15, Политика Трамп назвал лицемерами критиковавшие его за мягкость с Путиным СМИ 01:56, Политика В Калифорнии четырехлетний ребенок случайно застрелил своего брата 01:56, Общество Израильский военнослужащий погиб при обстреле на границе сектора Газа 01:26, Политика МИД назвал «псевдосенсацией» статью Guardian о встрече Бутиной с Кисляком 01:13, Политика S&P поверило в способность России пережить шоки от новых санкций 00:35, Экономика Минприроды пообещало рассмотреть проект о стратегически важных медведях 00:23, Общество Колобков попросил Путина внедрить Fan ID в чемпионате России по футболу 00:05, Общество Меня там нет: создайте афишу с вами и Брэдли Купером 20 июл, 23:59, РБК и IWC Брестский клуб ответил на фото «дома для Марадоны» за $20 млн в Минске 20 июл, 23:58, Общество PR-директор «Яндекса» Очир Манджиков покинет свой пост 20 июл, 23:53, Общество Личный состав МВД Дагестана подняли по тревоге после обстрела патруля 20 июл, 23:28, Общество Посольство Украины сообщило о выделении Киеву $200 млн от США на оборону 20 июл, 23:13, Политика В Минобороны сообщили о попытке прорыва боевиков в Сирии из Идлиба в Хомс 20 июл, 23:00, Политика Одежда с мозгами: как вещи заменяют врачей, тренеров и смартфоны 20 июл, 23:00, РБК и Ингосстрах Александр Мамут вернулся к управлению Rambler Group 20 июл, 22:35, Бизнес
Поставщики пожаловались на входные бонусы в "Ашане" и "Ленте"
Санкт-Петербург и область, 26 июн 2014, 10:43
0
Поставщики пожаловались на входные бонусы в "Ашане" и "Ленте"

Торговые сети и их поставщики — начали разбирать конфликты самостоятельно, без привлечения антимонопольной службы. Созданная самими компаниями комиссия потребовала от «Ашана», «О’кей» и «Ленты» не взимать с производителей плату при открытии новых магазинов - этот бонус доходил до 3% выручки. Если мирно договориться не удастся, дело будет передано в ФАС.

Несговорчивый француз

О том, что у торговых сетей слишком большие аппетиты, РБК-Петербург говорят многие участники рынка. Пробиться на полки гипермаркетов удается далеко не всем поставщикам. Самый грозный имидж у сети «Ашана». Как, например, сообщили корреспонденту РБК-Петербург в северо-западной группе компаний «Галактика» (производит молочную продукцию под марками Milk time, Tom and Jerry, “Большая кружка», «Сударыня», Valio), в настоящее время они сотрудничают почти со всеми торговыми сетями города. «Необработанным» пока остается только «Ашан». Покорить его молочники пытаются давно, но мешают им в этом жесткие требования французов и высокие запросы.

Для того, чтобы продукция «Галактики» попала на полки «Ашана», компании необходимо преодолеть множество сложностей. По словам директора группы компаний Максима Бырдина, сеть пытается каждый год увеличивать маржинальность на 2-3%. А такие аппетиты больно бьют по поставщикам.

Именно эти сложности помешали «Галактике» несколько лет назад договориться с «Ашаном». Однако теперь ситуация изменилась - компания нацелилась на экспансию в другие регионы, а для этого, по словам молочников, "Ашан" необходим.

Причем «Галактика» - не единственная местная компания, которой пришлось столкнуться со сложностями при заключении контракта с «Ашаном». О жестких условиях торговой сети рассказали и в молочной компании «Лосево». С 2007г. компания договорилась о сотрудничестве с французами, однако оно продлилось недолго. «Мы пришли к выводу, что для нас это тяжело. Нас не устроили бонусы, которые брала сеть», - сказала специалист отдела PR и рекламы группы компаний «Лосево» Валерия Иванова. Самому же «Ашану», по ее словам, не понравилось, что «Лосево», помимо развесной продукции, стало поставлять в гипермаркет товар в собственной упаковке. Кстати, переговоры с "Галактикой" ведутся именно о поставке продукта молочников под брендом "Ашан", уточнил сам ритейлер.

О жестких закупочных условиях крупных торговых сетей говорит и директор аналитического агентства Infoline Иван Федяков. «У «Ашана» традиционно были одни из самых жестких закупочных условий, потому что это очевидный лидер, крупнейшая международная сеть, третья по величине сеть в России (после «Магнита» и X5 Retail Group)», - сказал он.

Как пояснили в самой торговой сети, политика по закупкам едина для всей компании, а условия одинаковы для всех поставщиков, если они отвечают требованиям по качеству, срокам поставки и объемам производства.

«Мы активно сотрудничаем с производителями Ленинградской области и Санкт-Петербурга, но, к сожалению, небольшие предприятия не всегда могут выдержать объемы и сроки «Ашана»», - говорит менеджер по внешним коммуникациям компании Андрей Творогов. По его словам, сегодня компания активно сотрудничает с "Пискаревским молзаводом". Так же ведутся переговоры с другими производителями Ленобласти. Всего у компании 70 партнеров из Петербурга и Ленобласти.

Входные бонусы

Но проблемы у поставщиков возникают не только в отношениях с «Ашаном». Все другие крупные торговые сети, говорят участники рынка, ведут не менее жесткую политику. По мнения замдиректора «Пискаревского молочного завода» Георгия Житмарева, взаимодействия производителей с торговыми сетями непростые - из-за того, что сети заняли 86% рынка. Так как все сети в своей работе ориентируются друг на друга, то производитель имеет дело с единым покупателем. Государство не вмешивается во взаимоотношения производителя и сети - таким образом, по его мнению, производитель брошен на произвол судьбы, у него нет возможности торговать в таких условиях.

"Каждый год сети требуют все новых предусмотренных и непредусмотренных условий, шантажируя, что если их не предоставят, то товар вывезут из торговой сети. Производитель вынужден соглашаться. «Ашан» не является самой одиозной торговой сетью, его условия хоть и специфические, но непредусмотренных требований е него не было", - говорит Житмарев.

"Сеть - не просто бизнес, а система обеспечения продовольствием города. Сейчас продовольственная безопасность зависит от, условно говоря, "настроения девочки" . Плохое настроение – и нет какой-нибудь продукции в десятках магазинов. Город на это внимания не обращает", - говорит он.

В распоряжении РБК оказались письма Межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка (МЭС) к генеральным директорам трех российских сетей: Яну Дюннингу из «Ленты», Тони Майеру из «О’кей» и Жан-Пьеру Жермену из «Ашан Россия». МЭС сообщил сетям, что Комиссия по применению Кодекса добросовестных практик - «третейский суд» для ретейлеров и поставщиков — получает жалобы от производителей.

И вот, среди прочих, комиссия получила ряд жалоб на навязывание им маркетинговых услуг со стороны магазинов. В частности, сети брали плату за «обеспечение представленности товаров в новых (открываемых) торговых объектах», по сути — «входные бонусы». Подобные практики, напоминает комиссия, признаны недобросовестными, а навязывание маркетинговых услуг и вовсе запрещено законом «О торговле».

С жалобой на сети в комиссию обратилась Ассоциация производителей и потребителей масложировой продукции (объединяет крупнейшие отраслевые предприятия, такие как «Эфко», «Юнилевер», «Нэфис»). Она подтверждает, что ее члены были вынуждены перечислять ритейлерам до 3% их годового товарооборота в этих сетях. Платежи за открытие новых торговых точек зависят от формата магазина и величины поставщика, говорит один из производителей, пожелавший остаться неназванным. По данным другого источника, крупные сети могут брать с поставщика при открытии новой торговой точки до 0,6 млн руб., небольшие сети — 1,5 тыс. руб. за одну ассортиментную позицию на одну новую точку. Оформляются такие услуги как рекламирование товара, поставляемого в новые торговые центры, или проведение в новом магазине исследования покупательского спроса и рынка сбыта товаров заказчика, добавил собеседник РБК.

Директор по развитию «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков говорит, что большинство торговых сетей уже отказались от взимания подобного вида платежей. Один из поставщиков мясной продукции рассказал РБК, что бонус за открытие новых магазинов взимают в основном торговые сети из «второго эшелона».

Начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев отмечает, что недавно по поручению первого вице-президента Игоря Шувалова антимонопольное ведомство провело опрос среди поставщиков сетей о том, как сети перестраивают свою работу с ними. Многие ритейлеры отказываются от сложных неэластичных схем с бонусами, утверждает он, вместо этого они требуют меньшую закупочную цену.

Тень ФАС

Сети должны ответить на претензии не позднее 18 июля. Если ответа не последует и бонусы с поставщиков по-прежнему будут взиматься, следующее заседание комиссии по этому вопросу посетят представители Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и Минпромторга.

После вступления в силу резонансного закона «О торговле» в 2010 году ритейлеры отчаянно пытаются показать властям, что могут самостоятельно вырабатывать механизмы регулирования отрасли и вмешательство государства им не нужно. Комиссия по применению Кодекса добросовестных практик была учреждена 22 августа 2013 года, в нее вошли, в частности, президент группы «Дикси» Илья Якубсон, совладелец «М.Видео» Александр Тынкован, предправления «Союзмолока» Андрей Даниленко и глава «Руспродсоюза» Максим Протасов. Решения комиссии носят рекомендательный характер, но если к ним не прислушиваются, дальнейшее разбирательство происходит с участием ФАС. В мае 2014 года торговцы и поставщики договорились, что вместе с договором поставки будут подписывать соглашение о применении норм кодекса.

В сети «Лента» получение письма подтвердили, однако ответить на него еще не успели. «Лента» намерена работать вместе с другими торговыми сетями над выполнением положений кодекса», — заверила директор по связям с общественностью и госорганами Анна Мелешина. В «Ашане» и «О’кей» писем от комиссии еще не получали.

Анна Левинская, Алексей Кузьменко, Алена Рангаева