Ваш браузер использует блокировщик рекламы
Он мешает корректной работе сайта.
Добавьте www.rbc.ru в белый список. Как это сделать.
Лента новостей
В Казахстане против жены Аршавина завели уголовное дело 01:31, Общество Саакашвили пообещал «совсем скоро» вернуться на Украину 01:09, Политика Штаб Собчак ответил властям Крыма о признании полуострова российским 00:45, Политика «Шахтер» обыграл «Рому» в первом матче плей-офф Лиги чемпионов 00:39, Спорт Тимати отказался от запуска виртуального сотового оператора Stars Mobile 00:39, Бизнес Появились снятые с дрона новые кадры из Дебальцевского котла 00:29, Общество Эксперты указали на рост налоговой нагрузки вопреки обещаниям властей 00:15, Экономика Центр примирения заявил о срыве урегулирования в Восточной Гуте 21 фев, 23:27, Политика Патриарх Кирилл рассказал о «большего всего грешащих языком» людях 21 фев, 23:13, Общество Без поправки на творчество: как театры в России тратят деньги 21 фев, 23:12, Экономика Власти объяснили демонтаж двух наземных переходов в центре Москвы 21 фев, 22:57, Общество Президент Сербии передал Лаврову письмо для Путина 21 фев, 22:48, Политика Лига чемпионов по футболу. «Севилья» — «Манчестер Юнайтед». Онлайн 21 фев, 22:45, Спорт Небензя ответил постпреду США в ООН на слова о «режиме Путина» 21 фев, 22:37, Политика Дума поручила комитетам запросить в ЦБ и Генпрокуратуре данные о «Югре» 21 фев, 22:12, Финансы Посол Ирака ответил на сообщения о возможной покупке С-400 у России 21 фев, 22:01, Политика ЦСКА вышел в 1/8 финала Лиги Европы 21 фев, 21:56, Спорт В Германии задержали россиянина по делу о беспорядках на Евро-2016 21 фев, 21:55, Общество Россельхознадзор допустил запрет ввоза молока из ряда регионов Белоруссии 21 фев, 21:45, Бизнес В федерации пообещали вернуть бронзовую медаль Олимпиады Крушельницкого 21 фев, 21:25, Общество Бойцы Росгвардии получили награды за предотвращение побега «банды ГТА» 21 фев, 21:15, Общество Малахов рассказал о съемках «Прямого эфира» на военной базе в Сирии 21 фев, 21:11, Технологии и медиа Россия и Гондурас поделили 135-е место в индексе коррупции Transparency 21 фев, 21:01, Общество СМИ сообщили о выплате Олимпийским комитетом России $15 млн штрафа 21 фев, 20:56, Общество Саакашвили запретили въезд на Украину на три года 21 фев, 20:52, Политика В Федерации керлинга рассказали о дальнейших шагах в деле Крушельницкого 21 фев, 20:45, Общество ЦБ начал санацию банка «Советский» по новой схеме 21 фев, 20:35, Финансы Климкин заявил о готовности признать вину отдельных украинцев за Волынь 21 фев, 20:21, Политика
Поставщики пожаловались на входные бонусы в "Ашане" и "Ленте"
Санкт-Петербург и область, 26 июн 2014, 10:43
0
Поставщики пожаловались на входные бонусы в "Ашане" и "Ленте"

Торговые сети и их поставщики — начали разбирать конфликты самостоятельно, без привлечения антимонопольной службы. Созданная самими компаниями комиссия потребовала от «Ашана», «О’кей» и «Ленты» не взимать с производителей плату при открытии новых магазинов - этот бонус доходил до 3% выручки. Если мирно договориться не удастся, дело будет передано в ФАС.

Несговорчивый француз

О том, что у торговых сетей слишком большие аппетиты, РБК-Петербург говорят многие участники рынка. Пробиться на полки гипермаркетов удается далеко не всем поставщикам. Самый грозный имидж у сети «Ашана». Как, например, сообщили корреспонденту РБК-Петербург в северо-западной группе компаний «Галактика» (производит молочную продукцию под марками Milk time, Tom and Jerry, “Большая кружка», «Сударыня», Valio), в настоящее время они сотрудничают почти со всеми торговыми сетями города. «Необработанным» пока остается только «Ашан». Покорить его молочники пытаются давно, но мешают им в этом жесткие требования французов и высокие запросы.

Для того, чтобы продукция «Галактики» попала на полки «Ашана», компании необходимо преодолеть множество сложностей. По словам директора группы компаний Максима Бырдина, сеть пытается каждый год увеличивать маржинальность на 2-3%. А такие аппетиты больно бьют по поставщикам.

Именно эти сложности помешали «Галактике» несколько лет назад договориться с «Ашаном». Однако теперь ситуация изменилась - компания нацелилась на экспансию в другие регионы, а для этого, по словам молочников, "Ашан" необходим.

Причем «Галактика» - не единственная местная компания, которой пришлось столкнуться со сложностями при заключении контракта с «Ашаном». О жестких условиях торговой сети рассказали и в молочной компании «Лосево». С 2007г. компания договорилась о сотрудничестве с французами, однако оно продлилось недолго. «Мы пришли к выводу, что для нас это тяжело. Нас не устроили бонусы, которые брала сеть», - сказала специалист отдела PR и рекламы группы компаний «Лосево» Валерия Иванова. Самому же «Ашану», по ее словам, не понравилось, что «Лосево», помимо развесной продукции, стало поставлять в гипермаркет товар в собственной упаковке. Кстати, переговоры с "Галактикой" ведутся именно о поставке продукта молочников под брендом "Ашан", уточнил сам ритейлер.

О жестких закупочных условиях крупных торговых сетей говорит и директор аналитического агентства Infoline Иван Федяков. «У «Ашана» традиционно были одни из самых жестких закупочных условий, потому что это очевидный лидер, крупнейшая международная сеть, третья по величине сеть в России (после «Магнита» и X5 Retail Group)», - сказал он.

Как пояснили в самой торговой сети, политика по закупкам едина для всей компании, а условия одинаковы для всех поставщиков, если они отвечают требованиям по качеству, срокам поставки и объемам производства.

«Мы активно сотрудничаем с производителями Ленинградской области и Санкт-Петербурга, но, к сожалению, небольшие предприятия не всегда могут выдержать объемы и сроки «Ашана»», - говорит менеджер по внешним коммуникациям компании Андрей Творогов. По его словам, сегодня компания активно сотрудничает с "Пискаревским молзаводом". Так же ведутся переговоры с другими производителями Ленобласти. Всего у компании 70 партнеров из Петербурга и Ленобласти.

Входные бонусы

Но проблемы у поставщиков возникают не только в отношениях с «Ашаном». Все другие крупные торговые сети, говорят участники рынка, ведут не менее жесткую политику. По мнения замдиректора «Пискаревского молочного завода» Георгия Житмарева, взаимодействия производителей с торговыми сетями непростые - из-за того, что сети заняли 86% рынка. Так как все сети в своей работе ориентируются друг на друга, то производитель имеет дело с единым покупателем. Государство не вмешивается во взаимоотношения производителя и сети - таким образом, по его мнению, производитель брошен на произвол судьбы, у него нет возможности торговать в таких условиях.

"Каждый год сети требуют все новых предусмотренных и непредусмотренных условий, шантажируя, что если их не предоставят, то товар вывезут из торговой сети. Производитель вынужден соглашаться. «Ашан» не является самой одиозной торговой сетью, его условия хоть и специфические, но непредусмотренных требований е него не было", - говорит Житмарев.

"Сеть - не просто бизнес, а система обеспечения продовольствием города. Сейчас продовольственная безопасность зависит от, условно говоря, "настроения девочки" . Плохое настроение – и нет какой-нибудь продукции в десятках магазинов. Город на это внимания не обращает", - говорит он.

В распоряжении РБК оказались письма Межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка (МЭС) к генеральным директорам трех российских сетей: Яну Дюннингу из «Ленты», Тони Майеру из «О’кей» и Жан-Пьеру Жермену из «Ашан Россия». МЭС сообщил сетям, что Комиссия по применению Кодекса добросовестных практик - «третейский суд» для ретейлеров и поставщиков — получает жалобы от производителей.

И вот, среди прочих, комиссия получила ряд жалоб на навязывание им маркетинговых услуг со стороны магазинов. В частности, сети брали плату за «обеспечение представленности товаров в новых (открываемых) торговых объектах», по сути — «входные бонусы». Подобные практики, напоминает комиссия, признаны недобросовестными, а навязывание маркетинговых услуг и вовсе запрещено законом «О торговле».

С жалобой на сети в комиссию обратилась Ассоциация производителей и потребителей масложировой продукции (объединяет крупнейшие отраслевые предприятия, такие как «Эфко», «Юнилевер», «Нэфис»). Она подтверждает, что ее члены были вынуждены перечислять ритейлерам до 3% их годового товарооборота в этих сетях. Платежи за открытие новых торговых точек зависят от формата магазина и величины поставщика, говорит один из производителей, пожелавший остаться неназванным. По данным другого источника, крупные сети могут брать с поставщика при открытии новой торговой точки до 0,6 млн руб., небольшие сети — 1,5 тыс. руб. за одну ассортиментную позицию на одну новую точку. Оформляются такие услуги как рекламирование товара, поставляемого в новые торговые центры, или проведение в новом магазине исследования покупательского спроса и рынка сбыта товаров заказчика, добавил собеседник РБК.

Директор по развитию «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков говорит, что большинство торговых сетей уже отказались от взимания подобного вида платежей. Один из поставщиков мясной продукции рассказал РБК, что бонус за открытие новых магазинов взимают в основном торговые сети из «второго эшелона».

Начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев отмечает, что недавно по поручению первого вице-президента Игоря Шувалова антимонопольное ведомство провело опрос среди поставщиков сетей о том, как сети перестраивают свою работу с ними. Многие ритейлеры отказываются от сложных неэластичных схем с бонусами, утверждает он, вместо этого они требуют меньшую закупочную цену.

Тень ФАС

Сети должны ответить на претензии не позднее 18 июля. Если ответа не последует и бонусы с поставщиков по-прежнему будут взиматься, следующее заседание комиссии по этому вопросу посетят представители Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и Минпромторга.

После вступления в силу резонансного закона «О торговле» в 2010 году ритейлеры отчаянно пытаются показать властям, что могут самостоятельно вырабатывать механизмы регулирования отрасли и вмешательство государства им не нужно. Комиссия по применению Кодекса добросовестных практик была учреждена 22 августа 2013 года, в нее вошли, в частности, президент группы «Дикси» Илья Якубсон, совладелец «М.Видео» Александр Тынкован, предправления «Союзмолока» Андрей Даниленко и глава «Руспродсоюза» Максим Протасов. Решения комиссии носят рекомендательный характер, но если к ним не прислушиваются, дальнейшее разбирательство происходит с участием ФАС. В мае 2014 года торговцы и поставщики договорились, что вместе с договором поставки будут подписывать соглашение о применении норм кодекса.

В сети «Лента» получение письма подтвердили, однако ответить на него еще не успели. «Лента» намерена работать вместе с другими торговыми сетями над выполнением положений кодекса», — заверила директор по связям с общественностью и госорганами Анна Мелешина. В «Ашане» и «О’кей» писем от комиссии еще не получали.

Анна Левинская, Алексей Кузьменко, Алена Рангаева

×
Ваш браузер устарел
Пожалуйста, обновите его или установите новый.
Ваш браузер не обновлялся уже несколько лет. За это время некоторые сайты стали использовать новые технологии, которые он не поддерживает и не может корректно отобразить страницу. Чтобы это исправить, попробуйте установить новый браузер.